Большой Центрально-азиатский проект. Астана-Бишкек-?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Хотя, несомненно, у проекта ЦАС есть целый ряд очень важных позитивных сторон. Однако многое остаётся не вполне ясным. Даже, если отталкиваться не только от заявлений казахстанской делегации во время встречи Назарбаева и Бакиева, а взять более широкий временной отрезок, скажем, последний год-полтора, когда тема ЦАС достаточно широко освещалась в экспертных кругах РК. Во-первых, не очень понятна база на котором Нурсултан Назарбаев намеревается строить Союз. Вполне естественно, что основой любой интеграции должна выступать, прежде всего, экономика. Но президент РК признаёт, что уровни экономического развития в странах ЦАР принципиально несопоставимы. Речь даже не идёт о чисто формальных показателях, а, скорее, о той методологии, на основе которой осуществлялись экономические реформы после распада СССР.
Большой Центрально-азиатский проект. Астана-Бишкек-?

Сегодня начинается визит Президента Ислама Каримова в Казахстан. Программа визита, формально, не предполагает каких-либо сенсационных итогов. Но внимание СМИ к встрече двух президентов не ослабевает.

Официоз констатирует: Между Казахстаном и Узбекистаном подписано более ста документов, главным из которых является Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, подписанный 31 октября 1998 года. Развитие и углубление отношений с дружественным Узбекистаном в политической, экономической, культурной и гуманитарной сферах играет важную роль для Казахстана. Наглядным показателем является рост товарооборота, демонстрируемый в последние годы. По итогам 2007 года он составил более 1 млрд. долларов США.

За кадром: определенное "потепление" в узбекско-казахстанских отношениях не снимает с повестки дня сохраняющиеся противоречия между двумя странами. Ташкент ревниво относится к любым попыткам закрепить статус Казахстана как регионального лидера.

Поэтому очевиден вопрос, который неизбежно будет затронут во время встречи Назарбаева и Каримова - предложение Президента РК о создании Союза центрально-азиатских государств.

Пока ни один интеграционный проект в Центральной Азии ни на политическом, ни на экономическом уровне полностью не реализован. Предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании Центрально-Азиатского Союза было встречено местными и российскими экспертами с осторожным пессимизмом.

Хотя, несомненно, у проекта ЦАС есть целый ряд очень важных позитивных сторон. Однако многое остаётся не вполне ясным. Даже, если отталкиваться не только от заявлений казахстанской делегации во время встречи Назарбаева и Бакиева, а взять более широкий временной отрезок, скажем, последний год-полтора, когда тема ЦАС достаточно широко освещалась в экспертных кругах РК.

Во-первых, не очень понятна база на которой Нурсултан Назарбаев намеревается строить Союз. Вполне естественно, что основой любой интеграции должна выступать, прежде всего, экономика. Но президент РК признаёт, что уровни экономического развития в странах ЦАР принципиально несопоставимы. Речь даже не идёт о чисто формальных показателях, а, скорее, о той методологии, на основе которой осуществлялись экономические реформы после распада СССР.

Например, вряд ли можно представить реальную интеграцию между двумя наиболее успешными государствами региона - Узбекистаном и Казахстаном. Это две абсолютно разные модели, разные принципы осуществления экономических реформ.

Хотя Узбекистан последние полтора-два года провозглашает политику "большей открытости экономики" и чуть ли не эру либеральных реформ, пока что это скорее декларируемые, нежели реально осуществлённые начинания. И вся узбекско-казахская интеграция пока что свелась к консолидированному решению об установлении "правильной" цены на среднеазиатский газ по европейским расценкам. А именно 250-270$ за каждый кубометр. Напомню, что не так давно лидеры Узбекистана, Казахстана и Туркменистана поставили Россию перед фактом увеличения цены на газ с 2009 года. Однако согласованные "тактические" решения ещё не свидетельство готовности к "взаимному прорстанию" экономик.

Во-вторых, очевидно, что Нурсултан Назарбаев делал заявление о готовности создать ЦАС с позиций руководителя страны - регионального лидера. Насколько с этим утверждением будет согласен Ислам Каримов, который никогда не скрывал своих "региональных амбиций", и вряд ли согласится с тем, что именно Казахстан будет диктовать формат и условия, на которых этот Союз будет структурироваться?

Положительную реакцию Курманбека Бакиева как раз можно было предположить заранее. Экономическая ситуация в Кыргызстане такова, что без внешней поддержки, особенно со стороны сильного и богатого Казахстана, нынешнему президенту будет трудно удержать ситуацию в стране под контролем. И, в то же время, не хочется давать кыргызской оппозиции дополнительные аргументы в уже набивших оскомину заявлениях о "продаже казахам экономики Кыргызстана". Отсюда вывод - формат ЦАС для Бакиева удобен как с имиджевой, так и с практической точки зрения, поскольку ведёт к "размыванию" пакета казахстанской помощи официальному Бишкеку. Пусть даже на уровне внешних представлений о процессе.

Третий момент, предложения Нурсултана Назарбаева по новой стратегии безопасности для ЦАР. Это - тема для серьезного обсуждения с узбекским лидером.

Несомненно, что любые стратегии безопасности проще реализовывать в рамках единого союза. Cерьёзное заявление, которое лишний раз подтверждает, что казахстанский лидер ведёт собственную игру, отличную от тех партий, которые разыгрывают в ЦАР Россия и НАТО.

Дело в том, что основное внимание российских и западных экспертов обращено к обеспечению безопасности внешних границ территориальной системы. В то время как, ни для кого не секрет, внутри региона есть участки государственных границ, которые заминированы и обнесены колючей проволокой. Если Нурсултан Назарбаев предложит внутрирегиональную стратегию безопасности, то это будет серьёзный ход, который вряд ли смогут проигнорировать узбекский и туркменский лидеры, которые всегда с определённым скепсисом относились к интеграционным начинаниям Нурсултана Назарбаева.

По идее, объектом реализации новой стратегии региональной безопасности может стать как раз узбекско-казахская граница, тем более, что о приграничных проблемах между двумя странами писалось в прессе неоднократно. Если даже свести возможные подвижки в этом вопросе к чистой PR-акции, то всё равно резонанс был бы достаточно велик, причём в позитив как для Ташкента, так и для Астаны.

Бишкек уже сделал первый шаг в этом направлении. Парламент Кыргызстана ратифицировал большинством голосов договор о кыргызско-казахской границе. «За» проголосовали 65 народных избранников, 14 - «против», трое воздержались. Оппозиция опасается, что Курманбек Бакиев пойдет на слишком значительные уступки Астане. Президент Кыргызстана полагает, что в интересах РК оставить в стороне частности и решить принципиальные аспекты проблемы.В любом случае, очевидно, что казахско-кыргызский блок в ЦАР может стать ядром нового интеграционного проекта, а может так и остаться напоминанием об очередной, которой уже по счёту, неудаче. Осталось только дождаться реакции со стороны официального Ташкента. Полагаю, многое станет ясно после завершения визита Ислама Каримова.

Поделиться: