Что стоит за арестами чиновников и представителей оппозиции?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Количество арестованных лиц, участвовавших на разных ролях в правительстве Ю.Тимошенко, приближается к 10 особам. На данный момент очень сложно прогнозировать, насколько начатые расследования окажутся эффективными и полезными для власти.Обвинения, разумеется, были выдвинуты не на ровном месте. Проверка деятельности прежнего правительства была проведена с участием западных аудиторов. Соответственно, обвинения выдвинуты в отношении отдельных чиновников или министров на основе определенных эпизодов, в которых превышение полномочий и вина их участников доказаны.
Что стоит за арестами чиновников и представителей оппозиции?

Что стоит за арестами чиновников и представителей оппозиции?

Количество арестованных лиц, участвовавших на разных ролях в правительстве Ю.Тимошенко, приближается к 10 особам. На данный момент очень сложно прогнозировать, насколько начатые расследования окажутся эффективными и полезными для власти.

Обвинения, разумеется, были выдвинуты не на ровном месте. Проверка деятельности прежнего правительства была проведена с участием западных аудиторов. Соответственно, обвинения выдвинуты в отношении отдельных чиновников или министров на основе определенных эпизодов, в которых превышение полномочий и вина их участников доказаны.

Похоже, следствие подходит к расследованию действий лидеров оппозиции исходя их этих, сугубо формальных критериев. Иначе, если бы мотивация обвинений имела политический характер, вряд ли в отношении Ю.Тимошенко были бы выдвинуты обвинения, касающиеся нецелевого использования средств, полученных Украиной в рамках Киотского протокола. Тем более, что целевые средства, полученные в рамках продажи квот по Киотскому протоколу, были направлены на погашение текущего дефицита пенсионного фонда[1]. Кроме имиджевых потерь, нанесенный государству ущерб возник в результате конвертации евро в гривну, а также необходимости возмещения потраченных кабинетом Ю.Тимошенко сумм на соответствующих счетах казначейства.

Тем не менее, в глазах малоимущих слоев населения действия Ю.Тимошенко не выглядят как нарушение закона или превышение полномочий. Похоже, сама Ю.Тимошенко не сразу поняла, что действия против нее могут иметь серьезные последствия, и в духе Робин Гуда заявляла, что если бы ей пришлось выбирать, она снова сделала бы то же самое[2].

Кстати, правительство Н.Азарова подходит к судебным искам против компаний и фирм, связанных со злоупотреблениями правительства Ю.Тимошенко вполне серьезно. В частности, Кабинет Министров выделил 3,5 миллиона гривен из стабилизационного фонда бюджета на оплату услуг зарубежных юристов, которые ведут иск МЧС против британской компании "Legal Business Consultants Ltd"[3].

 

 

Тон в оценках обвинений, выдвинутых Генеральной прокуратурой против представителей оппозиции, задали политологи и политики, близкие к Европейской народной партии. Еще 23 декабря 2010 г. в интервью радио «Свобода» глава департамента Украины, России и Беларуси варшавского «Центра восточных исследований» Марта Ярошевич заявила, что за обвинениями в адрес Ю.Тимошенко может скрываться стратегия запугивания всей украинской оппозиции со стороны власти. По ее мнению, нынешние власти Украины пытаются избавиться от харизматичного политического лидера в будущем парламенте. Впрочем, рассуждения на этот счет весьма любопытны: «Я не могу судить, было ли это злоупотреблением, учитывая украинские законы. Возможно. Но с другой стороны, нецелевое использование государственных средств было распространено и во времена премьерства Януковича. Поэтому, безусловно, «дело Тимошенко» – политически мотивированное. Я бы не назвала это «террором украинской оппозиции со стороны Януковича», но, очевидно, он (президент) таким образом пытается ограничить свободу действий Ю.Тимошенко».

 

 

Затем 30 декабря 2010 г. Госдепартамент США распространил заявление, содержавшее прямое предупреждение руководству Украины, касающееся серии арестов и расследований, поразивших оппозиционных политиков «в выборочном порядке». В заявлении содержится намек, что эти действия имеют «политическую мотивацию»: «Хотя американское правительство, как правило, не дает комментариев по специфике индивидуальных случаев, мы сообщили украинскому правительству о нашей обеспокоенности и о том, что, хотя с коррупцией надо бороться, преследование не должно быть выборочным или политически мотивированным. В этой связи мы также заявили о своей обеспокоенности тем, что когда, за немногими исключениями, следствие касается только лиц, связанных с предыдущим правительством, складывается впечатление о выборочном преследовании политических оппонентов».

 

Еще более определенной и резкой в этом смысле выглядит позиция христианско-демократической прессы. Газета Die Welt (03.01.2011 г.) прямо утверждает, что возбуждение уголовного дела против Ю.Тимошенко и арест бывшего министра внутренних дел Ю.Луценко – результат целенаправленного преследования оппозиции со стороны президента В.Януковича. Газета сомневается в независимости украинских судебных органов на том основании, что Генеральный прокурор В.Пшонка – лояльный сподвижник В.Януковича. (4 ноября 2010 г. он сам заявил по украинскому телевидению, что является членом команды президента). Таким образом навязывается тезис о том, что возбуждение уголовных дел в отношении бывших министров является политически мотивированным преследованием со стороны президента В.Януковича, которого западная пресса вновь словно по команде начала называть «пророссийским». 

 

 

В целом, анализируя оценки европейских комментаторов можно выделить несколько тезисов.

Во-первых, украинские власти вряд ли планируют арестовать лидера оппозиции Ю.Тимошенко. Возбуждение против нее уголовного дела «независимо от того, насколько правдивы выдвинутые обвинения», скорее всего, ставит целью сделать невозможным участие Ю.Тимошенко и главных деятелей ее партии в следующих парламентских выборах (пресс-релиз Центра восточных исследований (Варшава, 04.01.2011 г.).

Во-вторых, Украина получила План действий по либерализации визового режима с ЕС и в 2011 г. может подписать (парафировать?) Соглашение об ассоциации. Сложившаяся ситуация предоставляет для В.Януковича «второй шанс» как для «политика европейского образца». Но ему и власти в целом не хватает понимания необходимости поддержки со стороны оппозиции, «с представителями которой необходимо выстроить серьезный диалог» (глава комитета Европейского парламента по вопросам сотрудничества с Украиной П.Коваль, 04.01.2011 г.).

И, наконец, критика США по поводу арестов представителей оппозиции воспринимается как отход от осторожной позиции, которая заключалась в поиске взаимодействия с «дружественной Москве» администрацией В. Януковича, несмотря на «растущую обеспокоенность по поводу соблюдения украинским президентом принципов демократии» (Р.Олеарчик,  Financial Times, 31.12.2010 г.).

 

 

Стоит отметить, что открытие уголовных дел в отношении отдельных чиновников и министров правительства Ю.Тимошенко встретило в Европе и США скорее критическое отношение, чем понимание и сочувствие. Несмотря на то, что возбуждению уголовных дел предшествовал западный аудит (то есть, злоупотребления министров и чиновников были выявлены и признаны западными финансовыми и правовыми экспертами), преследование Ю.Тимошенко и Ю.Луценко интерпретируется как политически мотивированное. На этой основе правительство Чехии не выдало Украине экс-министра экономики Б.Данилишина, который по своим «уникальным» личным качествам мог бы оказаться весьма полезным для следствия, поскольку мог бы дать очень обширные и нужные показания.

Кроме того, остается не ясным, чего добиваются европейские политики и Госдепартамент США от украинских властей – прекращения расследования по возбужденным уголовным делам, амнистии в отношении оппозиции, или же признания за Ю.Тимошенко и ее сторонниками права на любые коррупционные действия, как совершенные «во имя демократических идеалов».

В отношении планов украинской власти пока трудно сформулировать сколько-нибудь достоверные прогнозы. Пока обвинения выдвинуты в основном против лиц, связанных непосредственно с Ю.Тимошенко, А.Турчиновым, управленцев финансового сектора и части бывшего руководства НАК «Нафтогаз Украины». Очевидно, власть хотела бы добиться раскола БЮТ и ухода Ю.Тимошенко с политической сцены. Политические комментаторы высказывают в этом смысле самые различные мнения, которые в целом сводятся к тому, что власть намерена довести дело в отношении Ю.Тимошенко и других арестованных министров и чиновников до суда. Но если дело, возбужденное в отношении Ю.Тимошенко дойдет до суда и судебный процесс будет открытым, Ю.Тимошенко постарается использовать его для высказывания различных обвинений против власти и ее всевозможной дискредитации.

Вероятным мотивом возбуждения уголовного дела против Ю.Тимошенко является попытка ее личной дискредитации. При определенном стечении обстоятельств Ю.Тимошенко может быть признана виновной и приговорена к условному наказанию. По крайней мере, если в отношении лидеров оппозиции возбуждаются уголовные дела и их вызывают на допросы по обвинениям в достаточно серьезных преступлениях, уголовное дело вряд ли сможет быть закрыто без передачи его материалов в суд и вынесения приговора (хотя бы в форме приговора о вынесении виновным условного срока наказания). В противном случае президент В.Янукович действительно будет обвинен в политических преследованиях и нарушении демократической процедуры, и вряд ли сможет ссылаться на ошибки, допущенные Генеральной прокуратурой.

Примечательно, что западные комментаторы как правило уклоняются от оценки обоснованности выдвинутых против Тимошенко и Луценко обвинений. Иными словами, говорить о том, что Тимошенко и Луценко невиновны они не могут. Получается как в деле с М.Ходорковским – вроде бы всем понятно, что приговор в его отношении вполне обоснован. И, тем не менее, запад его не признает и требует освобождения, поскольку считает преследование М.Ходорковского избирательным и несправедливым.

Толстов Сергей, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАНУ



[1] 15 декабря 2010 г. Генеральная прокуратура Украины заявила о возбуждении уголовного дела против экс-премьера Ю.Тимошенко по факту нецелевого использования средств, полученных Украиной в рамках Киотского протокола. Ю.Тимошенко инкриминируют два эпизода нецелевого использования средств на 180 млн. евро и 200 млн. евро. Также возбуждено уголовное дело по незаконному приобретению правительством 1 тыс. автомобилей.

[2] 31.12.2010 г. перед очередным допросом в Генеральной прокуратуре Украины Ю.Тимошенко заявила, что дела против нее «в принципе не существует, потому что выплата пенсий не может быть преступлением, но и судов, вы знаете, у нас нет. Нет ни судов, ни силовых структур, которые бы работали на страну и на вас (граждан Украины). Поэтому рассчитывать на то, что в суде будет какое-либо не заказное решение, не приходится».

[3] 12 октября 2010 г. МЧС Украины подало иск в британский Высокий суд правосудия против британской компании Legal Business Consultants Ltd., обвиняя ее в участии в международной коррупционной схеме по закупке министерством изношенных машин по завышенным ценам. Юридическая компания Akin Gump Strauss Hauer and Feld, которую наняло украинское правительство, сообщила, что Legal Business Consultants и прочие участники схемы имели отношения собственности и прочие связи с бывшими представителями украинского правительства. 27 медицинских автомобилей, которые были приобретены МЧС по завышенным ценам, до этого уже несколько лет использовались в Украине. - Азаров выделил 3,5 млн гривен из cтабфонда, чтобы зарубежные юристы доказали вину Тимошенко. 1 января 2011 г. - http://rus.newsru.ua/ukraine/01jan2011/consultants.html


Поделиться: