Россия, Москва

info@ia-centr.ru

“Шторм над Каспием” и роль ГУАМ в геоэнергетических войнах США

21.01.2011

Автор:

Теги:

Подписание договора о транзите нефти по нефтепроводу “Одесса-Броды”  с поставками крупных партий азербайджанской нефти через Украину по своповым схемам в Беларусь (в соответствии с договорами – в США) и договоры о ежегодных поставках на Украину крупных партий азербайджанской нефти и газа, фактически,  в обмен на продажу Азербайджану украинского оружия на фоне противоречивого поздравления Президента Азербайджана 31 декабря, расцениваемого как призыв присоединить  населенные “азербайджанцами” северные районы Ирана, а также отработка Баррозу в Баку сценария по созданию условий для возникновения конфронтационной ситуации с “размораживанием” нагорно-карабахского конфликта, потенциально переходящего в вооруженный конфликт, позволяющий “третьи игрокам” перейти к более решительным действиям по “обеспечению безопасности диверсификации поставок энергоресурсов в Европу”, на фоне недавних заверений министра обороны США о важной роли Баку в “международной коалиции”, – свидетельствуют об отведенной ГУАМ роли Троянского коня в процессе военного проникновении США в богатейший нефтегазовый каспийский бассейн с ограничением влияния России на страны Черноморско-каспийского региона, попадающие в геополитическую ловушку с втягиванием в международный военный конфликт, призванный помешать объединению трех геополитических соперников США в Евразии – РФ, Китая и Ирана – в единый блок.

Во время охлаждения отношений Украина- РФ осенью 2010 года Украина подписала значительное число контрактов в сфере торговли оружием и поставкам, транзиту энергоресурсов со странами-поставщиками энергоресурсов и импортерами оружия, втянутыми в гонку вооружений в каспийском регионе, опасаясь утратить роль страны-транзитера. В тот же период стала активизироваться работа по реанимации ГУАМ, совещание министров иностранных дел которой предполагается провести в январе 2011 года в Киеве “в целях обсуждения дальнейших направлений взаимодействия”. Решение о проведении встречи было принято на заседании Совета МИД ГУАМ 2 декабря 2010 г. в Астане в рамках саммита ОБСЕ. Ожидается, что предметом  встречи в Киеве будет рассмотрение вопросов председательства Украины, урегулирования локальных конфликтов, а также основные направления взаимодействия в рамках международных организаций.  Показательно, что новое молдавское правительство заявляет, что у Молдавии, Грузии и Азербайджана существует общая “перспектива” урегулирования территориальных конфликтов. В частности, в утвержденной 14 января программе нового кабинета министров Владимира Филата отмечается намерение Кишинева “укреплять отношения с Азербайджаном и Грузией из перспективы общих интересов по урегулированию конфликтов”. Согласно документу, Молдавия рассчитывает на совместное с Грузией и Азербайджаном “демократическое и экономическое развития пространства ГУАМ Черноморского региона”.

Премьер-министр Японии Наото Кан дал высокую оценку активной роли Украины в ГУАМ – важном региональном механизме содействия демократии и экономическому развитию, с которой Япония поддерживает диалог и сотрудничество в формате “ГУАМ плюс Япония”, говорится в совместном заявлении премьер-министра Японии Наото Канна и Президента Украины Виктора Януковича от 19 января с.г. относительно украинско-японского партнерства. В свою очередь, Янукович дал высокую оценку результатам семинаров в сферах содействия туризму и энергоснабжению, которые были организованы и профинансированы Японией и способствовали углублению сотрудничества между членами ГУАМ.

Показательно, что во время встречи 19 января с.г. в Баку глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров и министр иностранных дел Грузии Григола Вашадзе отметили успешное сотрудничество между странами в реализации энергетических проектов в регионе. Они также обсудили возможность выступления с единой позиции по вызывающим взаимный интерес вопросам в ряде международных организаций, в особенности, возможность реализации совместных проектов с Европейским Союзом.

Азербайджан старается наладить “стабильный коридор” в/через Украину. Согласно договоренностям, достигнутым между Беларусью, Азербайджаном и Венесуэлой, Азербайджан с весны 2011 года будет поставлять нефть в Беларусь и США по своповой схеме, сообщил еще 27 декабря 2010 года азербайджанский сайт 1news.az со ссылкой на руководителя государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнага Абдуллаева, а азербайджанские и белорусские СМИ сообщили в начале ноября 2010 года о подписании своп-контрактов между Беларусью, Азербайджаном и Венесуэлой,  в результате которых Беларусь получит не менее 4 млн. тонн нефти в год.

Наряду с этим, президент  Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев сообщил 19 января журналистам во время пребывания на Украине, что Государственная нефтяная компания Азербайджана в 2011 году планирует поставить на Украину и в Беларусь для нужд нефтепереработчиков 6-8 млн тонн нефти сорта Azeri Light. ”В этом году от 6 до 8 млн тонн нефти совместно на Украину и в Беларусь мы обеспечим”, – сказал он после церемонии открытия заправки ГНКАР в Николаевской области. Абдуллаев добавил, что на Кременчугский НПЗ украинской группы “Приват” в 2011 году будет поставлено больше нефти, нежели в 2010 году, когда завод получил 1 млн 614 тыс. тонн сырья из Азербайджана.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми 28 октября с.г. в Киеве  между Президентами Януковичем и Алиевым, в конце декабря 2010 года между Киевом и Баку подписано соглашение о ежегодных поставках на Украину 5 млн. тонн нефти и 7 млрд. кубометров газа. “Заключен договор между Азербайджаном, Беларусью и Венесуэлой по своповым поставкам нефти. С 2011 года начнем поставки нефти в Беларусь, взамен получим нефть в Венесуэле, которую мы намерены продавать в США”, – сказал 29 декабря 2010 года президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев.

17 января с.г. ОАО “Укртранснафта” и ЗАО “Белорусская нефтяная компания” (БНК) подписали на два года с возможностью дальнейшей пролонгации договор на гарантированный транзит 4 млн тонн нефти ежегодно по нефтетранспортной системе Украины с использованием нефтепровода Одесса-Броды к Мозырскому НПЗ (Беларусь). По сообщению замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Игоря Кирюшина, Украинская сторона ведет переговоры с БНК о возможности поставок ежегодно по Одесса-Броды 4 млн т азербайджанской нефти, получаемой БНК по схеме замещения венесуэльской нефти, для нужд Дрогобычского НПЗ (НПК “Галичина”, Львовская обл.), Надворнянского НПЗ (“Нефтехимик Прикарпатья”, Ивано-Франковская обл.) группы “Приват”. Несмотря на заверения министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко о том, что договор БНК и “Укртранснафты” никак не затрагивает интересы России по транзиту нефти через Украину в Европу, геополитическая и складывающаяся геоэкономическая ситуация с активным участием соперников России, свидетельствует об обратном.

Напомним, что в декабре 2010 г. сообщалось, что Беларусь ожидает поставки азербайджанской нефти с марта 2011 г. По словам заместителя председателя концерна “Белнефтехим” Бронислава Сивого, “в Беларусь будет поступать азербайджанская нефть, которая будет идти по своп-контракту через Венесуэлу”, сообщает сайт oilnews.com.ua. В октябре БНК и венесуэльская PDVSA заключили соглашение на поставку 30 млн тонн нефти в 2011-2013 гг. (по 10 млн тонн ежегодно), однако сегодня ясно, что нефтепровод будет загружен в меньших объемах, чем предполагалось, поскольку увеличение закупок дешевого сырья в рамках договоренностях с РФ о беспошлинной поставке сырья на свои НПЗ может привести к тому, что Беларусь не выполнит своих обязательств по прокачке своповой “венесуэльской” нефти. Ситуация осложняется тем, что 18 января с.г. Беларусь приостановила экспорт дизельного топлива в Европу из-за очередного спора с Россией о цене на нефть. Россия не планирует возобновлять поставки нефти в Беларусь как минимум до 20 января, когда запланирована встреча премьер-министров двух стран Владимира Путина и Михаила Мясниковича. Российские компании справедливо хотят поднять цену нефти на 45 долл. за тонну, поскольку Беларусь увеличила на 12,5% тарифы на транзит нефти с 1 февраля этого года. Напомним, что в январе Россия планировала поставить в Беларусь 1,5 млн. тонн нефти.

Напомним, что, по данным интернет ресурса oilnews.com.ua ДП “Ливела” импортировало на Украину в 2010 году более миллиона тонн азербайджанской нефти без уплаты НДС и акцизного сбора. При этом отгрузка производилась только в адрес ПАО “Укртатнафта” (группа “Приват”), – единственного поставщика азербайджанской нефти на Украину с 2009 года. По информации Антимонопольного комитета, госбюджет Украины не дополучил 3 миллиарда гривен вследствие безналогового импорта нефтепродуктов компанией “Ливела”, приведшего также к остановке некоторых украинских НПЗ. “Всего завезли из-за рубежа 1,55 млн тонн нефтепродуктов, из них – 408 тысяч тонн азербайджанской нефти, поставленной на Кременчугский НПЗ (группа украинско-израильского миллиардера Игоря Коломойского “Приват”), остальные – светлые нефтепродукты и более двух тысяч тонн печного топлива”, – сказал председатель Полтавского областного территориального отделения АМКУ Владимир Онищенко. Возникновение 22 декабря 2010 года    судебного решения Высшего админсуда о продолжении действия налоговых льгот для компании “Ливела” сулит большие деньги, пишет эксперт Сергей Куюн в материале для “Зеркала недели”. Знаковым является тот факт, что суд вынес данное решение после отзыва заявлений истцами – Энергетической таможней, Государственной налоговой администрацией в Полтавской области и прокуратурой Кременчуга. Вместе с тем, премьер-министр Украины Николай Азаров в интервью “5 каналу” сказал 18 января с.г., что кабмин Украины сделает все возможное, чтобы деятельность компаний подобных “Ливела” была невозможной.

Несмотря на это, глава государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR заявил во время визита на Украину 19 января с.г. о росте в 2011 г. объема поставок нефти на Кременчугский НПЗ (ПАО “Укртатнафта”) группы “Приват” из Азербайджана. “В 2011 г., по нашим оценкам, на Кременчугский НПЗ будет поставлено больше нефти, нежели в 2010 г., когда завод получил 1,614 млн т сырья из Азербайджана”, – отметил глава SOCAR. Перед этим глава правления “Укртатнафты” Павел Овчаренко заявил, что предприятие готово увеличить импорт нефти из Азербайджана в текущем году в 3,1 раза (на 3,386 млн тонн) по сравнению с прошлым годом, до 5 млн тонн в случае введения в Украине пошлин на импортные нефтепродукты. Напомним, что ПАО “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) – крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод, который украинско-израильский миллиардер Игорь Коломойский противоречиво отсудил во время оранжевого режима у российской “Татнефти”, в связи с чем, с 2007 г. оперативный контроль над “Укртатнафтой” установила группа “Приват”, через структуры которой поставляется азербайджанская нефть без уплаты НДС и акцизного сбора. Уже 20 января с.г. oilnews.com.uaсообщил о том, что Надворнянский и Дрогобычский НПЗ группы “Приват” рассчитывают до февраля 2011 года заключить контракты с Азербайджаном и Беларусью на поставку легкой каспийской нефти с использованием нефтепровода Одесса-Броды. Каждый из заводов планирует импортировать доо 1,5 миллионов тонн нефти в год.

О серьезности намерений Азербайджана освоить рынок энергоресурсов Украины говорит и тот факт, что Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР/SOCAR) открыла 19 января с.г. пять автозаправочных станций в Николаевской и Одесской областях Украины. Показательно, что присутствующий на торжественном открытии глава компании Ровнаг Абдуллаев сообщил, что розничная сеть SOCAR будет развиваться преимущественно на юге и западе Украины, а также в столичном регионе. Он сообщил о намерениях “реализовать множество энергетических проектов в стране”, отметив, что в планах компании до конца текущего года расширить розничную сеть в Украине до 50 АЗС, а в ближайшие пять лет – до 500.

С осени 2010 года Украина активизировала свои контакты в сфере военно-промышленного комплекса со странами-экспортерами оружия, в частности, с Азербайджаном.  Как известно, Азербайджан является крупнейшим импортером украинского оружия. ”Всфере ВПК также есть хорошие традиции. На протяжении многих лет Азербайджан закупает военную технику, вооружение в Украине. Мы очень довольны уровнем этого сотрудничества, которое имеет хорошую перспективу роста. Наши финансовые возможности несоизмеримо больше, чем в первые годы независимости. Затраты на оборону Азербайджана в следующем году составят более 3 млрд. долларов. Большая часть пойдет на закупку и производство техники внутри нашей страны. Мы начали создавать военно-промышленный комплекс в Азербайджане, сегодня его продукция уже демонстрируется на международных выставках и экспортируется. И также должен сказать, что частично это было создано с помощью украинских партнеров. Есть совместные предприятия в этой сфере, и мы намерены развивать сотрудничество”, – цитирует газета “День”  интервью Президента Азербайджана Алиева накануне его официального визита в Киев 27 октября 2010 года.

По открытым данным украинских и азербайджанских СМИ, Азербайджан интересуется покупкой современного украинского танка “Оплот” и с представителями Минобороны Украины давно ведутся переговоры на данную тему. По сообщению 8 января азербайджанского информационного агентства  1news.az, первый образец новейшего украинского танка “Оплот”, созданной Харьковским конструкторским бюро имени Морозова, к которому проявляет интерес Азербайджан, в рамках украинской экспозиции будет показан на 10-й Международной выставке вооружений IDEX-2011 в Абу-Даби, которая будет проходить с 20 по 24 февраля с.г. По сообщению16 декабря 2010  информационного ресурса PanARMENIAN.Net, Украина ведет переговоры с рядом зарубежных стран по поставке переносного противотанкового ракетного комплекса ”Скиф”. По данным Центра анализа мировой торговли оружием, на сегодня заказчиками “Скифа” уже являются, помимо вооруженных сил Украины, Азербайджан и Беларусь, имеющая контракты с Венесуэлой не только в области энергоресурсов, но и военной сфере. Также ведутся переговоры о поставках противотанкового вооружения в западные страны, сообщает Siteua.

Министерство обороны Украины не исключает возможности вовлечения Украины в военные конфликты, о чем говорится в “Концепции дальнейшего реформирования Вооруженных сил Украины на период до 2015 года”. Несмотря на то, что до 95% вооружения и военной техники Вооруженных сил Украины морально и физически устарели, главный инспектор Министерства обороны Украины Валерий Фролов в интервью журналу “Войско Украины” ( 12 за 2010 год) выразил беспокойство по поводу того, что подавляющее большинство продукции ОПК продолжает идти на экспорт.”Также не может не тревожить тот факт, что 90-95% общего объема производства продукции на предприятиях отечественного оборонно-промышленного комплекса идет на экспорт. Безусловно, что валютные поступления в бюджет Украины от продажи оружия являются существенными и достаточно необходимыми для государства. Не опровергая такую позицию, однако, отметим: существующее критическое состояние ОВТ украинской армии требует совсем другого сосредоточения основных усилий национального ОПК – на его перевооружение”, – сказал инспектор.

Фролов констатировал, что за 19 лет независимости на вооружение ВСУ принято лишь 93 новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники (ОВТ), что были созданы на отечественных предприятиях оборонно-промышленного комплекса. “При этом количественный показатель всего объема новейшего и модернизированного ОВТ сегодня не превышает 10%; остальные 90% являются морально и физически устаревшими, что нуждается в закупке новейших или модернизации старых образцов”, – сказал он. Кроме этого, по его словам, “есть основания утверждать, что далеко не вся номенклатура ОВТ, которая нужна Вооруженным силам Украины, может сегодня выпускаться предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК)”.

По информации пресс-службы премьера, основной боевой танк “Оплот” является эффективной боевой машиной, предназначенной для обеспечения подвижной защищенной огневой мощи на всех видах местности. Танк “Оплот” имеет хорошую защиту, обладает высокой маневренностью на поле боя и стратегической мобильностью. Следует заметить, что ранее оппозиционная Партия регионов Украины заявляла, что 12 танков “Оплот” Украина продаст в Грузию по заниженным ценам.

Война в Грузии с применением оружия и участием технического персонала из Украины и результаты визита Виктора Януковича в Китай еще раз показали, что Украина продолжает торговать оружием без оглядки на интересы своего стратегического партнера – Россию. На фоне вскрытия впечатляющих особенностей украинско-грузинского сотрудничества режимов Ющенко-Саакашвили, несколько в стороне оказались подобные сделки с Азербайджаном. Так, еще в 1990-е годы МИД АР в докладе за 1993 год, представленном в Регистр обычных вооружений ООН, признал продажу Украиной Азербайджану 100 танков и 10 боевых самолетов. С тех пор поставки вооружений в Кавказский и Прикаспийский регион возросли. По мнению ряда независимых аналитиков и журналистов, выводы Временной следственной комиссии Верховного Совета Украины по выяснению обстоятельств и установлению фактов поставок в Грузию украинской военной техники свидетельствует о значительном сходстве параметров украинско-грузинского и украинско-азербайджанского “военно-технического сотрудничества”.  Осенью 2010 года Украина подтвердила намерения расширить военно-техническое сотрудничество с Грузией и Азербайджаном.  По мнению экспертов, под видом запасных частей в Азербайджан завозились разукомплектованные вооружений, конечная сборка которых осуществлялась в Азербайджане, свидетельством чего является также бурный рост производственных мощностей Министерства оборонной промышленности Азербайджана.  В связи с выявленными комиссией фактами обслуживания украинскими расчетами зенитно-ракетных комплексов “Бук-М1″ в ходе боевых действий в Южной Осетии, в нашем контексте важно спрогнозировать профессиональное поведение украинских инструкторов и летчиков в случае возобновления нагорно-карабахского конфликта на новом витке развития.

По данным экспертов, оранжевый режим поставлял вооружение в Грузию и Азербайджан в ущерб обороноспособности Украины. При этом Грузия предоставляла воздушные и наземные транзитные возможности для поставок оружия в Азербайджан. В связи с этим показателен факт того, что украинский олигарх Вадим Рабинович, неоднократно упоминаемый в прессе в связи с незаконными поставками оружия в зоны военных конфликтов, в начале августа 2009 года был награжден высшими наградами Службы внешней разведки и Службы безопасности Украины. Факт интересен и потому, что еще в 1990 гг. Вадиму Рабиновичу по обвинениям в связях с международной оргпреступностью, был запрещен въезд в США и Украину.

Министр обороны Украины Михаил Ежель в числе перспективных направлений военно-технического сотрудничества с Азербайджаном назвал ремонт на украинских предприятиях оружия, вооружений и техники из Азербайджана, а также оказание помощи в создании совместных ремонтных предприятий на азербайджанской территории. На заседании украино-азербайджанской комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества министр сказал о возможности Украины и заинтересованности азербайджанской стороны в поставках, ремонте и восстановлении зенитно-ракетных комплексов, в частности, С-125. “Мы продемонстрировали возможности этого комплекса после его модернизации. Азербайджанская сторона также заинтересовалась самолетами АН – их закупкой и техническим сопровождением”, – добавил Михаил Ежель.

В интервью 24 декабря 2010 года начальник Генштаба Вооруженных Сил Украины заявил о приоритетности создания украинского ракетного комплекса “Сапсан”, а также восстановления и модернизации имеющегося вооружения: “Мы определили как приоритет создание к 2016 году практического образца ракетного комплекса “Сапсан”. Выбор создания украинской оперативно-тактической ракеты и оснащение такими ракетными комплексами ВСУ стало крупнейшим военно-политическим проектом и ключевым тестом формируемой Военной доктрины Украины.

По сообщению информагентства “Укринформ” от 17 января с.г. украинская госкомпания “Укрспецэкспорт” планирует ежегодно увеличивать на 10% объемы поставок вооружения и военной техники. На конец 2010 года портфель заказов компании составлял свыше 1 млрд долл. США, что на 10% превышает показатель 2009 года. Экспорт товаров военного и двойного назначения распределялся следующим образом: 23% – страны СНГ, 49% – Азия, 18% – Африка, по 5% – Европа и Америка. По данным Госкомиссии по ценным бумагам, в 2007 г. объемы “Укрспецэкспорта” составили 687 млн долларов, в 2008 – 920 млн долл., в 2009 – 799,5 млн долларов. Ожидается, что по итогам 2010 года этот показатель составит 956,7 млн.

С начала 1990-х годов США предприняли попытку кардинального изменения политической ситуации в странах Южного Кавказа, что привело к наращиванию напряжения и гонке вооружений, которая из локальных процессов вскоре может перейти к развернутому макро-региональному конфликту.  В Южном Кавказе началась региональная гонка вооружений при участии США, которые создали диспропорции в региональном оборонном балансе с целью вовлечения государств региона в сферу своего военного влияния. По мнению экспертов, на Азербайджан возложена весьма противоречивая функция “катализатора” геополитической переориентации всего региона.

В госбюджете Азербайджана на 2011 год на военные расходы выделено около 3-х миллиардов долларов США. Вместе тем, одна из газет Беларуси отмечает, что Азербайджан превышает все возможные лимиты вооружения. Это единственная из 30-и стран, которая согласно Договору ограничения обычных вооруженных сил, превышает положенный лимит. Как отмечет газета, вооружение превышено стразу по двум позициям: артиллерия и танки. Согласно вышеуказанному договору, Азербайджан может иметь на вооружении не больше 220 танков, и столько же боевых бронированных машин, а также не более 285 артиллерийский систем. Условия договора соблюдают все страны Европы. В Азербайджане лимит страны по танкам и боевым бронированным машинам превышен почти в 2 раза. Также в 2,5 раза превышена установленная квота по артиллерии. Несмотря на это, Азербайджан продолжает приобретать танки и артиллерийские системы для своего вооружения из Украины.

Среди озвучиваемых военных фронтов, помимо официально декларируемого афганского, и потенциальных прикаспийского и корейского, важное место занимают быстро развертывающиеся новые фронты “геоэнергетических войн”. Показательно, что в лекции бывшего представителя НАТО времен агрессии против Югославии Джейми Ши на тему “Энергетическая безопасность: вызов для рынков или вызов также и для стратегического сообщества?” докладчик заявил что “растущая мощь” таких государств, как Китай, Индия и Россия заставляет НАТО считать вопросы энергетической безопасности не только сферой “рыночных сил и регуляторов”, а прежде всего “стратегическим вопросом, в решении которого такая организация, как НАТО, может сыграть полезную роль”.

Начало крупномасштабному проникновению американского капитала в регион положили контракты по разведке и добыче нефти Каспийского моря. При этом местные правительства возлагали на приход иностранных компаний большие надежды. В авангарде этого движения был Азербайджан, который в сентябре 1994 г. заключил с консорциумом иностранных компаний первый контракт стоимостью в 7,5 млрд. долл. по освоению месторождений Азери, Чираг и Гюнешли. В последующие годы привлечение западных инвесторов было активно продолжено.

Азербайджан остается в фокусе интересов США и Европы в качестве элемента их энергетической безопасности. Подтверждением этому является заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон сделанное 19 ноября в Лиссабоне в ходе заседания энергетического совета США – ЕС. Она подтвердила стремление США обеспечить Европу новыми источниками природного газа посредством расширения сотрудничества с партнерами на Ближнем Востоке и в каспийском регионе, включая Азербайджан, избавившись от “российской монополии”. Лояльность Азербайджана в нефтегазовой войне России и Запада может быть приобретена за счет поддержки азербайджанского сценария разрешения карабахского конфликта, в виде восстановления “территориальной целостности” Азербайджана. Об этом также свидетельствует отказ президента Армении Сержа Саргсяна от участия в саммите НАТО в Лиссабоне, как показателя того, что позиция Еревана в конфликте не находит поддержки со стороны США-НАТО.

Признание Лиссабонским саммитом НАТО Абхазии и Южной Осетии “оккупированными территориями” поднимает вопрос о субъекте оккупации, которым в таком случае может быть признана только Россия, с последующим требованием выведения российских войск с “оккупированных территорий Грузии”. Напомним, 19 ноября 2010 года главы государств и правительств стран-членов НАТО на Лиссабонском саммите одобрили Стратегическую концепцию Альянса, в которой записали намерение “продолжать и развивать партнерство с Украиной и Грузией в рамках Комиссий Украина-НАТО и Грузия-НАТО, основываясь на решении НАТО, принятом на Бухарестском саммите 2008 года и приняли во внимание евро-атлантическую ориентацию или стремления каждой страны”.

Военные эксперты считают, что создание мощной системы ПВО и других Азербайджаном, должно настораживать не только Армению, но Иран и Россию, и заставить их принимать соответствующие меры для дальнейшего соблюдения ДОВСЕ. За последние полтора года Россия, США и Франция в лице президентов приняли совместные заявления по Нагорному Карабаху, а конфликтующие стороны обязались подготовить мирный договор, прекращающий между ними юридическое состояние войны. Москва с партнерами выстраивала на указанном направлении свою политику, что нашло отражение в принятом в Астане совместном заявлении руководителей делегаций стран-посредников и президентов Армении и Азербайджана. Однако после Астаны переговорный процесс по Карабаху застопорился, поскольку зачатки азербайджано-армянской войны были проявлены на саммите ОБСЕ в Астане в конце прошлого года, после которого стало понятно, что карабахский вопрос зашел в тупик, а переговорный процесс исчерпал себя, что на фоне размораживания нагорно-карабахского конфликта ведет к войне Азербайджана с Арменией.

Противоречивое новогоднее обращение президента Азербайджана Алиева в “День солидарности азербайджанцев всего мира”, отмечаемый ежегодно 31 декабря, к соотечественникам, проживающим за границей, вызвало острую реакцию прессы и официальных лиц Исламской Республики Иран. Говоря “азербайджанцы”, Алиев в своем обращении имел в виду то ли этническое происхождение, то ли подданство адресатов. Независимо от места проживания азербайджанцев в мире, особенно много их, по утверждению Баку, в сопредельном Иране. Иранцы небезосновательно подозревают президента Алиева в посягательстве на иранский национальный суверенитет, на институт подданства. В связи с этим, напомним, что в конце 30-х годов 20 века Иосиф Сталин переименовал турок Азербайджанской ССР в “азербайджанцев”, отрывая их тем самым не только от Турции, но и посылая мессидж Персии. В условиях новой геополитической реальности постсоветского пространства Алиев повторяет мессидж на новом этапе и новом срезе в условиях транзита геополитической и геоэкономической ситуаций с участием США и ЕС.

Центрально-азиатский энергетический потенциал превратился в фактор конкуренции различных держав из-за маршрутов, подключающих энергоресурсы Центральной Азии к мировому рынку. Центр тяжести региональной политики постепенно переместился в бассейн Каспийского моря и привел к возникновению конфликтов между Азербайджаном и Туркменией, Ираном и др. вокруг богатых полезных ископаемых Каспийского бассейна и гонке вооружений. Поскольку своими основными соперниками в Каспийском регионе Азербайджан считает Иран и Россию, Баку активно вовлекает в этот вопрос главного противника указанных стран – США и ЕС.

О том, что Закавказье сейчас балансирует на грани войны и мира не может не знать глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, который во время официального визита в Баку 13 января с.г. сделал знаковое заявление о том, что ЕС поддерживает мирное разрешение нагорно-карабахского конфликта в рамках “территориальной целостности Азербайджана”. При этом он также заявил, что “Европейский союз заинтересован в обеспечении долгосрочной безопасности и диверсификации поставок энергоресурсов в Европу. Поэтому я намерен приложить всевозможные усилия для реализации проекта Южный газовый коридор, который будет доставлять газ из Каспийского региона непосредственно к европейским потребителям”. Таким образом,  он увязал в цепочку карабахское урегулирование и “безопасность и диверсификацию поставок энергоресурсов в Европу”, на самом деле осложняя и без того непростые взаимоотношения Баку и Москвы. По сообщению сайта Президента АР Президент Азербайджана Ильхам Алиев и председатель Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу подписали “Совместную декларацию о Южном газовом коридоре”. “Меморандум о взаимопонимании между Азербайджанской Республикой и Еврокомиссией о Национальной индикативной программе на 2011-2013 годы” и “Меморандум о взаимопонимании между Азербайджанской Республикой и Еврокомиссией по рамочному документу всесторонней институциональной созидательной программы” подписали руководитель постоянного представительства Азербайджана при Европейском Союзе Эмин Эйюбов и руководитель представительства Еврокомиссии в Азербайджане Роланд Кобиа. “Южный коридор” является одним из приоритетных для Евросоюза энергетических проектов, который призван диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок и тем самым повысить энергетическую безопасность ЕС. К проектам “Южного коридора” относятся: газопровод “Набукко”, Трансадриатический газопровод (TAP), “Белый поток”, ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия). При этом США и НАТО отдают предпочтение реализации “Белого потока”, соединяющего Азербайджан, Грузию, Украину и форпост США и НАТО – Польшу.

Кратко заметим, что во время визита министра экономики Польши Вальдемара Павляка в Баку в конце ноября 2010 года, он возобновил переговоры о поставках и транзите азербайджанской нефти по трубопроводу “Одесса-Броды”, который должен быть продлен до польского города Плоцк. Компания “Сарматия”, учредителями которой является азербайджанская ГНКАР, грузинскаяGOGC, литовская Klaiprdos Nafta, польская Przyjazn S.A. и украинская “Укртранснафта” планируют получить 143 миллиона долларов по программе Евросоюза для строительства нефтепровода Броды-Плоцк.

Закономерно, что вслед за Баррозу, 14 января с.г. президент государственной азербайджанской компании SOCAR Ровнаг Абдуллаев обсудил процессы реализации в Азербайджане совместных проектов компаний SOCAR и Total, а также, на отдельной встрече,SOCAR и Statoil. Абдуллаев затронул сотрудничество по таким проектам, как “Азери-Чираг-Гюнешли” и “Шахдениз”, а также важную роль проекта “Шахдениз-2″ в увеличении экспорта газа в западном направлении.

Наряду с этим, очевидно, что Европа не нуждается в таком количестве трубопроводов, большинство из которых очень политизированы. “Европе сразу два больших газопровода – “Южный поток” и NABUCCO – не нужны”. NABUCCO еще не начал строиться, а “Южный поток” вступил в фазу практической реализации и обходит, как известно территорию Турции”, – считает эксперт американского Фонда “Наследие” Ариэль Коэн, который объективно подчеркнул, что, если бы Баррозу действительно был озабочен поставками энергоносителей в Европу, то должен был бы посетить Ирак, у которого также имеются большие запасы газа. Но в Ираке “работа” сделана: страна фактически разделена на три анклава. Теперь, пришла очередь стран Каспия.

Показательно, что Баррозу не только не выступил с какой-либо новой инициативой по урегулированию карабахской проблемы, но даже не попытался подключить к переговорному процессу Ереван, что наряду с подписанием соглашения о создании Южного коридора, призванного диверсифицировать поставки нефтепродуктов, газа в Европу в обход России, через Турцию, реально осложнит и без того непростые взаимоотношения Баку с Москвой. Изложенное вызывает большие сомнения в том, что ЕС действительно обеспокоен проблемой”долгосрочной безопасности и диверсификации поставок энергоресурсов” из региона Каспия.

Проблема для России заключается еще и в том, что другие прикаспийские государства также пытаются усилить свое влияние в регионе за счет транскаспийских энергетических проектов и обеспечения безопасности их функционирования. В Прикаспийском регионе отношения между заинтересованными странами складываются главным образом в зависимости от тех экономических и политических выгод, которые сулит реализация того или иного трубопроводного проекта. В результате добыча и транспортировка углеводородов в регионе оказались чрезвычайно политизированы.

Так, реализация Транскаспийского газопровода делает США важным игроком на европейском газовом рынке, где американцы пока не играют особо ощутимой роли. Более того, в Вашингтоне этот проект рассматривается как фактор, который будет способствовать отходу Туркменистана от России и дальнейшему ослаблению российских позиций на евразийском пространстве. В случае прокладки Транскаспийского газопровода, Россия может утратить свое влияние и в Туркменистане, и в Казахстане.

Эксперты склоняются в пользу того, что при размораживании карабахского конфликта на фоне гонки вооружений в регионе, создаются условия для возникновения конфронтационной ситуации, переходящей в вооруженный конфликт. Это, в свою очередь, позволит “третьи игрокам” в лице прежде всего, США перейти к более решительным действиям по перераспределению сил в регионе, на что также был направлен сценарий визитов Баррозу, который сразу после Баку посетил Туркменистан.

Напомним, что между Туркменией и Азербайджаном существуют серьезные противоречия относительно разграничения экономических зон в Каспийском море, что связано с наличием нескольких крупных перспективных месторождений нефти и газа, которые находятся в спорной зоне Каспийского моря. Вместе с тем, визит Баррозу показал, что туркменское руководство готово начать практические переговоры о строительстве Транскаспийского газопровода, так называемого газопровода “Восток – Запад”, соединяющего месторождения восточной и центральной Туркмении с Каспийским побережьем. Туркменское руководство решило, что после завершения проекта с Китаем пора начать практические переговоры о транспортировке газа в Европу, минуя территорию России, настаивая при этом, что Транскаспийский трубопровод не касается Ирана. Так, 14 января президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на переговорах правительственных делегаций Туркмения – ЕС в расширенном составе отметил готовность своей страны развивать европейское направление в энергетической политике. “Что же касается способов доставки природного газа из Туркмении на европейские рынки, то здесь существует несколько вариантов. Самый привлекательный из них с коммерческой, финансовой и инфраструктурной точки зрения – строительство трубопровода по дну Каспия”. В этой связи он напомнил, что 18 ноября 2010 года в Баку на саммите глав прикаспийских государств Туркмения официально озвучила свою позицию, заявив, что прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех государств, через участки дна которых будет построен такой трубопровод (то есть Азербайджана и Туркмении, но не Ирана, протестующего против такого территориального раздела Каспия). Говоря о способах транспортировки газа, глава Туркмении обратил внимание на возможности, наряду с трубопроводом, транспортировки сжатого природного газа через Каспий. “Для этого потребуется создание специальной инфраструктуры и наличие танкерного флота. Считаю, что эти и другие варианты поставок туркменского газа в Европу могут стать предметом самого серьезного обсуждения между Туркменией и правительствами заинтересованных европейских государств и компаний”, – сказал туркменский лидер.

В этой связи важно отметить, что Президент Азербайджана Ильхам Алиев 19 января с.г. принял верительные грамоты новоназначенного Посла Туркменистана в Азербайджане Тойли Комекова, который перед этим работал в Баку со своими азербайджанскими коллегами именно по вопросам Каспия. Показательно, что Комеков особо отметил высокую организацию Бакинского саммита Прикаспийских стран под председательством Азербайджана и значение подписанного на этом саммите юридического документа.

Поскольку, Ашхабад склоняется начать работы по реализации западного вектора газоэкспортной стратегии, Азербайджан и Туркмения окажутся зажатыми в тисках регионального треугольника Россия-Армения-Иран, против которого направлена основная активность США.  Закономерно, что 16 января с.г. Армения и Иран обсудили строительство трубопровода и ЛЭП между двумя странами.  Как передает 1news.az со ссылкой на армянские СМИ, на встрече с армянским министром энергетики и природных ресурсов РА Арменом Мовсисяном, иранский замминистра нефти Алиреза Зейгами договорились, что к 2014 году из Тевриза в Ереван будет построен 365 километровый трубопровод для импорта в Армению нефтепродуктов. Стороны также обсудили строительство новой, третьей высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП) между Ираном и Арменией, которое завершится летом 2012. В свою очередь, в продолжение энергетических войн, Азербайджан ведет переговоры с Грузией о приобретении газопровода Россия-Армения. В частности, Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) продолжает работы по приватизации грузинской части газопровода Россия-Армения. Как передает АПА-Экономикс, президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев заявил, чтогрузинское представительство ГНКАР по этому вопросу ведет переговоры с правительством Грузии и Нефтегазовой корпорацией этой страны: “Азербайджанская сторона намерена использовать этот трубопровод для экспорта своего газа к берегам Черного моря”. Напомним, что 6 июля 2010 года парламент Грузии принял законопроект, исключающий магистральный газопровод “Север-Юг”, по которому газ поступает из России в Армению, из списка стратегических объектов и который может подлежать приватизации. Ранее Грузия дала согласие на запрет на продажу газопровода сроком на 5 лет, однако, этот срок истекает в апреле 2011 года. Азербайджанская госкомпания SOCAR обеспечивает 70-75% газового рынка Грузии. ГНКАР продолжает работы в провинциях Грузии, и фактически вся газовая система страны, кроме Тбилиси, находится под контролем азербайджанской компании. В то время как Армения выразила  озабоченность в связи с тем, что акции стратегически важного объекта могут перейти под контроль Азербайджана, режим Саакашвили, который, согласно “Викиликс”, находится в тайном сговоре с Президентом Азербайджана Алиевым, в свою очередь, обеспокоен тем, что вероятным покупателем может стать Россия.

Азербайджан активно заручается поддержкой основных оппонентов Ирана и России. По словам специального посланника Госдепартамента США по вопросам евразийской энергетики Ричарда Морнингстара, на конференции “Американо-азербайджанские отношения: состояние “стратегического партнерства” 9 ноября в Вашингтоне, – “Политикой администрации США всегда было добиться диверсификации источников и путей энергоснабжения в регионе Каспия и Центральной Азии, что мы всегда и делали” По его словам, США поддерживают открытие нового Южного коридора для поставки природного газа в Европу.  ”Мы надеемся, что после прогресса с созданием правительства Ирака, через некоторое время, газ в Южный коридор сможет поступать и оттуда”, – сказал Морнингстар. Он подчеркнул  важную роль Азербайджана в поставках энергоресурсов в Южный коридор. По его словам, Азербайджан остается “центральной страной” для вопросов энергетики и для многих двусторонних и многосторонних вопросов.

Во время визита летом 2010 года министра обороны США Роберта Гейтса в Азербайджан он провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым, в ходе которых рассматривались вопросы обеспечения военных США в Афганистане и подтверждения поддержки Пентагоном Баку.   Министр выразил  признательность Азербайджану, а также выяснить пути укрепления взаимного сотрудничества, чтобы сохранить уровень и объемы помощи, проходящей через Азербайджан. По дороге из Сингапура в Баку министр обороны США признался, что одной из целей его визита является корректировка мнения азербайджанского руководства о том, что Вашингтон не уделяет должного внимания сотрудничеству с Баку.  ”Я хотел приехать и встретиться с президентом Алиевым и уверить его в том, что это не так. Я думаю, в будущем будут другие встречи. Очень важно поддерживать связь с ними, чтобы дать им знать, что они играют важную роль в этой международной коалиции”, – сказал Гейтс.

Отметим, что военные действия НАТО в Афганистане и Ираке, обострение ситуации вокруг Ирана оказывают существенное влияние на ситуацию в Каспийском регионе, а примерно, четверть поставок американскими силами в Афганистане проходит через территорию Азербайджана.

США и НАТО которые с момента распада СССР ведут активное сотрудничество с Азербайджаном и Казахстаном,  с 2003 года заявили о намерении реализовать новую инициативу “Каспийский часовой”.  Число американских военнослужащих, которые постоянно находятся на территории Азербайджана, по некоторым данным значительно превышает 2 тысячи человек. Американские специалисты еще в 2007 году подготовили к эксплуатации девять аэродромов и построили на границе с Россией и Ираном радарные установки. Вашингтон выступает против возможного продления аренды РЛС “Дарьял” в 2012 году в Габалинском районе для России и пытается договориться с Алиевымо  разрешения для ее собственного использования.

Судя по всему, США и ЕС поддерживают “территориальную целостность” Азербайджана. Этим частично объясняется и отмеченный всплеск притязаний и военной риторики президента Азербайджана Ильхама Алиева, угрожающего Армениим решением карабахского конфликта путем военных действий. Это особенно актуально в свете того, что за последние годы произошло 20-ти кратное увеличение расходов Азербайджана на оборону. Азербайджан показывает Еревану и Степанакерту нежелание идти на уступки в вопросе статуса Карабаха, в связи с изменением конъюнктуры расклада геополитических сил в регионе.

Наряду с этим, как это на первый взгляд, ни парадоксально, но альтернативой статус-кво для Армении в сложившейся ситуации является провоцирование лидера Азербайджана на агрессию в виде авантюры против Карабаха. По мнению ряда экспертов, такой сценарий позволит в конечном итоге в очередной раз оказаться в роли жертвы и обратиться за международной поддержкой, в первую очередь, со стороны России, которая будет втянута в конфликт, в соответствии с планами США. Заметим, в этой связи, – до 80% объема современного экспорта каспийских нефти и газа, в том числе из российского сектора, поступает в страны-члены НАТО, а азербайджанская нефть по своповым схемам поставляется и в США.

Нельзя не согласиться  с мнением тех экспертов и иранских властей, которые считают, что главная задача американской политики в Каспийском регионе и Закавказье – не “отражение иранской ядерной угрозы”, а военное проникновение в богатейший нефтегазовый Каспийский бассейн. И агрессия США при содействии стран ГУАМ  и членов НАТО начнется, судя по всему с возбуждения конфликтов и спецопераций в Прикаспии. При этом, первым может быть не ожидаемый американо-израильский удар по Ирану, который будет продолжен попыткой военного проникновения на Каспий, а через ГУАМ, в частности, Грузию и Азербайджан, которые являются импортерами израильского и украинского оружия, удар будет нанес по Армении и Ирану. Напомним, что предлоги агрессии НАТО против Ирака обернулись оккупацией крупнейших месторождений нефти и газа в стране, а с 2000 года Каспийский регион и Средняя Азия включены в зону ответственности войск США в Индийском океане и на Аравийском полуострове. Еще в 1995 году в США был разработан план военной операции “Шторм над Каспием”, который предусматривает американские и натовские десанты в тех районах Каспийского бассейна, где возникнет угроза добыче и/или транспортировке местных нефти и газа на экспорт.

По сообщению The New York Times США создают секретные военные базы в Грузии, Турции, Азербайджане и Узбекистане с целью ведения тайных военных действий и сбора сведений. Пентагон опровергает появившуюся в некоторых российских СМИ информацию о том, что США обещали Грузии поставить средства противовоздушной и противотанковой обороны. Вместе с тем, российские СМИ со ссылкой на источники в спецслужбах и военных кругах России сообщали о запланированных поставках оружия на миллионы долларов США через третьи страны, ссылаясь на обещания одного из руководителей минобороны США Александра Вершбоу и сенатора-республиканца Джона Маккейна грузинскому министру Георгию Барамидзе.

Отметим, что в журнал “Военный вестник Израиля” писал, что Азербайджаном были приобретены новейшие автоматы “Тавор” (TAR-21), БПЛА госконцерна IAI (модели Orbiter и Aerostar), а также ракетные системы (122, 160 и 300 миллиметров). Тогда глава пресс-центра министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу заявил, что опубликованная информация не соответствует действительности. Однако, полтора месяца спустя, в конце сентября 2008 года, израильская газета “Гаарец” сообщала, что министерство обороны подписало с правительством Азербайджана ряд контрактов на поставку техники и вооружений на несколько сотен миллионов долларов. Речь вновь шла о поставке Азербайджану новейших автоматов “Тавор” (TAR-21), систем связи от компании “Тадиран”, гаубиц и боеприпасов производства компании Soltam, а также ракетных артиллерийских систем от госконцерна IMI. Однако министерство обороны Азербайджана не подтвердило факт подписания этих договоров. Военный эксперт Узеир Джафаров заявил тогда, что между странами ведутся переговоры о закупке военной техники и оружия, но подтвердить факт подписания договора отказался. ИА “Интерфакс” заявило, что вслед за Грузией, Азербайджан также намерен закупить БПЛА Hermes-450, которые отлично себя проявили во время войны в Южной Осетии. Отметим, что иностранные источники утверждают, что Израиль поставлял в Баку оружие еще во время войны в Нагорном Карабахе, а в Тбилиси – во время военного конфликта с РФ.

При таком развитии событий следует ожидать и осложнения ситуации не только в Средней Азии но и в восточных районах Турции, что поставит под угрозу безопасность азербайджанского энергетического транзита, Набукко через Турцию. Следует подчеркнуть, что 8 января с.г. Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал политику ЕС в отношении Турции. ”Мы уже 50 лет ждем, когда же высокие европейские господа соизволят принять решение о вступлении Турции в ЕС. Если вы не хотите нас, так и прямо скажите, что мы не хотим вас видеть в своем доме. Мы тоже люди понимающие, не будем напрашиваться в дом, где нас не ждут, и займемся своими проблемами”, – об этом, как сообщает 1news.az со ссылкой на турецкие СМИ, в ходе пресс-конференции в Эрзуруме со своим греческим коллегой Йорго Папандреу заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.”Покажите мне какую-либо другую страну, которая ждет приглашения от ЕС уже 50 лет. Если вы нас испытываете на тест терпения, то Турция не та страна, которую можно тестировать. Наше терпение на исходе”,- сказал он.

Прокладывание мощных трубопроводов требует объединения добычи, производства и транспортировки энергоресурсов в единую систему с общей системой безопасности, а столкновение интересов крупных мировых игроков, вызвавшее клубок конкурирующих политизированных дорогостоящих трубопроводов приводит к обострению ситуации в зоне добычи и повышенным рискам транспортировки энергоресурсов на значительные расстояния.

Повышенный интерес ведущих мировых и региональных государств и блоков к Черноморско-Каспийскому региону привел к напряженности, кульминацией которой в ближайшее время станет развязывание макро-регионального военного конфликта под эгидой США, НАТО, поскольку регион объявлен зоной американских национальных интересов и рассматривается как источник энергоресурсов, альтернативный Персидскому заливу.  Стратегический интерес США в Грузии заключается в обеспечении транзита каспийских энергоресурсов к Черному морю и в Турцию, а призом в новой большой игре в этой части мира является нефть, запасы которой сравнимы с ресурсами Саудовской Аравии и Ирака. Новая большая игра становится принятым на Западе обозначением нефтяной политики на Кавказе и в Центральной Азии (Oil Politics In The Caucasus and Central Asia).

США  добиваются реализации военно-стратегической задачи в Черноморско-Каспийском регионе по ограничению влияния России на страны региона и недопущению объединения России, Китая и Ирана в единый блок. В процессе реализации политики США важную роль играют страны-поставщики и транзитеры энергоносителей, прежде всего, члены ГУАМ и НАТО, а также другие прикаспийские страны.

США создают новую сферу влияния впервые после того, как более полувека назад американцы сделали то же на Ближнем Востоке. Дальнейшая реализация военных программ США в регионе может привести к созданию в регионе Каспийского бассейна трехстороннего союза в составе США, Азербайджана и Казахстана, что позволит играть на ценах на нефть и нефтепродукты. Подобно тому, как в Персидском заливе арабо-израильский конфликт позволяет игрокам манипулировать на рынке нефти, аналогично в Каспийском бассейне США играют на обострении нагорно-карабахского конфликта с перспективой дальнейшего распространения его на Иран с вовлечением РФ.

В связи с изложенным, параллельно с зондированием по проекту Организации Каспийского экономического сообщества (ОКЭС) России целесообразно уделять значительное внимание взаимодействию по энергетическим и военным проектам как с ближайшими соседями-странами ГУАМ (Украиной), так и с партнерами в треугольнике геополитических интересов – Ирану и Китаю. На нынешнем этапе создание новой региональной организации на Каспии даст импульс сближению позиций стран региона, однако уже не позволит отчленить их от зависимости от реализуемых проектов США в полной мере.

В связи с этим, знаменательно, что в телефонном разговоре 17 января с.г. Президенты России Дмитрий Медведев и Ирана Махмуд Ахмадинежад среди наиболее перспективных направлений взаимодействия, как передает РИА Новости, выделили сотрудничество в энергетической сфере, в том числе в рамках реализации проекта строительства АЭС “Бушер”, энергетический пуск которой намечен на ближайшее время. Ведь США-НАТО пользуются политико-юридическим вакуумом по вопросу закрытости прикаспийских территорий, Каспийского моря для военных иностранных судов/войск, и недопустимо затянутой разработкой новых российско-иранских договоров по указанным проблемам из-за стремления стран региона больше отхватить себе территориальных вод, а, следовательно, и нефтегазовых ресурсов. США не желают выпускать буферную и транзитную Украину из зоны своего влияния. Уже 19 января в Киев с визитом прибыл заместитель помощника министра финансов США по вопросам борьбы с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями Дениэл Глейзер, который провел встречи с правительственными чиновниками и руководителями банковского сектора по вопросу международных санкций в отношении Ирана.

Правовой статус уникального каспийского бассейна может быть прецедентным для международного права, поскольку вариант “моря-озера” способен привести к искомому балансу интересов пяти прикаспийских стран. Взаимодействие и конкретные договоренности России и Ирана, и других прикаспийских стран по современному статусу Каспийского бассейна и обозначению категории “прикаспийские/прибрежные территории” не позволят США провести военную операцию в Прикаспии типа той, которая была проведена в Ираке. Россия и Иран имеют возможности улучшить погоду в регионе и развеять военную операцию США “Шторм над Каспием” и убедить Украину не вовлекаться в американскую военную авантюру путем активного военно-технического сотрудничества со странами-членами ГУАМ.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение