Судан равно Карабах?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для одной из крупнейших африканских государств дата 9 января стала исторической. На юге страны стартовал референдум об отсоединении и создании своего нового независимого государства – «Южного Судана». Причем, исходя из нынешней ситуации, эксперты в большинстве своем предрекают неминуемый успех плебисциту. Начиная с 1956 года (с момента обретения независимости) конфликт между севером и югом – мусульманской и христианской частями страны соответственно – происходил постоянно и лишь в 2005 году было подписано соглашение о мире.
Судан равно Карабах?

Судан равно Карабах?

Для одной из крупнейших африканских государств дата 9 января стала исторической. На юге страны стартовал референдум об отсоединении и создании своего нового независимого государства – «Южного Судана». Причем, исходя из нынешней ситуации, эксперты в большинстве своем предрекают неминуемый успех плебисциту. Начиная с 1956 года (с момента обретения независимости) конфликт между севером и югом – мусульманской и христианской частями страны соответственно – происходил постоянно и лишь в 2005 году было подписано соглашение о мире.


Об этой стране среднестатистический россиянин, да и житель какой бы то ни было страны западного мира практически ничего не знает, однако Судан может похвастаться богатейшей, берущей свое начало в глубокой древности, историей и культурой. Сначала древние египтяне установили контроль над этой страной во времена Древнего царства (2670-2150 гг. до н.э.), а после в VII в. до н.э. сами нубийцы завоевали Египет и основали XXV династию египетских фараонов. Кроме того, в самом Египте с древнейших времен полицейские функции осуществлялись выходцами из страны Куш (Нубии в древности) – маджаями.


Сегодня же, когда в стране более полувека идет гражданская война, функции арбитров взяло на себя международное сообщество, причем позиции сверхдержав не всегда совпадают. Если, к примеру, РФ и Китай пока не готовы признать президента Омара аль-Башира преступником, ответственным за «дарфурскую резню», то США, Великобритания, Франция готовы согласиться с волеизъявлением южного Судана. Но поскольку наибольшим весом в международном сообществе обладают преимущественно государства западного мира, их мнения и решения зачастую являются решающими.


Поскольку весь мир вновь заинтересовался ситуацией в Судане, в Ереване и Баку не утихают разговоры об очередном прецеденте для Нагорного Карабаха: сначала-де было Косово (поддержанное и признанное Западом), Южная Осетия и Абхазия (признанные РФ), а теперь еще и Южный Судан, стремление к независимости которого так тщательно поддерживают США, Британия, Франция и другие западные державы. Весь Южный Кавказ сегодня обеспокоен и заинтересован в итогах суданского плебисцита, а также позицией международного сообщества. Если действительно прогнозы подтвердятся, и южная часть Судана обретет независимость, будет ли это новым подтверждением силы «права наций на самоопределение», или же опять мы имеем дело с двойными стандартами?


Политологи как армянские, так и азербайджанские не спешат делать поспешных выводов: некоторые аналитики придерживаются мнения скорого признания Карабаха, другие не видят в суданском варианте ничего нового, мол, и раньше происходило подобное, но на Кавказ никак не повлияло.


Чтобы понять насколько может суданский прецедент повлиять на решение карабахской проблемы, нужно вспомнить карабахский конфликт через призму позиции сверхдержав, т.к. их интересы зачастую и играют решающую роль в решении межнациональных, межконфессиональных и иных конфликтов.


Во-первых, когда мы говорим о начале армяно-азербайджанского конфликта, мы подразумеваем Советский Союз 1988 года, когда Степанакерт и решил выйти из состава АзССР присоединиться к АрмССР. В те времена во внутренние дела Союза мало вмешивались державы Запада, сам же СССР не сумел решить этот назревающий конфликт вовремя. В итоге, к моменту распада «коммунистической» сверхдежравы, мы имели уже де-факто два самостоятельно сформировавшихся государства, которые сами взялись за решение территориального вопроса. К моменту, когда уже шли боевые действия, как западные державы, так и РФ пытались всячески содействовать прекращению войны, однако единой позиции не выработали. Не было выработано единой позиции даже внутри западной коалиции.


В ситуации с Суданом дело обстоит иначе. Начиная с обретения независимости в 1956 году, СССР и страны Запада имели здесь большое влияние, что во многом было причиной затяжного конфликта между севером и югом. После распада СССР, когда мир стал однополярным, основные позиции здесь стали занимать США, но постепенно Китай стал главным действующим лицом. Пекин в отличие от стран Запада сумел построить вразумительный диалог не только с Севером, но и Югом, строя школы, больницы, осваивая инфраструктуру (за последние 15 лет Китай вложил в экономику Судана более 15 млрд дол.).


Во-вторых, в истории человечества важнейшим аргументом для любой экспансии, как экономической, так и политической являлись интересы. В случае с Суданом – все достаточно просто: энергоносители. По некоторым неточным данным (точных не имеется из-за затяжного конфликта) нефти в нубийских землях на сегодня имеется более 7 млрд. баррелей, притом, что ежегодно добывается 450 тыс. баррелей. Перспективы очевидны. Американцы уже объявили, что к 2015 году будут получать четверть всей нефти из Африки, вот почему они всячески пытаются посодействовать и «помочь» местным сделать демократический выбор. Поддерживая Юг, Вашингтон без особых проблем достигнет своей цели, хотя совершенно очевидно, что вместе с США сюда придут и их союзники.


Точно по такому же сценарию шло развитие событий в Азербайджане, где после заключения «контракта века» 20 сентября 1994 года основные позиции заняли британские и американские компании (Амоко, Би-Пи, МакДермотт…). После этого события статус-кво в регионе не нарушается, а постоянные попытки наладить диалог между армянской и азербайджанской стороной ни к чему не приводят.


В-третьих, отличие Судана от Карабаха в том, что на Судан влияние США и других стран Запада несравнимо с позицией России, которая не может играть сколь-нибудь значимой роли в данной стране, а посему Вашингтон, заручившись поддержкой своих союзников снова сможет создать «второе Косово». В данной ситуации ни Россия, ни Китай, ни Индия не смогут всерьез повлиять на решение данного вопроса.


Карабах же был составной частью АзССР, а тот в свою очередь – Союза ССР, вот почему здесь у Москвы была монополия. Однако после официального распада СССР в 1991 году влияние России на бывшие союзные республики резко понизилось, практически сравнявшись с возросшим влиянием США. Поэтому здесь Запад не сможет диктовать условия, он – наравне с Москвой. Лишь сплоченное решение всех сторон – участниц Минской группы сможет принести плоды, лишь тогда возможны продвижения в нагорно-карабахском вопросе. Без этого условия в ближайшей перспективе невозможны серьезные изменения в статус-кво южнокавказского региона, и это в первую очередь касается нагорно-карабахского конфликта.


По сути США, используя двойные стандарты, всячески пытаются создать новый субъект международного права. Совершенно иной вопрос – как это расценивать. С точки зрения моральной, общечеловеческой, давно пора закончить вражду между севером и югом Судана, однако в идеале в основе подобных решений должны лежать не экономические кабальные интересы, а желание международного сообщества следовать единым общепринятым законам. Когда будут приняты новые «правила игры» и будет проведена диверсификация всей международно-правовой базы – вопрос открытый, но очевидно одно – пока этого не произойдет, мы лишь будем наблюдать новые очаги напряжения, которые будут решаться либо кровью, либо путем решения той или иной сверхдержавы.

Автор: Тигран Манасян

Поделиться: