Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2011: формула политического лидерства.

21.01.2011

Автор:

Теги:
  

Уважаемые коллеги!

В новое десятилетие XXI века мир вступает с достаточно ограниченным багажом представлений о том, в каком направлении происходит изменение политической, социальной, экономической сфер, как с точки зрения глобальных процессов, так и в рамках национальных государств. Появились принципиально новые риски и вызовы, которые требуют адекватного осмысления и формирования эффективных инструментов реагирования на них.

В России, Казахстане, Азербайджане, равно как и за пределами постсоветского пространства, политики и эксперты все чаще говорят о необходимости модернизации, обновления существующих политических и экономических практик.  Экономическая модернизация – это, прежде всего, реализации стратегии индустриально-инновационного развития, выход на мировые рынки с высокотехнологическими продуктами, повышение качества человеческого капитал, развитие экономики знаний. Если отталкиваться от тех стратегических проектов, которые сейчас реализуют Москва, Астана и Баку, то мы видим, что цели и задачи экономической модернизации, безусловно, совпадают. Это отказ от узкой ориентации на сырьевой сектор экономики и приоритетное  развитие тех отраслей, которые должны вывести наши страны на самые высокие позиции в мировых рейтингах конкурентоспособности.

Не менее важной является и реализация проектов социальной модернизации. Прежде всего, это снижение уровня расслоения населения по социально-экономическим показателям, внедрение технологий, позволяющих минимизировать общение гражданина с чиновником при решении социальных вопросов, более последовательное отстаивание интересов личности. Ну и наконец, модернизация политическая, связанная не только с укреплением гражданского общества и расширением пространства политической конкуренции, но и общим укреплением доверия населения к власти, включением максимально широких слоев населения в модернизационный проекты со стороны государства.

Мы видим, что масштабы предстоящих перемен исключительно значимы. Именно поэтому и необходимо понять, каковы предпосылки для успешной реализации этих проектов? Должны ли мы выбирать модели модернизации по уже имеющимся рецептам: Японии, Китая или Сингапура? Должны ли мы искать свой собственный путь? И если да, то в чем именно он должен заключаться? Ведь совершенно очевидно, что на нынешний этап модернизации необходим именно политический запрос, а следовательно, и сильная власть, которая была бы способна осуществить наиболее важные реформы во всех областях жизни наших обществ.

Мне кажется, что Россия, Казахстан и Азербайджан схожи в том, что исторически мы осуществляем модернизацию «сверху». В России, пожалуй что все модернизационные проекты, начиная от Петра, реализовывались через волю сильной личности. Но в нынешних условиях фактор сильного лидера должен сочетаться с мощным мобилизационным эффектом. Модернизация, в конечном счете, должна стать общественным проектом, получить поддержку со стороны всех слоев общества, и только в этом случае можно достичь реального прорыва.

Эту формулу успеха можно свести к четырем основным составляющим: мощная ресурсная база, сильный лидер, сильное гражданское общество, высокое качество человеческого капитала. Именно эти критерии и станут определяющими с точки зрения успешной реализации модернизационного проекта.

Напомню, что Казахстан стал одним из первых государств на постсоветском пространстве, который перешел к модели долгосрочного стратегического планирования. Именно в Казахстане огромное внимание уделяется повышению качества человеческого капитала, формируется эффективная модель так называемой «экономики знаний». Но в то же время один из ключевых факторов «модернизации по-казахстански», это фактор Нурсултана Назарбаева, который на протяжении 20 лет направляет корабль казахстанской государственности по пути прогресса и процветания.

Здесь в зале сидят представители Турции, которые прекрасно знают из собственного исторического опыта каково значение сильной личности, ответственного политика в переломных, знаковых ситуациях для страны и общества. Я имею в вид, конечно, Мустафу Кемаля Ататюрка. Прошло почти 90 лет с момента начала его преобразовательной деятельности, но до сих пор политическая система Турции корнями уходит в ту модель, которая была сформирована отцом-основателем новой Турции.

Гейдар Алиев, который стал третьим президентом Азербайджаном, но фактически стал истинным создателем независимой азербайджанской государственности. И его пример актуален для нас как показатель того, что выдающаяся личность всегда ориентирована не на сохранение собственной власти и привилегий, а нацелена на инновации, на развитии, прежде всего, в  этом ощущая свою миссию, предназначение как политика и гражданина. Поэтому неслучайно, что в Азербайджане, где у власти находится новое поколение политической элиты, фигура Гейдара Алиева до сих пор является критерием оценки способности и уровня компетентности того или  представителя политической элиты. Да и нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев не раз подчеркивал, что все его лучшие качества были воспитаны в нем его отцом и наставником.

Еще один важный урок, который необходимо воспринять, тем, кто пытается понять причины успеха наших страновых проектов – важен не только фактор сильной личности. Мировая история знает немало примеров, когда сильная рука оборачивалась ничем не прикрытой диктатурой. Здесь очень важно чувствовать баланс интересов всех общественных групп и слоев населения. Важно понимать специфику политической культуры и традиций страны. Безусловно, Нурсултан Назарбаев, Ататюрк и Дэн Сяо Пин – это примеры из прошлого и настоящего, в которых такого рода способности были воплощены наиболее ярко. Достаточно вспомнить классическую фразу Нурсултана Назарбаева о том, что в процессе реформ, необходимо первоначально сделать акцент на экономическую составляющую, а уже затем переходить к политическим преобразованиям. Эта формула Назарбаева определила судьбу страны на десятилетие вперед. Точно также как и сейчас Казахстан стоит на пороге нового этапа своего развития, который связан с дальнейшей реализацией стратегического курса, определенного национальным лидером.

Можно согласиться с Л. Радзиховским: "Национальный лидер - это понятие, которое никаким образом не определяется выборами, это не должность, на которую можно назначить". Дискуссия о референдуме, которая сейчас проходит в Казахстане, это, в конечном счете, еще и дискуссия о формате закрепления этой особой роли, особого статуса. Хочется пожелать нашим казахстанским коллегам найти достойное решение на этой сложной политической развилке.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение