Судан – Карабах: большая разница

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Аналогии, проводимые армянскими экспертами в отношении законного референдума в Южном Судане с нагорно-карабахским конфликтом - результат безысходности положения оккупированного азербайджанского региона. Руководитель армянского филиала Института СНГ Александр Маркаров сравнил действия Еревана, оккупировавшего азербайджанский Нагорный Карабах и семь прилегающих регионов Азербайджана с идущим процессом самоопределения Южного Судана и самоопределением Восточного Тимора. По его словам, "референдум в Нагорном Карабахе был проведен 19 лет назад, и прошедшие годы показали, что Азербайджан не имеет никаких прав в отношении Карабаха". Ситуация в Судане вызвала похожие отклики и других армянских политологов.
Судан – Карабах: большая разница

Судан – Карабах: большая разница

Аналогии, проводимые армянскими экспертами в отношении законного референдума в Южном Судане с нагорно-карабахским конфликтом - результат безысходности положения оккупированного азербайджанского региона. Руководитель армянского филиала Института СНГ Александр Маркаров сравнил действия Еревана, оккупировавшего азербайджанский Нагорный Карабах и семь прилегающих регионов Азербайджана с идущим процессом самоопределения Южного Судана и самоопределением Восточного Тимора. По его словам, "референдум в Нагорном Карабахе был проведен 19 лет назад, и прошедшие годы показали, что Азербайджан не имеет никаких прав в отношении Карабаха". Ситуация в Судане вызвала похожие отклики и других армянских политологов.


Между тем референдум в Южном Судане - классическое самоопределение, имеющие под собой все правовые основы. Ключевой момент такого самоопределения то, что проведение референдума была оговорено во Всеобъемлющем мирном соглашении от 9 января 2005 года между центральным правительством и Югом.


Население Южного Судана, говорящее на языке динка, относящееся к негроидной расе и исповедующее христианство отличается от арабоязычного мусульманского населения Севера представляет собой отдельный народ, не имеющий своей государственности. Затяжные кровопролитные столкновения, происходящие между севером и югом Судана в течении 20 последних лет, привели к тому, что Хартум заявил о признании любого результата голосования. То есть нынешний референдум проходит с согласия центрального правительства и именно поэтому абсолютно легитимен с точки зрения международного права. Если же говорить об истории Восточного Тимора, он сначала был признан ООН несамоуправляющейся территорией, имеющей право на самоопределение, что позже было признано и самой Индонезией. Легитимные процессы самоопределения в Южном Судане и Восточном Тиморе не имеют ничего общего с нагорно-карабахским конфликтом.


Вопрос "референдума" в Нагорном Карабахе имеет несколько одинаково важных аспекта. Во-первых, если говорить о признании центром легитимности отделения, то официальный Баку никогда не давал формального согласия на проведение референдума в том или ином регионе Азербайджанского государства с целью отделения. В Конституции Азербайджана вообще не предусмотрена возможность отделения той или иной части его территории путем голосования. Поэтому проведенный в Нагорном Карабахе в 1991 году «референдум» не имел под собой правовой основы.

Второй существенный момент: его международное сообщество не признало, как и "референдума" по принятию Конституции сепаратистского региона, проведенного в 2006 году. Кроме того, существенным отличаем ситуации в Южном Судане от ситуации с Нагорным Карабахом является то, что армяно-азербайджанский конфликт никак не связан с понятием "самоопределения народов", так как "карабахского народа" просто не существует.

В-третьих, "референдум" был проведен не населением Нагорного Карабаха, а только армянами, проживающими на этой территории Азербайджана. К тому времени представители титульной нации – азербайджанцы - были изгнаны с собственных земель. Говорить после этого о "самоопределении" Нагорного Карабаха бессмысленно. Подмена понятий "самоопределение нации" и оккупация чужих территорий – неуместна.


Нагорно-карабахский конфликт в понимании международного сообщества это армяно-азербайджанский территориальный спор. Именно поэтому представители сепаратистского Нагорного Карабаха не присутствуют за столом переговоров по урегулированию. В межгосударственных конфликтах приоритетным является принцип территориальной целостности. Никто не подвергает сомнению территориальную целостность Азербайджана, которая поддержана мировым сообществом и которую признают правительства всех стран.

Автор: Эльмира Таривердиева, Баку. Специально для ВК

Поделиться: