Энергетические баталии 21 века и неопределенность воееной доктрины Украины

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Развитие Киевом курса на участие в силах быстрого реагирования и миротворческих операциях НАТО с созданием в украинской армии спецподразделений, развитие противоречивых энергопроектов с набукко-ориентированными странами-импортерами вооружений, при заигрывании с СНГ и отсутствии лишь публичного противостояния по условиям газового сотрудничества с Россией, свидетельствуют как о размытости "многовекторной" внешней политики и Военной доктрины Украины с дрейфом в сторону США, НАТО, так и о сложном состоянии энергорынка страны, что на фоне опасных игр украинских олигархов и работы таможенного союза, может привести к непредсказуемым для экономики страны результатам.
Энергетические баталии 21 века и неопределенность воееной доктрины Украины

Энергетические баталии 21 века и неопределенность военной доктрины Украины

Развитие Киевом курса на участие в силах быстрого реагирования и миротворческих операциях НАТО с созданием в украинской армии спецподразделений, развитие противоречивых энергопроектов с набукко-ориентированными странами-импортерами вооружений, при заигрывании с СНГ и отсутствии лишь публичного противостояния по условиям газового сотрудничества с Россией, свидетельствуют как о размытости "многовекторной" внешней политики и Военной доктрины Украины с дрейфом в сторону США, НАТО, так и о сложном состоянии энергорынка страны, что на фоне опасных игр украинских олигархов и работы таможенного союза, может привести к непредсказуемым для экономики страны результатам.

Украинское внешнеполитическое ведомство заявляет, что Украина не намерена пересматривать свое участие, как в миротворческих операциях НАТО, так и в силах быстрого реагирования альянса. "Нет оснований считать, что это участие будет сокращаться. Украина, как ответственный член международного сообщества принимала, принимает и будет принимать участие в миротворческих операциях", - сказал глава миссии Украины при НАТО Игорь Долгов.

Украинский дипломат также положительно оценил опыт участия Украины в силах быстрого реагирования альянса, когда на дежурство заступило подразделение РХБ-защиты. "Надеюсь, что Украина, получив первый позитивный опыт, и далее будет сотрудничать с НАТО в плане направления воинских подразделений на дежурство в силах быстрого реагирования альянса. Этот опыт важен тем, что уже на этапе подготовки проходит самооценка, оценка, инспекция в отношении совместимости для того, чтобы реально действовать совместно с подразделениями НАТО в тех или иных условиях", - сказал Долгов, выразив также надежду на то, что на территории Украины будут проводиться совместные с НАТО военные учения.

Так, корвет Военно-Морских Сил Украины "Тернополь" отбыл из Севастополя в Средиземное море 7 ноября, и непосредственно к выполнению задач в рамках операции НАТО "Активные усилия" приобщился в середине ноября, а 25 декабря вернулся в Севастополь. По данным Минобороны Украины экипажем пройдено 4800 морских миль.

Несмотря на заявления о неучастии в военных блоках, Президент Украины Виктор Янукович заявил на декабрьской встрече с иностранными дипломатами в Киеве о готовности Украины принять участие в операциях Североатлантического альянса и ООН "в интересах мира и безопасности". Также, по словам Президента, Украина намерена активно участвовать в создании новой концепции безопасности в Европе. Ранее министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заявил, что формулировки в отношении Украины в новой Стратегической концепции НАТО целиком отвечают интересам Украины.

Начальник штаба - первый заместитель командующего ВМС Украины контр-адмирал Юрий Ильин в интервью журналистам отметил, что для Украины "этот поход имел огромное значение. Украина снова продемонстрировала, что она выполняет свои международные обязательства, является государством, которое заботится о стабильности и безопасности в районах Черного и Средиземного морей, которая подтверждает готовность бороться с терроризмом".

Среди озвучиваемых сегодня военных фронтов, помимо официально декларируемого афганского, и потенциальных иранского и корейского, важное место занимают быстро развертывающиеся новые фронты "энергетических войн". Показательно, что в лекции бывшего представителя НАТО времен агрессии против Югославии Джейми Ши на тему "Энергетическая безопасность: вызов для рынков или вызов также и для стратегического сообщества?" докладчик заявил что "растущая мощь" таких государств, как Китай, Индия и Россия заставляет НАТО считать вопросы энергетической безопасности не только сферой "рыночных сил и регуляторов", а прежде всего "стратегическим вопросом, в решении которого такая организация, как НАТО, может сыграть полезную роль". Конкретным примером проведения акций в области поставок энергоресурсов в конфликтные регионы с присутствием войск США можно считать акцию топливной блокады Ираном Афганистана во избежание попадания бензина и солярки войскам НАТО и США в Афганистане, из-за обвинений Ирана в пособничестве боевикам "Талибан" и поставках им оружия.


За месяц цены на дизтопливо в Кабуле выросли на 50%. Жители, которые в условиях наступившей зимы чаще всего из-за отсутствия электричества пользуются теплогенераторами, работающими на солярке, обвиняют правительство в бездействии и требуют ввести фиксированные цены на топливо.

Президент Украины Янукович своим указом 1199/2010 от 10 декабря 2010 года поручил Министерству обороны Украины создать проект новой редакции Военной доктрины Украины и поручил Кабинету министров Украины в трехмесячный срок утвердить государственную программу развития вооружения и военной техники ВСУ на 2011-2015 годы.

В то время как, начальник Генерального штаба - главнокомандующий Вооруженных сил Украины генерал-полковник Григорий Педченко заявил в эфире программы "О главном" на Первом Национальном телеканале, что внеблоковый статус не означает, что Украина занимает круговую оборону. "Внеблоковость - не значит, что Украина занимает круговую оборону". "Напротив. Мы своими действиями сегодня показываем, что мы - миролюбивое государство. Мы активно принимаем участие во всех международных процессах в военной сфере, в международном сотрудничестве: и с Европейским Союзом, и Североатлантическим Альянсом, и с Россией. Это именно те приоритеты, которые сегодня определены в нашей политике", - сказал начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины. Декларирование трудносопоставимых на практике "приоритетов" иллюстрирует невысокий уровень политической компетентности военного чиновника высокого уровня и отражает характер военной доктрины страны.

Педченко также сообщил, что в украинской армии будут созданы новые функциональные спецподразделения в основном, на базе специальных подразделений и Объединенных сил быстрого реагирования. "Добавятся следующие функциональные структуры, как Силы боевого дежурства и Силы специальных операций".

В отдельном интервью 24 декабря с.г. начальник Генштаба ВСУ заявил о приоритетности создания украинского ракетного комплекса "Сапсан", а также восстановления и модернизации имеющегося вооружения: "Мы определили как приоритет создание к 2016 году практического образца ракетного комплекса "Сапсан". Национальное космическое агентство Украины оценивает реализацию проекта по строительству комплекса "Сапсан"  без помощи иностранных партнеров примерно, в 4 миллиарда гривен. Избрание создания украинской оперативно-тактической ракеты и оснащение такими ракетными комплексами ВСУ стало, по сути, не просто крупнейшим военно-политическим проектом, а ключевым тестом Военной доктрины Украины.

Украина, где все оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) и  ракеты к ним исчерпали установленный срок службы, в условиях недостаточного  финансирования продвигает комплекс  "Сапсан", желая создать свой собственное неядерное оружие  сдерживания. Вместе с тем, специалисты отмечают не только высокие технические риски еще сырого проекта, а и низкий уровень экономического обеспечения при отсутствии единого координатора ОПК в Украине. Военные эксперты говорят об ориентации Украины на поставки вооружений в Грузию (и Иран опосредованно), с которой в октябре-декабре 2010 года определились тесные деловые контакты уже при Президенте Януковиче.Развернуть

Ранее, на совместной пресс-конференции с Председателем Военного Комитета Европейского Союза генералом Хаканом Сирена генерал Педченко заявил, что Украина создаст спецподразделение в составе 100 морских пехотинцев и 10 штабных офицеров для участия в боевых операциях ЕС.

Напомним, 19 ноября с.г. главы государств и правительств стран-членов НАТО на Лиссабонском саммите одобрили Стратегическую концепцию Альянса, в которой записали намерение "продолжать и развивать партнерство с Украиной и Грузией в рамках Комиссий Украина-НАТО и Грузия-НАТО, основываясь на решении НАТО, принятом на Бухарестском саммите 2008 года и приняли во внимание евро-атлантическую ориентацию или стремления каждой страны".

По мнению Президента Украины, активизация сотрудничества в рамках СНГ не противоречит стремлению к интеграции в Европу. "Все что мы делаем в рамках СНГ, не противоречит нашему направлению на евроинтеграцию", - заявил Виктор  Янукович 26 декабря в иетервью ведушим украинским телеканалам.

 

На фоне указанных заявлений Президента Украины и высоких чиновников военного и внешнеполитического ведомств, Грузия и Украина подтвердили намерение продолжить торговлю вооружениями. О намерении Грузии закупать в Украине вооружение заявил 24 декабря вице-премьер и государственный министр по вопросам евроинтеграции правительства Грузии Георгий Барамидзе. "Наше сотрудничество, в том числе и в военной сфере, основывается на национальных интересах наших стран. Украина имеет серьезный потенциал в области вооружения и совершенно легитимно его поставляет. Почему бы и не в Грузию, с которой у нее хорошие взаимоотношения?", - сказал он. Барамидзе также отметил, что "несмотря на возражения российской стороны, такая торговля, согласно международному праву, ничем не ограничена". "Поэтому, не вдаваясь в детали, которые пока находятся на стадии обсуждения наших военных ведомств, скажу, что мы намерены закупать в Украине вооружение, невзирая на конкуренцию со стороны других стран-поставщиков", - заявил грузинский вице-премьер.

Ранее народный депутат Украины глава временной следственной комиссии по изучению обстоятельств поставок вооружений в Грузию Валерий Коновалюк обвинял оранжевый режим Ющенко в незаконных условиях поставок режиму  Саакашвили вооружений. Члены парламентской комиссии Украины заявили, что Украина с рядом нарушений экспортировала в Грузию полсотни зенитных ракет, а также около 200 переносных зенитно-ракетных комплексов "Стрела" и "Игла", системы залпового огня "Град", вертолеты, самолеты, автоматизированные станции пассивной радиотехнической разведки большого радиуса действия "Кольчуга". Оружие из Украины использовалось во время грузино-российского военного конфликта. Высокопоставленный источник, близкий к Администрации Президента Украины, сообщил, что власти Украины собираются расширять военные отношения с Грузией, а не поднимать шум вокруг ранее заключенных с прозападным режимом Саакашвили сделок.

Напомним, что в ноябре минувшего года начальник Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Александр Шляхтуров сообщил ИТАР-ТАСС, что Грузия продолжает получать вооружения и военную технику от стран НАТО, Израиля и Украины. "По имеющимся у нас данным, Грузия, как и до событий августа 2008 года, по-прежнему получает военную помощь от стран НАТО, Израиля и Украины. Страны НАТО, и прежде всего восточно-европейские государства-участники альянса или, как их еще называют, младонатовцы, поставляют Грузии в основном стрелковое оружие и снаряжение. США ведут подготовку личного состава грузинской армии по тактике НАТО, Израиль поставляет Грузии беспилотные летательные аппараты, а Украина - тяжелые вооружения, в частности танки и средства ПВО", - сказал начальник ГРУ. "Поставки вооружений Грузии Украиной в целях прикрытия осуществляются не по государственной линии, но не без ведома и покровительства высшего украинского руководства", - подчеркнул Шляхтуров.

Ранее в СМИ неоднократно упоминались имена граждан Украины с двойным гражданством, высокопоставленных представитеелй спецслужб, связанных, по данным США с международной организованной преступностью и незаконными поставками вооружений. В частности, Семен Могилевич и Вадим Рабинович также в различные годы обвинялись в причастности к торговле оружием и военной техникой.

Украина по итогам 2009 года может войти в пятерку лидеров мировых экспортеров оружия и имеет контракт на поставку вооружений в военный Ирак. Публикуемые сайтом WikiLeaks переписки американских дипломатов свидетельствует об обеспокоенности США активностью Украина на мировом рынке оружия. По информации дипломатов, Киев не выполняет договоренностей не поставлять оружие в страны-изгои. Украина эти обвинения отвергает.

Основными странами - покупателями продукции военно-промышленного комплекса Украины традиционно являются Грузия, Китай, Пакистан, РФ, Мьянма, Алжир и Азербайджан. Наиболее "ходовыми" товарами военного назначения, которыми торгует Украина, являются ракеты, газовые турбины для кораблей и бронетехника. Например, в Грузию Украина экспортирует зенитные ракетные комплексы "Оса", "Бук", вертолеты Ми-8, Ми-24, БМП, системы "Кольчуга-М" и некоторых других.

По данным Стокгольмского Международного института исследований проблем мира (SIPRI) по результатам 1992-2008 гг. рейтинг по объемам торговли со странами-импортерами продукции украинского военного комплекса выглядел таким образом: Пакистан, Китай, Алжир, Азербайджан, Индия, Грузия, Йемен. Ливия, Россия, Шри Ланка, Иран, Ангола.

В списке вероятных поставщиков альтернативных российским источникам нефти и газа лидирующее место занимает Азербайджан, с которым Киев проводит интенсивные переговоры. В 2009-2010 гг. традиционно активным было военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном, Президент которого посетил Украину в октябре с.г. Хотя основной темой переговоров с Президента Азербайджана  Ильхама Алиева с украинским коллегой Виктором Януковичем было увеличение поставок азербайджанской нефти, в том числе за счет танкерных поставок в Одессу, затрагивались также вопросы военно-технического сотрудничества. Президент Азербайджана на совместной с украинским президентом на пресс-конференции заявил, что Азербайджан планирует увеличивать объемы поставок нефти на Украину.

Азербайджан является также одним из крупных покупателей оружия в Украине "Всфере ВПК также есть хорошие традиции. На протяжении многих лет Азербайджан закупает военную технику, вооружение в Украине. Мы очень довольны уровнем этого сотрудничества, которое имеет хорошую перспективу роста. Наши финансовые возможности несоизмеримо больше, чем в первые годы независимости. Затраты на оборону Азербайджана в следующем году составят более 3 млрд. долларов. Большая часть пойдет на закупку и производство техники внутри нашей страны. Мы начали создавать военно-промышленный комплекс в Азербайджане, сегодня его продукция уже демонстрируется на международных выставках и экспортируется. И также должен сказать, что частично это было создано с помощью украинских партнеров. Есть совместные предприятия в этой сфере, и мы намерены развивать сотрудничество", - цитирует газета "День"  интервью Президента Азербайджана Алиева 27 октября с.г. накануне его официального визита в Киев. 

В соответствии с договоренностями, достигнутыми 28 октября с.г. в Киеве  между Президентами Януковичем и Алиевым, на последней неделе декабря 2010 года между Киевом и Баку должно быть подписано соглашение о ежегодных поставках на Украину 5 млн. тонн нефти и 7 млрд. кубометров газа. "Оба соглашения прошли первичную оценку правительств, и, думаю, до конца года, после определенных согласований, они будут подписаны", - сказал журналистам 24 декабря министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, уточнив, что "речь идет о расширении существующего нефтегазового коридора и поставок на украинский рынок бункерным способом сжиженного газа".

Важно отметить, что "венесуэльская нефть" будет продаваться в Беларусь при посредничестве азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR-traiding, и нефтепровод "Одесса-Броды" будет использоваться для прокачки азербайджанской нефти, или в виде дополнительных объемов, или своповых схем замещения. О серьезных намерениях развития Азербайджаном энергоконтактов с Украиной свидетельствует и тот факт, что SOCAR планирует продолжить развитие сети АЗС на Украине, с целью выхода на конечного пользователя.

Однако, проект по поставкам азербайджанской нефти весьма контраверсионный в свете отсутствия долгосрочных контрактов и улучшения отношений РФ-Беларусь. Эксперты отмечают, что из-за нехватки финансовой поддержки и контрактов на долгосрочную перспективу, большинство проектов на нефтегазовом рынке Украины не подписаны. По этим причинам и в связи с возобновившемся политичсеким диалогом Москвы и Минска после декабрьского саммита ОБСЕ в Астане, а также продвижения работы по ЕЭП, судьба проекта запуска нефтепровода Одесса-Броды в направлении Европы также "зависла" и проект будет в любом случае, недолгосрочным.

Возобновившийся политический диалог Москвы и Минска внесет коррективы в экономические отношения государств, как и работа по ЕЭП. "Проект транспортировки венесуэльской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" не продлится долго. Это сотрудничество было искусственным и уйдет. Эта нефть очень дорогая и Лукашенко использовал ее исключительно для того, чтобы удержать Беларусь на плаву. Но так долго продолжаться не может", - считает украинский эксперт по энергетическим вопросам Александр Гудыма.

Одобренное в декабре с.г. правительством России соглашение о беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС , могут упразднить заключенные украинской стороной осенью с.г. договоренности в области энергетического сотрудничества с Венесуэлой, Азербайджаном и Казахстаном, при помощи которых правительство Украины рассчитывало  снизить значительные потери транзитной страны при сокращении транзита российских энергоресурсов через Украину.

Напомним, что Беларусь решила заказать Украине транзитные услуги по привлечению поставщиков, альтернативных РФ, сопротивляясь экспортным пошлинам России. Именно осенью 2010 года и были заключены соглашения политического характера с компаниями Венесуэлы, Азербайджана и Казахстана.

Вместе с тем, согласно вице-премьеру Беларуси Владимиру Семашко, новое нефтяное соглашение "ЕврАзЭС" не должно затронуть эти поставки через Украину. "В отношении венесуэльской нефти, а также нефти из третьих стран - эти поставки выведены за пределы соглашения. Вне Таможенного союза такая нефть ввозится в режиме временного ввоза. При вывозе этой давальческой продукции с Белоруссии все пошлины останутся в белорусском бюджете", - сказал Семашко. "С нефти, добываемой в Белоруссии, это до 1,7 млн. т в год, вся экспортная пошлина также останется в Минске. Внутри Таможенного союза все взаимные поставки нефти будут без пошлин. А все пошлины на нефтепродукты, несмотря на происхождение нефти, с которой они выработаны - то ли они из российской нефти, то ли из белорусской - будут перечисляться в бюджет России. В этом и состоит компромисс нового соглашения".

Ранее Семашко раскрыл таможенную схему поставок "альтернативной" нефти в Беларусь через территорию Украины: "Прямых поставок с Венесуэлы не будет. Поставщик купит ее для поставки в Белоруссию в третьих странах, Украине, Азербайджане, той же РФ", - сказал тогда вице-премьер Беларуси.

Подтверждением сказанного Семашко стала продажа белорусской государственной компанией БНК на Голландских Антильских островах первой партии купленной в Венесуэле нефти. Используя схему уступки долга, БНК взамен поставила в украинский порт Южный иную нефть. При транзите через Украину давальческой нефти на указанных условиях стороны белорусско-венесуэльских поставок экономят деньги, а БНК становится серьезным игроком по установлению цены реализации нефтепродуктов на экспортных рынках. При этом портовый сбор за перевалку корректируется.

Вместе с тем, 27 декабря с.г. представители правительств Беларуси и Украины вновь подтвердили транзит венесуэльской нефти в Беларусь по нефтепроводу Одесса-Броды. "Я ответственно заявляю, что мы не откажемся от импорта нефти из Венесуэлы на определенных условиях, которые у нас есть с Венесуэлой. Нам выгодно покупать нефть параллельно из Венесуэлы", - заявил вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко, несмотря на то, что ранее вице-премьер Совмина беларуси заявил о намерении страны оптимизировать в 2011 году поставки нефти в Беларусь с учетом договоренностей в рамках  организации в рамках Единого экономического пространства Таможенного союза. В свою очередь, первый вице-премьер правительства Украины Андрей Клюев заявил, что в 2001 году в Беларусь будет доставлено около 4 млн. тонн венесуэльской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды.

Однако, участники рынка сомневаются, что эти поставки будут рентабельными, поскольку в настоящее время указанную нефть приходится разбавлять более дешевым украинским сырьем, добываемым в основном на НПЗ группы "Приват". Напомним, что единственным поставщиком азербайджанской нефти на Украину с 2009 года является ПАО "Укртатнафта", подконтрольная группе Коломойского "Приват", благодаря содействию структур которой в Украину осенью 2010 года были импортированы крупные партии азербайджанской нефти без уплаты НДС, а после местных выборов на Украине также пролоббирована пошлина на импортные нефтепродукты и продление старых стандартов качества нефтепродуктов. "Для того, чтобы поставки каспийской нефти "Укртатнафте" были рентабельны, группа "Приват" перерабатывает ее с украинским сырьем, которое продает заводу "Укрнафта" по ценам ниже рыночных", - сказал генеральный директор сети "Донецкойлсервис" Виктор Мартиросян.

50%+1 акция "Укрнафты" принадлежит НАК "Нафтогаз Украины", 42% акций контролирует группа "Приват", которая осуществляет оперативное управление компанией. "Нафтогаз Украины", крупнейшая компания Украины, объединяет крупнейшие нефтегазодобывающие предприятия страны, является монополистом по транзиту и хранению природного газа в подземных хранилищах, а также по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории Украины. Чистая прибыль "Укрнафты" по итогам 2009 года составила 378,7 млн. грн, чистый доход - 9,9 млрд. грн.

Напомним, что на заседании экспертно-аналитичсекой группы по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности 24 ноября с.г. в Киеве министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что это министерство направило в Кабмин Украины письмо с предложением ввести с 2011 года пошлину на импорт нефтепродуктов в размере 120 евро/т. По данным oilnews.com.ua этот вопрос даже не выносился на рассмотрение группы, в то время как участие в заседании группы принял олигарх Игорь Коломойский, контролирующий нефтеперерабатывающие предприятия "Нефтехимик Прикарпатья" (г. Надворная), "НПК Галичина" (г. Дрогобыч) и "Укртатнафта" (г. Кременчуг). Украинский портал также отмечает, что в ходе заседания группы было принято решение о продлении на два года старых стандартов качества нефтепродуктов, которое, как справедливо отмечают ведущие эксперты, вместе с планируемыми пошлинами на импорт откроют путь к возобновлению работы немодернизированных западноукраинских заводов группы "Приват" и Шебелинского ГПЗ "Нафтогаза Укрианы", которые выпускают нефтепродукты по стандартам Евро-2, который должны быть отменены в январе 2011 года. При этом, как пишет oilnews, "игра шла в одни ворота - "Приват".

Деловые отношения с лидерами оранжевого режима в Украине, или ужение рыбы в мутной воде ссор Тимошенко-Ющенко, помогли группе "Приват" отсудить Кременчугский НПЗ у российской компании "Татнефть", который олигарх сегодня не хочет возвращать, несмотря на обращения российской стороны к правительству Украины. Миллиардер Коломойский тогда поломал бизнес не только этому предприятию, но и "Лукойлу", и с 2007 года Кременчугский НПЗ перестал получать российскую нефть.

Вторым по величине акционером "Укртатнафты" является группа "Приват", совладельцем которой является украинско-израильский бизнесмен Игорь Коломойский. С учетом вышесказанного, ряд экспертов и участников рынка выражают сомнение в выгодности таких поставок нефти из Азербайджана. В соответствии с условиями аукционов по продаже украинской нефти, вывоз нефти должен осуществляться только с "Укртатнафты", в связи с чем, как отмечают украинские эксперты, в аукционах могли принимать участие лишь представители "Укртатнафты", что в свою очередь, приводило к закупкам нефти группой по ценам ниже рыночных. При этом Аукционный комитет рассчитывал стартовую цену без учета НДС, ссылаясь на отсутствие данной нормы в законе, из-за чего украинская нефть, по данным olinews, реализовывалась, согласно oilnews, на аукционах по ценам на 20% ниже рыночных. Практически весь ресурс выкупался структурами, близкими к группе "Приват" - ПАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.), ОАО "Галичина" (Дрогобычский НПЗ, Львовская обл.) и другими нефтетрейдерами.

Интересно, исследовать динамику развития ситуации на фоне принятого украинским парламентом закона 7000 "О Государственном бюджете Украины на 2001 год" и сопутсвующего ему закона 7450 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины", целью которых является избежание потерь налогооблагаемых доходов нефтеперерабатывающих предприятий, доля государства, в уставном капитале которых составляет 50% и более, вследствие занижения цен реализации нефти, газового окнденсата и сжиженного газа. Стартовая цена на аукционах для нефти и газового конденсата определяется на основе таможенной стоимости нефти по данным Государственной таможенной службы Украины за 15 дней, предшествующих дате регистрации заявок на проведение аукциона, с учетом надбавки за качество для нефти сырой и газового конденсата.

оказавшись в фокусе сложной схемы торговли Беларуси и партнеров так называемой "венесуэльской нефтью", Украина должна занять в настоящее время конкретную позицию по отношению к ЕврАзЭС. Вместе с тем, Президент Украины выразил сомнение в возможности Украины в ближайшее время стать членом Таможенного союза, участники которого начнут выполнять взятые на себя обязательства уже со следующего года, что, в свою очередь, может привести к непредсказуемым для Украины последствиям на фоне подписания ею контрактов о поставках нефти из Венесуэлы, Азербайджана и Казахстана.

В отличие от своих ноябрьских заявлений, Президент Украины считает, что вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана на сегодняшний день невозможно из-за недостаточной поддержки такого шага в украинском парламенте. "По этому вопросу мы должны набрать 300 голосов в парламенте. Изучение этого вопроса сегодня, а мы его изучали в парламенте, нам не дает никаких шансов - шансов ноль сделать эти изменения", - сказал Янукович в интервью украинским телеканалам 24 декабря с.г.

Напомним, что в начале декабря Россия, Беларусь и Казахстан приняли Декларацию о формировании Единого экономического пространства, а также подписали соглашения о деятельности ЕЭП, завершив формирование договорно-правовой базы этого объединения. В рамках договоренностей по ЕЭП вопрос пошлин при поставках углеводородов из РФ в Беларусь был решен комплексно. При условии ратификации Минском всех документов по созданию единого экономического пространства Москва обязалась беспошлинно поставлять в Беларусь всю необходимую нефть, тогда как в 2010 г. от пошлин освобождены только 6,3 млн т нефти для внутреннего потребления республикой. Взамен начиная с 2011 г. Беларусь будет в полном объеме перечислять в российский бюджет пошлины от экспорта нефтепродуктов.

С целью создать условия модернизации украинской нефтепереработки, полагая, что украинские нефтепродукты были вытеснены с рынка из-за льготных условий для импортеров, министерство энергетики и угольной промышленности Украины рассматривает введение импортных пошлин как один из механизмов возрождения украинской нефтепереработки, в то время как ряд экспертов и представителей компаний считают, что введение пошлин на импорт нефтепродуктов может иметь непредсказуемые последствия в диалоге с соседними странами. Обращение к правительству ряда нефтеперерабатывающих предприятий, в котором говорится о необходимости ограничить импорт нефтепродуктов в Украину,  директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн в интервью еженедельнику "Зеркало недели" назвал "откровенно конфликтным и противоречивым".

Наиболее важным фактором роста цен является инициатива Минэнерго Украины ввести пошлины, а также ожидаемое повышение акцизов, что ударит по участникам рынка и потребителям, поскольку прогнозируемое подорожание нефтепродуктов также снизит их потребление и приведет к росту доли фальсификата на рынке.

Простои и низкая загрузка большинства НПЗ Украины, по мнению экспертов,  вызваны не конкуренцией с импортом, а плачевным техническим состоянием указных предприятий, большинство из которых не в состоянии выпускать топливо, которое соответствовало бы хотя бы украинским стандартам. Шебелинский газоперерабатывающий завод (Харьковская обл.), "Нефтехимик Прикарпатья" (Ивано-Франковская обл.) и "Нефтепреерабатывающий комплекс "Галичина" (Львовская обл.) в настоящее время не в состоянии выпускать нефтерподукты по новым стандартам.

Напомним также, что в связи с намерением Минэнерго Украины ввести пошлины Ассоциация "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" обратилась к премьер-министру Украины Николаю Азарову и в Администрацию Президента с просьбой пересмотреть такое решение. Авторы обращения и эксперты считают, что вместо того, чтобы привести к модернизации и переходу украиснких НПЗ на современные стандарты качества, с учетом также повышения акцизов, заложенного в принятом Налоговом кодексе, введение пошлины приведет к повышению их стоимости на Украине и ограничит доступ на рынок качественного топлива, соответсвующего стандаортам Евро-4 и Евро-5.

С целью добиться приемлемой цены на импортные энергоресурсы, правительство Украины инициировало еще новый проект по диверсификации их поставок на внутренний рынок. Одним из приоритетных в декабре с.г. обозначено строительство терминала по приему сжиженного газа на Черноморском побережье. Предполагается, что до сентября 2011 года Госпредприятие "Национальный проект LNG-терминал" обеспечит разработку ТЭО проекта строительства LNG-терминала. Строительство терминала будет поэтапным. Строительство первой очереди объемом 5 млрд. м сжиженного газа запланировано начать во втором квартале 2013 года, а завершить в четвертом квартале 2015 года. Строительство второй очереди - с 2015 по четвертый квартал 2016 года. Предполагаемая общая стоимость строительства - 1,2-1,5 млрд. долларов. Общая мощность терминала составит 10 млрд. куб м газа с возможностью увеличения в будущем. Отметим, что в ноябре 2010 года импорт сжиженного газа в Украине вырос в 2,1 раза.

Руководители проекта сообщили, что в сентябре 2011 года планируется создать международный консорциум по строительству терминала. По словам руководителя ГП Петра Мирошникова на законодательном уровне запланировано предусмотреть преференции для инвесторов проекта, а также заложить тариф на услуги по перевалке сжиженного газа. Министерство юстиции Украины согласовало 24 декабря с.г. приказ Министерства инфраструктуры Украины о введении скидок на оплату услуг по перевалке нефти в морских портах в зависимости от объема. Внесение соответствующих изменений в сборник тарифов может привести к увеличению объемов перевалки нефти и нефтепродуктов в 2011 г. на 3,5 млн т.

В контексте нашей темы здесь важно отметить, что, несмотря на то, что потенциальными поставщиками сжиженного газа для Украины могут стать страны каспийского региона, Северной Африки, ОАЭ и Катар, кабинет министров Украины приоритетным партнером по поставкам газа СПГ-терминала неоднократно называл Азербайджан. 

Особо следует отметить в нашем контексте, что 24 декабря с.г. Президент Азербайджана во время двусторонних встреч с Президентом Турции Абдуллой Гюлем Ильхам Алиев заявил, что Баку будет активно работать в проекте "Набукко".

В связи с наращиванием военного сотрудничества Армении с Ираном, Азербайджан  расширяет военное и энергетическое сотрудничество со странами НАТО и Израилем, а также свои военные расходы, превращаясь в одно из сильных государств Южно-кавказского региона. В частности, по данным источников, увеличивая расходы на оборону, сегодня Азербайджан приобретает военную технику в странах НАТО - Германии и Италии.

По словам специального посланника госдепартамента США по вопросам евразийской энергетики Ричарда Морнингстара, Азербайджан остается "центральной страной" для вопросов энергетики и для многих "двусторонних и многосторонних вопросов". "Со стороны администрации Обамы не было намерений снизить уровень взаимоотношений с Азербайджаном, которые имеют длинную и добрую историю", - сказал Морнингстар, вспомнив работу с Азербайджаном по нефтепроводу Баку - Джейхан", сказал Морнингстар, выступая на конференции "Американо-азербайджанские отношения: состояние "стратегического партнерства" 9 ноября с.г. в Вашингтоне.

Согласно заявлению Лейбористской партии Грузии и опубликованнымWikiLeaks депешам американских дипломатов, Президент Азербайджаан Алиев состоит в сговоре с Саакашвили. Алиев якобы, рассказывал дипломату США о том, что Азербайджан предпринимает шаги для "незаметной поддержки Грузии". Алиев также сказал, что события в Грузии "укрепили его западную ориентацию, и он не намерен менять свою политику в пользу России".

Воздействие США, НАТО и МВФ на Украину после того, как США обожглись с оранжевым режимом в Украине, стало носить более завуалированный характер. При сохранении  сути "проекта Украина", откорректированы методы и риторика, инструменты воздействия через международные фонды и противоречивые энергетические контакты с проамериканскими лидерами энергодобывающих и поставляющих стран.

Так, активизация контактов с Украиной в энергетической и военной сферах возобновилась на фоне одобрения МВФ в декабре предоставления Украине второго транша кредита 1.53 млрд. долларов, на что Украина, в свою очередь, обязалась, кроме прочего, поднять цены на газ и провести пенсионную реформу. Вместе с тем, мировой экономический кризис в значительной степени связан с навязываемой миру банковской системой, основанной на спекуляции, которая, как и структура МВФ, нуждаются в изменении для выхода из экономического кризиса.

В условиях предпринятых лидерами Украины шагов по диверсификации источников и поставок энергорусурсов, коррекции невыкристализовавшейся оборонной доктрины, и рынка вооружений, отношения Украина-РФ будут оставаться весьма напряженными на фоне возрастающего недовольства политикой Януковича и протестами обнищавшего населения. В связи с введением акцизного сбора, ростом стоимости нефти на мировых рынках из-за холодной зимы в Европе и введением ввозной пошлины импортеры вынуждены будут существенно поднять цены на нефтепродукты, а рынок нефтепродуктов страны ожидает приток некачественного продукта и контрабанды, поставляемых зачастую с предприятий олигархов. Импортеры могут стать неконкурентноспособными, поскольку нефтеперерабатывающие заводы на Украине, подконтрольные олигархам, производящие,  как правило, низкосортное топливо, будут продавать его без пошлины и иметь определенные преимущества.

Украинский рынок нефтерподуктов стоит на пороге несбалансированности и монополизации, а существенную роль в перераспределении рынка энергоресурсов будет играть доля и цены на сжиженный природный газ.

Вышеизложенное свидетельствует о продолжении геоэкономической борьбы за энергорынки с продвижением НАТО на восток, при которой США, Европе и России, достичь договоренностей по проблемам "Европейской безопасности", включая энергетическую, будет сложно, поскольку существуют различия в стратегических целях указанных сторон, в играх которых важное место занимает транзитная Украина с противоречивой ролью украинских олигархов.

Вместе с тем, премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Киев не ведет переговоров о вступлении в ЕЭП или Таможенный союз, а Президент Янукович, декларируя важность для Украины взаимодействия  в рамках СНГ, что вопрос о вступлении в Таможенный Союз для Украины остается пока открытым и о целесообразности участия Украины в ТС можно будет судить лишь после того, как этот союз проработает несколько лет. Тем самым, Президент Украины фактически высказал отрицательнее отношение к вступлению в ТС на данном этапе, хотя ранее президент допускал вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.

Противоречия и сложности с введением таможенного союза еще раз свидетельствуют о необходимости ухода от деклараций об интеграции в обмен на снижение цен на энергоносители. Непростая ситуация, в которой оказались Беларусь, Украина, Россия и Казахстан свидетельствует, прежде всего, о различном понимании сторонами базовых принципов этого союза и ЕЭП. Газовый конфликт с Белоруссией еще раз показал сложность интеграция на постсоветском пространстве. При декларациях о дружбе и единстве ожесточенные энергетические войны разворачиваются между Россией и ее постсоветскими соседями при непосредственном комплексном воздействии конкурентов. В связи с этим, вполне логичной основой для экономической и политической интеграции должна стать энергетическая мощь и монополия России, с которой считаются западные и иные конкуренты, МВФ и НАТО.

Несбалансированное состояние рынка газа, нефти, нефтепродуктов и энергетической безопасности Украины отзеркаливает характер внешнеполитической и военной политики страны, руководителям которой не стоит забывать, что цикл добычи, производства и транспортировки энергоресурсов эффективно осуществляется лишь в единой системе, обладающей единой системой безопасности в рамках таможенного союза, единого экономического пространства и договора о коллективной безопасности.

Владимиров Матвей

 фото: РИА Новости


Теги: Украина

Поделиться: