Москва - активный инициатор мирного процесса вокруг Нагорного Карабаха

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Москва, как и в предыдущие два года, намеренна сохранить за собой роль активного медиатора в процессе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. На фоне процессов, происходящих на Западе очевидно, именно у России сегодня есть время и желание продвигать мирный процесс по Нагорному Карабаху. То, что этот территориальный спор между Арменией и Азербайджаном, входит в сферу внешнеполитических приоритетов России, очевидно. В конце 2010 года на официальном сайте министерства иностранных дел России был опубликован список 24 основных внешнеполитических событий 2010 года, в числе которых указан и переговорный процесс вокруг Нагорного Карабаха.
Москва - активный инициатор мирного процесса вокруг Нагорного Карабаха

Москва - активный инициатор мирного процесса вокруг Нагорного Карабаха

Эльмира Таривердиева

Москва, как и в предыдущие два года, намеренна сохранить за собой роль активного медиатора в процессе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. На фоне процессов, происходящих на Западе очевидно, именно у России сегодня есть время и желание продвигать мирный процесс по Нагорному Карабаху. То, что этот территориальный спор между Арменией и Азербайджаном, входит в сферу внешнеполитических приоритетов России, очевидно. В конце 2010 года на официальном сайте министерства иностранных дел России был опубликован список 24 основных внешнеполитических событий 2010 года, в числе которых указан и переговорный процесс вокруг Нагорного Карабаха.

"Высокую международную оценку получило продолжение посреднической деятельности России в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию, в рамках которой состоялись трехсторонние встречи президентов России, Азербайджана и Армении Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна 25 января в Сочи, 17 июня в Санкт-Петербурге, 27 октября в Астрахани", - говорится в сообщении МИД.

Нагорно-карабахский вопрос важен для России не только в силу того, что пространство СНГ по словам президента Дмитрия Медведева входит в сферу "привилегированных интересов" Кремля, но и в силу того, что сегодня США и Франция готовятся к важным политическим процессам в ближайшем будущем.

Перед саммитом ОБСЕ в Астане медиаторы в конфликте надеялись на продвижение процесса переговоров Армении и Азербайджана. Однако, шанс был упущен. 

В году наступившем Вашингтон и Париж, в силу объективных обстоятельств, сосредоточатся на внутренних проблемах.

США в будущем году вступают в завершающую фазу президентской гонки. Подготовка к предвыборной кампании заставит Вашингтон в спешном порядке решать вопросы, которые могут повлиять на исход выборов. В первую очередь это касается вопроса окончания военной операции НАТО в Афганистане, проблем безработицы в США, вопросов стабилизации экономической ситуации, реформы здравоохранения.

В такой ситуации, у нынешней администрации просто не останется времени и возможностей для усиления роли США в процессе переговоров между двумя южнокавказскими странами. США продолжат исполнять свою роль сопредседателя, ограничиваясь, скорее всего, лишь присутствием в Минской группе ОБСЕ. Да и долгожданное прибытие посла США в Азербайджан ситуацию вряд ли поменяет кардинально. Новый посол, назначенный президентом Обамой в обход Сената, по процедуре будет находиться на посту только год, который в первую очередь будет потрачен на улучшение тональности отношений между Баку и Вашингтоном.

То же касается и второй страны-сопредседателя МГ - Франции, которую в 2012 году также ожидают президентские выборы. Прошедший год стал для президента Николя Саркози непростым испытанием. Финансовый кризис привел к тому, что власти Франции предприняли уж слишком много непопулярных шагов, которые вызвали недовольство народа. Меры по поддержанию макроэкономической стабильности, не принесли положительных результатов. Уровень безработицы во Франции неуклонно растет, доходы населения падают.

Если в самое ближайшее время экономическая ситуации в Европе не стабилизируется, Франция, согласно худшим прогнозам, может оказаться следующей в списке стран, претендующих на финансовую помощь от ЕС. 

Исходя из этого, политика президента Саркози и в 2011 году будет строиться вокруг исключительно внутриполитических задач: пенсионной реформы, реформы налога на недвижимость и реформы юстиции.

При этом Россия, которая тоже готовится к выборам, не перестает уделять пристальное внимание мирному процессу вокруг Нагорного Карабаха.

Уже запланирована встреча министров иностранных дел Азербайджана, России и Армении - Эльмара Мамедъярова, Сергея Лаврова и Эдварда Налбандяна, которая должна на 24 января в Москве.

Эта встреча инициирована министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

В силу того, что предвыборная ситуация в России кардинально отличается от ситуации в двух других странах-сопредседателях МГ, Россия, имеет все шансы укрепить позиции в роли самого активного переговорщика между Баку и Ереваном.

 Участие в делах постсоветских стран, важный пункт деятельности Кремля. Обозначенная президентом России Дмитрием Медведевым "зона привилегированных интересов" в сознании российского обывателя – территория, которая имеет право претендовать на внимание Москвы. После развала СССР, бывшие советские республики никогда не будут считаться чужими для России. И если усилия Кремля будут направлены на разрешение территориального спора между Баку и Ереваном, народ не станет упрекать лидеров в внешнеполитическим усилиям, в ущерб внутренним проблемам.  

Учитывая вышесказанное, именно России, скорее всего, будет принадлежать большинство инициатив по мирному процессу вокруг Нагорного Карабаха в 2011 году.

 

Поделиться: