Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Украина-ЕС: доверие или доверчивость?

22.01.2011

Автор:

Теги:

Украина-ЕС: доверие или доверчивость?

Украина-ЕС: доверие или доверчивость?

Анализ  последних внешнеполитических  тенденций,  а  также  действий руководства Украины свидетельствует  о  том,  что  после  смены  власти цели и интересы Киева в отношении европейского вектора  внешней  политики  приобрели  более четкие очертания.

От  пустых  разговоров  и  деклараций  украинское  руководство  перешло  к формированию  и реализации  конкретного  плана  по  достижению европейских  стандартов  экономической  и политической жизни.

Обращая  внимание  на  более  прагматичный подход  нынешнего  руководства  Украины  при решении  большинства  внутренних  проблем, Евросоюз  в  очередной  раз  предоставляет украинскому  руководству  определённый  кредит доверия,  как  это  было  во  времена  В.Ющенко, в  надежде  на  совершение  Киевом  конкретных шагов  и  достижение  им  чётких  результатов. Подтверждением  этому  является  утверждение плана  действий  по  отмене  визового  режима по  результатам  14-го  саммита  Украина-ЕС, официальное  заявление  Президента  Европейского  Совета  Хермана  Ван  Ромпея  о  намерении завершить в 2011 году переговоры по Соглашению об  ассоциации Украина-ЕС,  а  также  подписание протокола, который предоставляет Украине доступ к некоторым программам ЕС.

На сегодняшний день можно констатировать, что  европейское  направление  развития Украины не вызывает неприятия ни на западе, ни на востоке страны, что фактически свидетельствует о выборе украинским обществом пути дальнейшего становления  своего  государства  и  может  выступать  в качестве консолидирующего фактора. В  то  же  время,  эффективность  и  глубина дальнейшего  сотрудничества  Украины  и Европейского Союза зависят как минимум от двух основных факторов: первый – достижение Киевом конкретных  результатов  на  каждом  из  этапов европейской  интеграции;  второй    динамика развития  отношений  между  ЕС  и  Россией, климат которых может либо активизировать, либо сдерживать  участие  Украины  в  интеграционных процессах.

Очевидным  является  тот  факт,  что Европейский  союз  «устал»  от  пустых  обещаний и  фактического  бездействия  предыдущей власти,  а  также  от  внутриполитической разбалансированности  в  Украине,  что  само  по себе  не  способствовало  реализации  поставленных  целей  на  пути  к  ЕС.  Поэтому  сегодня можно  наблюдать  демонстрацию  основными европейскими  институтами,  в  том  числе  и Еврокомиссией,  доброжелательного  отношения к  нынешнему  украинскому  руководству  и  тем шагам, которые оно предпринимает для реального сближения с Европой.

При  этом  необходимо  учитывать,  что оказанный кредит доверия со стороны ЕС является своеобразной  «проверкой»  сегодняшней  власти Украины  на  дееспособность  и  умение  «держать слово».  Об  этом  можно  судить  по  недавнему заявлению  Президента  Европейской  комиссии Жозе  Мануэля  Баррозу  о  том,  что  «прогресс  в области  либерализации  визового  режима  сейчас находится  в  руках  Украины».  О  конкретных сроках  предоставления  Украине  безвизового режима  чиновник  предпочёл  умолчать,  сделав при  этом  акцент  на  готовности  Еврокомиссии «предоставить техническую помощь Украине для проведения необходимых реформ».

В то же время, одним из основных факторов некоторого  изменения  подхода  к  украинскому государству  со  стороны  Еврокомиссии  является обеспечение  Украиной  энергетической  безопасности, о чем, в частности, В.Янукович сообщил в начале 14-го саммита Украина-ЕС. Кроме того, нельзя не учитывать сегодняшнюю приоритетность для  Европейского  Союза  сотрудничества  в «треугольнике» Украина-ЕС-Россия.

Умение работать в команде может позволить нынешнему  руководству  Украины  достичь серьёзных результатов. При  этом вряд ли можно говорить  о  выполнении  всех  требований  Плана действий  по  отмене  визового  режима  в  2011 году.  Во-первых,  это  связано  с  необходимостью принятия  довольно  сложного  законодательства, адаптированного к требованиям ЕС, а во-вторых, –  с  большими  финансовыми  затратами,  так как  Украина  должна  «обеспечить  адекватную инфраструктуру,  техническое  оборудование, финансовые  и  человеческие  ресурсы»  для работы  пограничников  и  всех  связанных  с  ними учреждений.

Не  следует  также  забывать  об  изначальной настроенности  европейских  чиновников  к скорости  предоставления  украинскому  государству безвизового режима, учитывая отсутствие на сегодняшний  день  консолидированной  позиции по  данному  вопросу  в  самом  Европейском Союзе. В частности, в Плане действий по отмене визового  режима  подчеркивается,  что  даже безупречное выполнение Киевом всех требований ЕС не дает  гарантий отмены  виз для украинцев, а  окончательное  решение  будут  принимать Европарламент  и  Европейский  Совет  «с  учетом общего состояния взаимоотношений Евросоюза и Украины».

Борис Уваров, г. Чернигов, политический эксперт, менеджер международных проектов Полесского фонда международных и региональных исследований

Статья входит в Ежегодный информационно-аналитический бюллетень №3/2010 "Украина-Россия. Второе  дыхание".

фото: www.anekdot.ru

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение