Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Невозвращенец номер один

21.01.2011

Автор:

Теги:



 Подготовил Олег Горбунов

В январе 2011 года скандал вокруг нового дела по нецелевому расходованию средств, выделенных правительству Юлии Тимошенко, вышел на международный уровень. 13 января Чехия признала политическим беженцем Богдана Данилишина, экс-министра экономики при Тимошенко. Это может означать, что Европейского Союза решили более внимательно отнестись к «закручиванию гаек» на Украине и могут начать снова давить на украинское руководство по поводу «сворачивания демократии» и «нажима на свободу слова и оппозицию». Это снова напомнит на конец правления Леонида Кучмы, являющегося политическим наставником и идеалом для нынешнего президента Украины Виктора Януковича.

Аспекты этого вопроса разъясняют украинские и российские эксперты, отвечая на вопросы:

 

Как повлияет на отношения Украины с Евросоюзом предоставление экс-министру экономики Украины Богдану Данилишину политического убежища в Чехии? Означает ли это, что ЕС постепенно начинает признавать политический режим Украины "несвободным" и подбирает рычаги давления на украинское руководство? 

 

Владимир Фесенко, директор Центра политического анализа «Пента» (Киев):

Пока речь идет только о косвенном влиянии. Создан значимый прецедент. Европа на уровне одной из стран-членов ЕС показала, что она видит в уголовных делах против членов команды Ю.Тимошенко не только криминал, но и определенную политическую составляющую. Тем самым на дипломатическом языке высказывается озабоченность Европы нынешним состоянием отношений между властью и оппозицией в Украине. Этот прецедент означает также, что завтра любой член команды Ю.Тимошенко или другой оппозиционер, находящийся под прессом обвинений со стороны украинской прокуратуры, может претендовать на политическое убежище в странах ЕС. Не факт, что статус политического беженца будет предоставляться автоматически. Каждый конкретный случай будет изучаться отдельно, на предмет того, чего в нем больше - криминала или политики. Данилишин ведь тоже отсидел в чешской тюрьме три месяца. Конечно же, в украинском руководстве и в Партии регионов прецедент с Данилишиным может спровоцировать обиды и на чехов и на европейцев. Но обида, как известно, плохой советчик в вопросах политики.

 

Генпрокуратура явно заигралась  в своей «арестной игре» с оппозицией. Аресты и уголовные дела против деятелей оппозиции бьют по репутации Президента В.Януковича, ухудшают отношение к нему в Европе. Надо делать выводы. Но это не значит, что нужно отворачиваться от Европы и сворачивать европейскую интеграцию. В ходе недавнего визита в Киев еврокомиссара Ш.Фюле украинское руководство подтвердило неизменность курса на европейскую интеграцию и на завершение подготовки Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. 

 

Для Европы Украина это не Россия (которая очень значима для Европы как геополитический и геоэкономический партнер), но и пока не Беларусь. Новый политический режим в Украине не воспринимается как однозначно авторитарный, нарастание проблем с демократией в Украине европейцы замечают, но пока не делают драматичных выводов. Санкций в отношении украинского руководства Брюссель вводить не собирается. Во всяком случае, пока и в ближайшей перспективе. То, что произошло (прецедент с Данилишиным, критика по поводу арестов деятелей оппозиции) это даже не «желтая карточка». Это скорее выражение озабоченности и профилактическое замечание. ЕС заинтересован сохранять Украину в орбите своего влияния и постепенно привязывать к своей политико-экономической системе, но без полной интеграции. Но если авторитарные тенденции в украинской политике будут нарастать, то и позиция Европы будет более критичной, а соответственно может произойти и охлаждение в украино-европейских отношениях. А пока и Европа и Украина ищут новую тональность в своих отношениях, которая соответствовала бы новым политическим реалиям. Европа «грозит пальчиком» украинским руководителям и говорит «ай-я-яй», а украинские руководители играют перед Европой роль провинившегося школьника, который вроде бы нечаянно «разбил окно» в галерее демократических стандартов. 

 

Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Москва):

Пока что никак не повлияет. На данный момент это первое, лёгкое предупреждение Украине формата Януковича. Это нормальный инструмент, которым Европа будет пользоваться в отношении постсоветского пространства всё чаще. Сам Данилишин, персонально – далеко не та фигура, чтобы она могла на что-то повлиять. Плюс ко всему он не политик, а «министр экономики». Думаю, не ошибусь, если скажу, что практически все министры экономик на постсоветском демократическом пространстве – в той или иной степени преступники. На Украине, в данный момент, нет вообще ни одной фигуры (включая Тимошенко), которая, сбежав из страны, могла бы стать интересной, действуя из-за рубежа. В этом плане Янукович может быть спокоен: швейцарского Ленина для Украины пока не существует.

Пока что, в тестовом режиме, подбираются варианты опрессовки Украины – на всякий случай. Они, включая безотказные «права человека», «свободу слова» и т.п. будут включены, когда Москва попытается притянуть Киев на свою сторону в очередном сырьевом противостоянии с Европой. В том, что такое произойдёт, сомневаться не приходиться: «третий энергетический пакет», принятый Евросоюзом, жёстко отделит производителей сырья от транзитных стран. Москву, когда она построит все свои «потоки», попытаются оставить без этих труб. Конечно, Украина, при Януковиче, не рискнёт пойти против Брюсселя, даже в режиме экономического шантажа.

 

Виктор Пироженко, член Экспертного совета Фонда стратегической культуры, кандидат философских наук (Киев):

Скорее всего, такое решение властей Чехии никак ощутимо не повлияет на отношение украинского руководства к Евросоюзу. Об этом можно говорить с достаточно большей долей уверенности. Во-первых, украинская сторона демонстрирует большую заинтересованность в сближении с ЕС, чем собственно сам ЕС. Следовательно, есть у неё некие мотивации, заставляющие очень терпимо относиться даже к тем шагам Евросоюза, на которые следовало бы реагировать жёстче. В эти мотивации входит и большая экономическая заинтересованность крупного украинского капитала в тесном сотрудничестве с чиновничьими структурами ЕС и правительствами стран-членов ЕС, чем у ЕС с Украиной. Одним из факторов, которые будут удерживать украинскую сторону от проявления открытого недовольства решением Чехии, является заинтересованность Украины в успешном окончании переговоров об ассоциации с ЕС и об облегчении визового режима.

 

А вот о ЕС этого сказать нельзя. Решение властей Чехии идёт в русле общей тенденции последних месяцев на усиление дипломатического давления ЕС в адрес украинских властей. Пока оно проявлялось на уровне риторики, в частности, во время недавнего визита в Киев европейского комиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле. Он повторил всю риторику оппозиции по поводу политических преследований и покушений на свободу слова и пообещал, что никакой европерспективы для Украины при продолжении такой политики не будет. Политическое убежище Данилишину – это первый практический, не на словах, а на деле – шаг давления на украинскую власть и одновременно, практическое признание «недемократического», по мнению чиновников ЕС, характера политического режима на Украине.  

Но, одновременно с этим, продолжаются переговоры на интересующую ЕС и Украину тему экономических взаимоотношений с Украиной. До визита Фюле были неоднократные заявления еврочиновников о том, что прекращение при новом президенте войны между ветвями власти и общий деловой настрой новой власти создают лучшие условия для отношений между Украиной и ЕС.

Видимо, в ЕС идёт борьба двух тенденций: с одной стороны, есть некая заинтересованность в экономических отношениях с Украиной и желание не допустить её сближения с Россией, в чём особенно заинтересованы именно новые члены ЕС из бывшего соцлагеря, включая Чехию. С другой -  нежелание мириться с возможным прекращением политической карьеры антироссийски и прозападно настроенными политиками, которые обвиняются сугубо в уголовных преступлениях.

Очевидно, что именно незаинтересованность в полном утверждении на Украине дружественно настроенной к РФ власти является главным мотивом для давления ЕС на Украину. Именно в этом – основная причина осознанного применения двойных стандартов Евросоюзом в отношении властей Украины. В 2005 году, во время преследований «оранжевой» властью по аналогичным обвинениям представителей правительства Януковича и его окружения никакой реакции ЕС не было.

 

Сергей Баранов, политический социолог (Москва):

Очевидно, что Евросоюз даёт Украине сигналы по поводу соблюдения установленных для неё политических правил. И Данилишин - не единственный. Пока это инициатива Чехии как отдельной страны. Но уже в прошлом году Украина исключена из списка «свободных» стран. Пока всё это далеко не последние предупреждения, но за ними просматривается скоординированная «мягкая» политика с целью не допустить выхода Украины из-под контроля, и как политического режима Януковича, и как определённой геополитической реальности. Европейцы (лучше сказать, евроатлантисты) боятся, и не без оснований, что Украина повторит путь Белоруссии при Лукашенко и окажется в одной лодке с Россией и её союзниками. Изначально, в отличие от Лукашенко, Янукович и его лагерь не планировали изолироваться от Запада. Ещё в 2007-2009 гг. они установили ряд негласных договорённостей с Ющенко и американскими политиками обеих администраций о сохранении статус-кво на Украине в обмен на допуск к власти. Аналогичные обязательства были даны и Евросоюзу. Во-первых, сохранение оппозиции и т.н. демократии как канала открытого влияния и контроля; во-вторых, украинского националистического государства в прежнем виде, дистанцированного от России. Но для создания стабильного режима «регионалы» вынуждены всерьёз «закручивать гайки» и выполнять кое-какие обещания восточному электорату, идущие вразрез с мононациональной государственностью (Бандера, курс на «слив» Киевского патриархата и т.п.). Кроме того, они пытаются овладеть экономическими рычагами. И вот Европа обозначает красные флажки. Но отношение вряд ли испортятся: это ни в интересах ни Януковича, ни Евросоюза.

 

Андрей Тамбовцев, председатель общественной организации «Молодежный Союз Левых Сил» (Луганск):

Геополитика в Украине сродни Беларуси: ни с Западом, ни с Россией – лишь бы удержать власть. А когда речь заходит об экономике - украинский вариант напоминает персонаж одного анекдота: метание  то к Западу, то к Востоку с целью получения кредитов для «поддержания штанов». То есть избежание дефолта происходит благодаря продолжающимся  поступлениям траншей многомиллиардного кредита Международного валютного фонда. По разным причинам, Россия не захотела тянуть на себе «украинское экономическое бремя», и тогда взгляд руководства страны повернулся в сторону Запада.  Прецедентом с Данилишиным Европейский Союз (это не позиция Чехии, такие вещи в системе ЕС решаются коллективно) дает понять, что не верит и не поддерживает эксперимент Януковича под названием «управляемая демократия». Европейский Союз «мягко» навязывает  свои правила игры. Страну, которая пытается выживать за счет кредитов, легко поставить в определенные рамки. Данной ситуацией не преминули воспользоваться партия «Батькивщина» и многочисленные оппозиции, огласив об оказываемой поддержке со стороны ЕС и многочисленных победах «справедливости» и «демократии». В самом ЕС относятся скептически: им известно многое о деятельности правительства Тимошенко и ее соратников, но закрывать глаза «на охоту на ведьм», видя,  как и через какие схемы распоряжаются кредитными средствами – явно не собираются. В ЕС понимают: от перемены власти в Украине ситуация внутри страны не изменилась. Что касается самого Данилишина, то ему повезло. Причем повезло больше, чем в свое время Лазаренко.

Предоставление беженцу политического убежища само по себе говорит о стране с однобоким правосудием и преследованием оппозиции. Как только Янукович стал Президентом, он сразу же объявил об аудите деятельности прошлого Кабмина, доказательствах его коррупции, хищениях бюджетных средств и об их обязательном обнародовании. Причем доверили аудит американской фирме, но американцы проработали и уехали. Обнародования результатов не было. В Украине, как и в самом ЕС, никто не ставит под сомнения вину Тимошенко, Луценко, Данилишина и прочих «оранжевых» деятелей в вопросах махинаций и хищений, но расследование данных преступлений выглядит как корпоративная месть, как борьба с конкурентами на предстоящих парламентских, и даже президентских выборах. В Европейском Союзе давно подобраны рычаги давления на украинское руководство, и это давление будет усиливаться. Для Украины в ЕС подобран свой сценарий и своя ниша. В самой стране назревает  смена элит. Причем это не будет замена одного олигархического клана другим, - это будет полная смена элит и политических партий, даже с возможной люстрацией. В Украине победит та сила, которая обеспечит  приоритет интересов общества над интересами отдельных групп (промышленно-финансовых, политических, а также внешних центров влияния), как говорит Василий Волга, «ориентированная на потребности подавляющего большинства людей, не относящихся ни к олигархии, ни к высшей государственной бюрократии».

 

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение