Народ и партия – «за», Назарбаев – «против»?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ, который отклоняет предложение парламента Казахстана о вынесении на республиканский референдум изменений Конституции в части продления его полномочий до конца 2020 года. Это уже второй случай, когда президент отказывается подписать решение двух палат парламента Казахстана.
Народ и партия – «за», Назарбаев – «против»?

Народ и партия – «за», Назарбаев – «против»?

07 января 2011 | Александр Цинкер (Израиль)

президент ICES, директор Института стран Восточной Европы и СНГ

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ, который отклоняет предложение парламента Казахстана о вынесении на республиканский референдум изменений Конституции в части продления его полномочий до конца 2020 года. Это уже второй случай, когда президент отказывается подписать решение двух палат парламента Казахстана.


А как все хорошо было организовано!


Сразу после проведения в Астане саммита ОБСЕ и передачи полномочий председателя этой организации Литве, Казахстан преподнес международному сообществу сюрприз.


На собрании 850 депутатов различных уровней, а также политических и общественных деятелей страны прозвучало предложение о продлении президентских полномочий Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Объяснялось все очень просто. Выборы президента в Казахстане намечены на 2012 год. Результат их все равно заранее известен. Так зачем ради этого тратить сотни миллионов на подготовку проведения выборов и отвлекать всю президентскую команду и самого Назарбаева от решения важнейших государственных задач?


Инициативу по продлению президентских полномочий Нурсултана Назарбаева посредством референдума тут же поддержала правящая партия "Нур Отан". Идея была одобрена во всех первичных партийных организациях. А заместитель председателя партии Нурлан Нигматулин заявил, что "принятие решения о том, чтобы наш лидер как можно дольше оставался во главе государства, отвечает интересам всего нашего народа".


После этого процесс организации референдума пошел согласно принятому в Казахстане законодательству. А оно требует сначала собрать 200 тысяч подписей в поддержку этой инициативы (подписи должны представлять жителей столицы, городов республиканского значения и всех областей страны). Хочу отметить, что на 6 января 2011 года инициативная группа собрала уже более 3 миллионов подписей, и этот организованный сбор подписей разрастается как снежный ком.


К Новому году депутаты нижней палаты (мажилиса) парламента Казахстана единогласно (кто бы сомневался!) одобрили обращение к президенту Нурсултану Назарабаеву по поводу назначения референдума об изменениях в конституции, предусматривающих возможность продления его президентских полномочий до декабря 2020 года. А сенат парламента РК 6 января на своем пленарном заседании поддержал предложение депутатов мажилиса. Заодно сенат одобрил тексты обращения парламента к первому президенту по предлагаемым изменениям в Конституцию.


Единственное, что могло омрачить триумфальное шествие законодательных инициатив, это отрицательная реакция на них и жесткая критика руководителей стран Западной Европы и США. Правда, ввиду рождественских каникул реакции западных политиков на инициативу о проведении референдума в Казахстане особо слышно не было. Только посольство США в Казахстане в своем пресс-релизе сообщило: "мы считаем, что национальный референдум, в случае замены им президентских выборов, гарантированных Конституцией РК, будет отходом от демократии в Казахстане".


Не дожидаясь начала широкой полемики в мировых СМИ, Назарбаев своим решением остановил организованную, по-видимому, его же окружением кампанию по замене выборов референдумом.


Но процесс еще, на мой взгляд, далек от своего завершения. В сложившейся ситуации есть два естественных продолжения:


Первое. Обе палаты парламента согласятся с мнением лидера нации, и процесс сбора подписей свернется само собой, отразив великую любовь и преданность народа своему Елбасы.


Второе. Парламент может преодолеть вето главы государства, как это уже было в июне этого года. Тогда в Казахстане вступил в силу закон, наделяющий Нурсултана Назарбаева статусом "лидера нации" ("Елбасы"), что предполагает дополнительные полномочия и защиту. Это был первый вступивший в силу закон, подписанный не главой государства, а спикерами палат и главой правительства.


Еще придется анализировать причины того, почему окружение президента Казахстана выступило с этими инициативами. В самом Казахстане у политологов и представителей оппозиции мнения противоречивы. Одни объясняют, что инициативы выражают желание добиться укрепления стабильности в стране, другие же считают, что замена выборов референдумом - проявление слабости нынешней власти. А может быть, просто окружение президента беспокоится о своем будущем, и потому всеми силами стремится отсрочить момент ухода Назарбаева. Вариантов - множество.


Однако, независимо от того, по какому варианту пойдет продолжение этой законодательной инициативы, в треугольнике «народ-партия-президент» роль заступника демократических завоеваний, как это было и ранее, закреплена за лидером нации - президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.


Центр ICES

Теги: Казахстан

Поделиться: