Станет ли Назарбаев вечным президентом?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев имеет все шансы стать пожизненным президентом страны. Президентские выборы 2012 года могут быть заменены референдумом, полномочия президента могут быть продлены до 2020 года. Общественность и парламент страны уже выступили с таким предложением. Сейчас власти Казахстана готовятся к проведению соответствующего референдума. Лидеры оппозиции называют происходящее нарушением Конституции и откатом страны с демократических позиций.
Станет ли Назарбаев вечным президентом?

Станет ли Назарбаев вечным президентом?

  Ариэль Коэн

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев имеет все шансы стать пожизненным президентом страны. Президентские выборы 2012 года могут быть заменены референдумом, полномочия президента могут быть продлены до 2020 года. Общественность и парламент страны уже выступили с таким предложением. Сейчас власти Казахстана готовятся к проведению соответствующего референдума. Лидеры оппозиции называют происходящее нарушением Конституции и откатом страны с демократических позиций.


Правда, сам Нурсултан Назарбаев отклонил предложение парламента о проведении референдума. В этом случаепарламент может преодолеть вето главы государства, что, скорее всего, и произойдет. Сбор подписей в поддержку референдума, несмотря на отказ Назарбаева, продолжается, а идею проведения референдума поддержали все пропрезидентские силы.


Как показала практика, отказ президента Казахстана не останавливает парламент от принятия решений по его поводу. Так, в марте 2010-го года, Назарбаев отказался подписывать законопроект, который давал ему пожизненный статус «лидера нации». Однако парламент Казахстана обошел вето президента, единогласно проголосовав за принятие поправок в закон.


Время для принятия решения о проведении референдума очевидно было выбрано парламентом Казахстана в связи с международным контекстом. Страна занимает прочное место на мировой политической арене, не смотря на своe непростое геополитическое положение. Достаточно посмотреть на карту: к востоку набирающий мощь китайский сосед, в сто раз превосходящий Казахстан по численности населения. К северу – Россия, зачислившая страну в зону своих «привилегированных интересов». К югу – нестабильная Центральная Азия, а далее Афганистан.


В 2010 году Назарбаеву удалось впервые за 11 лет собрать глав государств и правительств всех стран ОБСЕ –Казахстан первым на постсоветском пространстве возглавил эту организацию. После председательства в ОБСЕ в 2011 году страна возглавила Организацию «Исламская конференция» и планирует проведение юбилейного саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).


Но это, скорее, церемониальные триумфы. Внутри страны ситуация остается непростой. «Отказываясь» от проведения референдума, Назарбаев старается поддержать имидж лидера, достаточно спокойно относящегося к личной власти. В случае, если референдум всe же состоится, это будет выглядеть не как инициатива самого лидера нации, но как «волеизъявление народа» и его избранников от партии «Нур Отан».


США в заявлении своего посольства в Казахстане уже приветствовали отказ Назарбаева от продления полномочий президента, но вряд ли ко мнению Вашингтона прислушаются в Астане.


По большому счету, Белый дом и Евросоюз в любом случае сохранят партнерские отношения с Казахстаном.


Казахстан занимает важную стратегическую позицию в регионе и никто не хочет видеть сползания страны на орбиту Пекина или Москвы. Кроме того, Казахстан обладает самыми большими на Каспии запасами нефти и газа, через его территорию проходит множество трубопроводов.


Что же касается двух других крупных партнеров Казахстана – России и Китая, то очевидно, что Пекин и Москва, находящиеся в негласной конкуренции за влияние в регионе, поддержат продление полномочий Назарбаева. Им нужен опытный, надежный «управляющий активами».


С другой стороны, продление полномочий Назарбаева без проведения выборов выглядит, по меньшей мере, странно. Даже если бы выборы были полностью конкурентными, Нурсултан Абишевич вероятно выиграл бы их, причем с результатом в 60-70 процентов голосов. Еще на выборах 2005 года такой результат предсказывали западные опросы общественного мнения. Но, переусердствовав, Центризбирком «вывел» Назарбаеву 91 процент, а в 2007 году парламент предоставил первому президенту страны право баллотироваться на высший государственный пост неограниченное количество раз.


Однако неясно, насколько такой исход событий полезен для самого народа Казахстана. Разумеется, Нурсултан Назарбаев – основатель современного Казахстана, и всем известен тот вклад, который он внес в становление независимости страны. За 20 лет правления Назарбаев замкнул всю политическую систему страны на себя. И то, что пирамида власти в Казахстане держится на одном человеке, в долгосрочном измерении делает всю систему менее стабильной, чем система, где высшие лица избираются на конкурентной основе.


В Казахстане, где существует несколько влиятельных группировок, руководствующихся не идеологическими и не клановыми, а финансовыми интересами, непросто найти преемника Назарбаева, который бы устроил все группы влияния. Если преемник не будет определен, то при первой же возможности конкурирующие группировки вступят в борьбу за власть. И еще неизвестно – будет ли эта борьба мирной.


Стоит добавить, что исламские экстремисты в Казахстане пока не проявляли себя. Но если политическая обстановка обострится, исламисты могут решить, что у них появился шанс. И из этих соображений, откат к традициям, когда лидеры государств хотели править вечно, не лучший сценарий для Казахстана.


источник: Русская служба "Голоса Америки"

Теги: Казахстан

Поделиться: