Меморандум Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
События на Манежной площади 11 декабря 2010 года являются симптомом крайне тревожных тенденций в общественно-политическом и социально-экономическом развитии Российской Федерации, способных в перспективе создать непосредственную угрозу межнациональному миру и стабильности и, как следствие, территориальному единству Российского государства. Стремительно меняющийся облик больших и малых городов, формирование де-факто изолированных этнических кварталов, экспорт северокавказской «зеленой революции» с ее кровавыми терактами в Москву способствуют росту неуверенности в завтрашнем дне у русского большинства населения, а замалчивание существующих проблем придает возрождающейся русской этничности потенциально деструктивные формы.
Меморандум Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН

Бунт на Манежной площади: две стороны одной медали

Аликберов А.К., Арешев А.Г., Скаков А.Ю.

 

События на Манежной площади 11 декабря 2010 года являются симптомом крайне тревожных тенденций в общественно-политическом и социально-экономическом развитии Российской Федерации, способных в перспективе создать непосредственную угрозу межнациональному миру и стабильности и, как следствие, территориальному единству Российского государства. Стремительно меняющийся облик больших и малых городов, формирование де-факто изолированных этнических кварталов, экспорт северокавказской «зеленой революции» с ее кровавыми терактами в Москву способствуют росту неуверенности в завтрашнем дне у русского большинства населения, а замалчивание существующих проблем придает возрождающейся русскойэтничности потенциально деструктивные формы. На сегодняшний день отсутствиеэффективной работы органов власти (местной, региональной и федеральной) прихорошо известной практике обогащения отдельных её представителей на различных уровнях,в том числе за счет труда мигрантов, создают необходимые условия дляпревращения проблемы межэтнических отношений в основную проблему, угрожающуюстабильности Российской Федерации. Динамика происходящего в некоторыхцентрально-русских областях (включая такой многонациональный мегаполис, какМосква), районах Кубани и Ставрополья, а также в некоторых республиках Поволжьяи Северного Кавказа позволяет прогнозировать дальнейшее усиление процессоввзаимного отчуждения представителей различных национальных и конфессиональныхгрупп, что создает крайне серьезные угрозы для межнационального имежконфессионального мира и согласия в России.

 

Необходимо признать, что единственной потенциально серьезной протестнойсилой в областях с преимущественно русским населением будет русскийнационализм, в то время как в регионах со смешанным или преимущественномусульманским населением – исламский радикализм. Эти две крайности тем не менеесходятся на одном и том же – идее справедливости, равенства всех людей передзаконом. Ограничение легального политического пространства не позволяет этимсилам открыто выражать свои политические взгляды, что приводит к эффектупарового котла, который периодически взрывается под действием избыточногодавления пара.

 

Исламский экстремизм и русский национализм – две стороны одной медали, двекрайности, каждая из которых при определенных условиях способна разрушитьРоссийское государство, ввергнув его в пучину гражданской войны. Исламскиерадикалы пытаются создать мусульманский халифат на Северном Кавказе – по ихмнению, только ислам способен консолидировать разобщенных горцев. Власть в этомхалифате должна принадлежать «истинным» мусульманам: ключевое слово здесь –«истинные», поскольку в эту категорию не входит подавляющее большинство мусульманСеверного Кавказа. Русские националисты хотели бы видеть во главе государстваистинно русскую власть, только она одна способна сохранить русский народ,сберечь его. И здесь ключевое слово – «истинный», и так же крайне узок кругэтих избранных, проверенных на чистоту крови до седьмого колена.

 

Для обеих этих угроз и вызовов существует одно и то же решение, единственныйальтернативный мобилизационный проект – формирование общероссийской гражданскойидентичности, привлекательной для граждан страны всех национальностей. Эта идеяпока еще плохо совместима с обвальной деградацией культурного иобразовательного уровня населения, архаизацией форм экономической деятельности,упрощением социальной структуры общества, маргинализацией больших группнаселения. В существующих условиях идеологического вакуума неизбежно будетпобеждать целостная система ценностей, носители которой предпочитают её, а неформальное соблюдение требований российского законодательства. Поэтому внынешних условиях объединяющей большинство граждан может стать идеясправедливости, идея неформального верховенства закона, выступающая источникомлегитимности государства и его права на существование, приоритетного поотношению к иным формам коллективной самоорганизации.

 

Поразительно, но «дальнее зарубежье» – что на Востоке, что на Западе, давнои прочно воспринимает россиян как единую российскую/русскую (Russian) нацию(nation), которую представляет русский народ, но такжеи другие народы, среди которых есть и мусульмане. Определение Nationality(национальность) во всем мире подразумевает гражданство, и только у нас –принадлежность к этносу. Даже слово «нация» восходит к латинскому определениюнарода и государства. А у нас спорят и боятся: одни - из опасения, что вобщем котле исчезнут малые народы, другие – что русский народ потеряет ясныеэтнические ориентиры, свои исконные корни, будет превращаться в нечто аморфноеи неопределенное.

 

Несомненно, советский геополитический проект обеспечивал более надежныйуровень социального и межнационального согласия, нежели современный российский,прежде всего благодаря использованию выверенной и продуманной национальнойполитики. В России долгое время единой национальной политики не было вовсе. Задва десятилетия, прошедшие после развала СССР, в стране выросло новоепоколение, для которого «дружбу народов» заменила горечь развода бывшихбратских республик. Для русской молодежи Кавказ и особенно Чечня стали символомвойны и отчуждения, образ врага приобрел явные кавказские черты. Вакуум,образовавшийся на месте государственной идеологии в области межнациональныхотношений, стал заполняться теми установками, которые воспроизводились втрадиционных местных обществах, свободных от какой бы то ни было объединяющейидеологии, но зато изобилующей стереотипами и штампами – как на СеверномКавказе, так в других регионах страны. Сначала это отчуждение отчетливопроявилось в армии, затем – и в других институтах общества. Какое-то времямежэтническое отчуждение отвлекало внимание молодежи от их реальных проблем,связанных с социальной неустроенностью, но зато сейчас они усиливают друг другаи собирают на Манежной площади не только с антикавказскими, но и с социальнымилозунгами, от которых к радикальным политическим лозунгам – один шаг. Особеннона фоне этого массового акта гражданского неповиновения, нашедшего поддержку исочувствие у значительного числа москвичей.

 

Поддержка государством религиозного возрождения, в том числе исламского,также усиливало брешь отчуждения среди граждан одной страны, разделяя их порелигиозному признаку. А между тем хорошо известно, что современное государствоможет достичь успехов в гражданском строительстве только на основе светских,общечеловеческих ценностей, единых для представителей всех религий и культур. Вразвитых странах церковь не случайно отделена от государства, вмешательствогосударства как арбитра в сферу конфессиональных отношений пагубно и опасно.Конституционно она отделена от государства и у нас, но реальная практикапредполагает введение государственных памятных дней, связанных с религиознойисторией, пусть даже очень важной, и даже школьные предметы религиозногосодержания, правда, пока на добровольной основе.

 

Воспитание толерантности, о котором так много говорят после событий наМанежной площади, само по себе вряд ли будет способствовать преодолениюксенофобии и этнического отчуждения, если не бороться с реальными социальнымиболячками, вызывающими ксенофобию. Сложившаяся ситуация требует реализациицелого комплекса мер общественно-политического, социально – экономического,культурно – идеологического и информационного характера. В их числе Центризучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковеденияРАН предлагает, в частности, следующие:

 

- принятие жестких мер, направленных на формированиеединого законодательного поля в Российской Федерации не только де-юре, но иде-факто;

- совершенствование межбюджетных отношений, повышениеих прозрачности, в частности – в отношении межбюджетных отношений Центра исубъектов федерации на  Северном Кавказе;

- развитие институтов гражданского общества, честныйи открытый диалог общества и власти, в том числе и с теми, кто выступает сострокритических позиций в отношении тех или иных действий власти;

- упорядочение российского законодательства,регулирующего вопросы миграции и предоставления гражданства. Гласная борьба совсеми коррупционными проявлениями, прежде всего в сфере экономики;

- выработка специфических мер профилактическоговоздействия по отношению к особым категориям преступлений, в том числе и в сфереэтнической преступности;

- повышение ответственности гражданина за публичныевысказывания или демонстрационные материалы (тексты), направленные наразжигание национальной или религиозной розни;

- выработка программы действий по интеграциипредставителей кавказских народов в российское общество, исходя из принципа«равных возможностей» и отсутствия протекционизма по этническому или клановомупризнаку. Эти меры необходимо применять по всей территории РоссийскойФедерации, в том числе и в республиках Северного Кавказа;

- решение в крупных российских городах проблемынедостаточного количества мечетей – в противном случае, как это имело местонедавно в Москве, мусульманские богослужения превращаются в скрытыедемонстрации, вызывающие, в свою очередь, раздражение местного населения;альтернативой этому может быть полный отказ от трудовых мигрантов изЦентральной Азии, что не может не сказаться на темпах экономического развитиягосударства;

- системное вовлечение науки, научного и экспертногознания в механизмы принятия политических решений на различных уровнях, в томчисле и в сфере национальной политики.

 

 

http://www.central-eurasia.com/

 


Поделиться: