Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Герой нашего времени Грант Динк

21.01.2011

Автор:

Теги:

Герой нашего времени Грант Динк


19 января 2011 года исполнилось четыре года со дня убийства турецкого журналиста армянского происхождения Гранта Динка. Он был застрелен при входе в редакцию газеты «Акос» в 2007 г. С тех пор, как он основал свое издание, целью его жизни стало непредвзятое освещение событий прошлых лет, связанных с армянами и Османской империей, состоянием национальных меньшинств в Турции, ситуацией с демократизацией и модернизацией своей страны и т.д.

Началом его преследований можно считать статью от 6 февраля 2004 года о приемной дочери национального лидера Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которая, по всей видимости, была армянкой по происхождению. Сабихе Гёкчен, возможно, является одной из немногих армян, которым удалось спастись от резни во время геноцида, организованного младотурецким правительством Османской империи. Госпожа Гёкчен является национальным героем Турции, и таким же символом, каким является Кемаль Ататюрк. В ее честь названы улицы, площади в разных городах Турции, аэропорт в Стамбуле.., вот почему статья вызвала широкий резонанс в обществе. Если учитывать, что в государстве, где армянофобия является чуть ли не государственной линией, не сложно догадаться о последствиях для автора статьи. Вскоре на митинге, организованном националистами напротив редакции Динка, появились транспаранты и плакаты со словами: «Динк, ты наша мишень!»… Это было лишь началом.

Несмотря на угрозы Динк не приостановил свою деятельность, за что постоянно попадал в поле зрения полиции, правительства и ультраправых сил. За продолжение своей неугодной турецким властям деятельности Динк был неоднократно осужден судами Турции различных инстанций по многим статьям:

·        за «оскорбление турецкой идентичности», за поднятие тем, связанных с нацменьшинствами,

·        за «оскорбление национального достоинства турок» из-за его выражения: «враждебность турок отравляет армянам кровь» и т.д.

Подобно Г. Динку многие граждане Турции, в том числе турки по национальности, подвергались гонениям в своей стране. Современная политика Турции рассчитана на умалчивание событий начала ХХ в., когда целенаправленно было истреблено несколько сотен тысяч христиан: армян и понтийских греков, а также представителей других национальностей Османской империи.

Те же, кто осмеливаются поднять эту тематику на общественном или научном уровне, подвергаются репрессиям со стороны турецкого правительства. Одним из ярких примеров является лауреат Нобелевской премии Орхан Памук, употребивший слово «геноцид» в отношении западных армян – автохтонов Восточной Анатолии[1]. Но если г-н Памук длительное время проживал вне самой Турции, Г. Динк не желал покидать своего отечества, за что впоследствии и поплатился жизнью. Несмотря на участившиеся перед его смертью угрозы и просьбы о защите, правительство не сделало ничего, чтобы спасти Динка. И хотя непосредственный убийца был взят, до сих пор суду не известно имя заказчика. Существуют косвенные улики, указывающие на причастность самых влиятельных правительственных кругов турецкого государства. Есть также сведения о том, что полиция обладала информацией о его убийстве, но не стала предпринимать никаких противодействующих шагов.

«Для нынешней политической власти Турции важно не раскрытие, а процесс, который они смогут использовать в своих целях: с одной стороны продемонстрировать Европе, что в Турции судят чиновников и полицейских, а с другой – припугнуть националистов внутри страны. Проблема в том, что турецкое руководство не заинтересовано в результате процесса, не заинтересовано в получении окончательного списка обвиняемых по делу Динка», - считает армянский тюрколог Артак Шакарян[2].

По сути, найти того самого заказчика можно будет только в том случае, если произойдет серьезная утечка информации от людей причастных к данному делу, или же от приближенных заказчика. Разоблачение вполне вероятно также в случае прихода к власти радикальных оппозиционеров, желающих попортить жизнь нынешней администрации. А на данный момент мы имеем лишь продолжающееся судебное дело…

И хотя это жестокое убийство нельзя было назвать неожиданным, шок и потрясение испытала не только значительная часть турецкого общества, но и мировое сообщество. Во всем мире проводилась акция в память Г. Динка. Он сумел завоевать уважение и любовь людей благодаря своей мужественной и справедливой позиции не только в отношении армян и других нацменьшинств османской империи, но и в отношении положения дел в Турции вообще. Он прекрасно понимал, в какой стране он живет и на что идет, но желание торжества справедливости было в нем намного сильнее страха.

В одном из интервью он очень откровенно ответил: «Если хотите знать точно, то страх сопровождает меня ежедневно. Вы когда-нибудь наблюдали за голубем? Он все время вращает головой, вздрагивает при каждом шорохе и готов при малейшем поводе улететь прочь. Это нельзя назвать жизнью, только я, в отличие от голубя, не могу никуда улететь»[3]. Он и не желал никуда улетать, несмотря на постоянные уговоры близких ему людей, поскольку  хотел продолжать свою борьбу за демократизацию Турции. Он считал, что в этой стране жили его предки, и он вправе умереть в той стране, в которой родился. Несмотря на многочисленные острые разговоры и обвинения властей, Динк любил свою родину и был настоящим патриотом. Он подобно Шарлю Азнавуру, который считает себя армянином сердцем и французом душой, был армянином и турком одновременно.

Позиция Динка иногда вызывала недовольство других турецких армян: он, в частности, осудил их требования сделать признание геноцида условием для вступления Турции в ЕС. Когда французские парламентарии выступили с законодательной инициативой по запрещению отрицания геноцида армян, Динк выступил против и объявил, что сам готов отправиться за решетку ради защиты свободы слова. Грант Динк оказался одним из немногих, кто не побоялся идти против государственной машины, поскольку выступал от имени справедливости и свободы в широком смысле этого слова, но, к сожаленью, он оказался слишком передовым для своего государства. Благодаря именно таким людям человечество быстрее шло к прогрессу, однако, не всегда они бывают поняты и приняты в свое время. Будем надеяться, что ситуация будет меняться в лучшую сторону и Турция сумеет построить более открытое и демократичное общество, поскольку это именно та цель, к которой стремятся истинные патриоты любой цивилизованной страны.

Тигран Манасян



[1] До середины ХХ в. эта территория обозначалась  как Западная Армения

[2] http://www.regnum.ru/news/1366116.html

[3] http://www.rian.ru/analytics/20070124/59635843.html


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение