Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Конфликт вокруг РосУкрЭнерго и схема расчетов

24.12.2010

Автор:

Теги:
Конфликт вокруг РосУкрЭнерго и схема расчетов

В интервью журналу «Фокус»[1] совладелец компании «РосУкрЭнерго» (РУЭ) Д.Фирташ сообщил подробности расчетов, проведенных между этой компанией и НАК «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» во исполнение решений Стокгольмского арбитража и украинских судов.



По его информации, была применена следующая схема взаиморасчетов (фрагмент интервью приводится дословно):


«У РУЭ долгов было 1,7 млрд. долларов «Нафтогазу» за подземные хранилища, эти деньги уже вернули. Более того – «РосУкрЭнерго» заплатила «Нафтогазу» 450 млн. долларов за транспортировку и за подземные хранилища за то время, когда компания не могла пользоваться газом, когда фактически украденный газ находился в ПХГ (подземных хранилищах). То есть НАК «Нафтогаз» заработал ещё 450 миллионов долларов. Что получилось? НАК взял 1,7 млрд. долларов, добавил 450 миллионов. В итоге РУЭ заплатила Украине 2,15 млрд. долларов. И «Нафтогаз» купил у «Газпрома» необходимые объёмы по льготной цене 230 долларов за тысячу кубов. Также «РосУкрЭнерго» заплатила «Газпрому» 810 млн. долларов. НАК должен вернуть РУЭ 12,1 млрд. кубометров газа. Кроме того, «Газпром» в итоге подписал с НАК соглашение о транзите на пять лет и частично внёс предоплату. Украина привязала «Газпром» к конкретному транзиту. А теперь говорит: если не будешь давать в год 112 млрд. кубов транзита, деньги будут списываться. Теперь Украина будет вместо 80 млрд. кубов транзита в год иметь 112. Украина ничего не потеряла, только получила».






Кроме этого, Д.Фирташ дал очень аргументированную и разгромную характеристику действиям Ю.Тимошенко. По его оценкам, «это не Путин помог Тимошенко. Это она помогла «Газпрому». Самое главное: пока была РУЭ, нельзя было политически влиять с помощью газа на Украину. У «Газпрома» и Украины не было прямых контрактов. Даже если какой-нибудь конфликт возникал, то с кем «Газпром» мог воевать? С «РосУкрЭнерго». В чём была сила РУЭ? У нас доли с «Газпромом» были 50 на 50. Если я не подписываюсь, то пускай там все хоть танцуют – ничего не будет. Если и вторая сторона не готова подписывать, то тоже ничего не будет. Потому что я знал, с кем имею дело. С государством бороться невозможно. Я чётко понимал, что моя сила в документах, в праве. Акционерное соглашение с «Газпромом» было подписано по нормам английского права. Если бы «Газпром» расторгнул хоть один контракт, я боюсь признаться, сколько бы они мне должны были заплатить. Поэтому они были вынуждены найти инструмент, при помощи которого можно было расторгнуть эти договорённости». И таким инструментом стала Ю.Тимошенко, которая разрушила прежние схемы поставок газа для Украины и создала условия для двух газовых кризисов в 2006 и 2009 гг.






Выступая на закрытой для СМИ конференции «Энергетические проблемы Европы и вопросы российско-украинского сотрудничества» (Киев, 07.12) министр топлива и энергетики Ю.Бойко заявил, что Украина не понимает приоритетов ЕС в части строительства обходных газопроводов. «Нам не понятно, каким образом, заявляя о том, что приоритетом для ЕС является «Набукко», страны ЕС одновременно являются корпоративными участниками строительства «Южного потока». Украина, ЕС и Россия должны провести открытый диалог на тему строительства обходных газопроводов. «Потому что мы не понимаем, что мы можем предложить своим партнерам в части своей ГТС, не понимая, сколько она будет транзитировать».



В связи с этим Ю.Бойко уточнил, что Украина ожидает от ЕС и России гарантий относительно транзита газа. «Нам понятна мотивация наших партнеров. Однако мы должны понять перспективу для себя в части гарантии транзита газа»[2].






9 декабря 2010 г. экс-премьер-министр Украины Ю.Тимошенко передала в миссию МВФ в Украине письма каждому из 24-х членов совета директоров Международного валютного фонда, а также директору-распорядителю МВФ Доминику Стросс-Кану.


В письмах содержится просьба направить в Украину мониторинговую группу для оценки коррупционной сделки с «РосУкрЭнерго», которая, по словам Ю.Тимошенко, может лишить бюджет Украины 5,4 млрд. долларов США.



В своем письме Ю.Тимошенко поблагодарила МВФ за сотрудничество, особенно во время финансового кризиса 2008-2009 гг., и отметила, что это сотрудничество важно для проведения настоящих реформ в Украине и оздоровления государственных финансов. Высказана уверенность в том, что «украинское и международное сообщества хорошо проинформированы о деятельности компании «РосУкрЭнерго» и ее учредителей, в состав которых входят одиозные фигуры, разыскиваемые ФБР.






В письме содержится напоминание о том, что международной неправительственной организацией «Global Witness» было проведено специальное расследование[3] в отношении деятельности «РосУкрЭнерго». Дополнительная информация об учредителях этой структуры также была изложена в материалах, напечатанных как украинскими, так и мировыми СМИ.






От имени украинского общества Ю.Тимошенко требует от Совета директоров МВФ дать «объективную реакцию» и предпринять «профессиональные действия». Ю.Тимошенко советует миссии МВФ, перед тем, как принимать решение об очередной финансовой помощи, направить в Украину специальную мониторинговую группу, которая разберется с каждым шагом коррупционной сделки, в которой фигурирует власть и «РосУкрЭнерго».






Ю.Тимошенко считает необходимым, чтобы в Меморандуме о сотрудничестве Украины с МВФ был предусмотрен пункт о «добровольном отказе представителей украинской власти от финансирования коррупционной сделки, связанной с «РосУкрЭнерго». В письме Ю.Тимошенко говорится: «В непростой посткризисный период народу Украины чрезвычайно трудно жить, работать и возвращать МВФ кредиты, которые будут перечислены мафиозным структурам. Знаю, что народам стран-доноров МВФ также нелегко после кризиса, и было бы несправедливо, если бы налогоплательщики стран-доноров МВФ финансировали коррупционные схемы на постсоветском пространстве».






Стоит отметить, что об итоговом варианте сделки между компанией «РосУкрЭнерго», «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» известно крайне мало – и пока почти исключительно со слов Д.Фирташа.






Подписанные с «Газпромом» договоренности и соглашения об объемах транзита по своей форме напоминают декларацию о намерениях. Очевидно, что объемы транзита будут определяться объемами спроса в странах ЕС. И если спрос на российский газ будет низким, то зачем, спрашивается, строить газопровод «Южный поток». Что касается проекта «Набукко», то он вообще приобретает сугубо политическое звучание. Словом, идет политическая игра, в которой политики ЕС и США, похоже, стараются подорвать финансовую стабильность «Газпрома» и сократить доходы российского бюджета. В таком случае газопровод «Набукко» становится действительно важным на случай перебоев в поставках российского газа и очередной газовой войны.






Что касается расчетов между «РосУкрЭнерго», «Нафтогазом Украины» и «Газпромом», похоже, часть средств и объемов газа учтены в форме взаимозачета. Закупка у «Газпрома» недостающих объемов газа для Украины, возможно, частично решена за счет аванса, выплаченного «Газпромом» за транзит. Что касается средств очередного транша кредита МВФ, они пока в Украину не поступили.



Демарш Ю.Тимошенко в отношении МВФ вообще крайне любопытен, если учесть, что во времена ее премьерства украинское правительство откровенно нарушало условия меморандума с МВФ, и впоследствии Ю.Тимошенко хвасталась, что ей удалось обмануть мировых финансистов и не повышать цены на газ для внутренних потребителей. В то же время, призывы Ю.Тимошенко не допустить погашение долга перед «РосУкрЭнерго» за счет средств МВФ было услышано Д. Стросс-Каном, который во время форума Ялтинской европейской стратегии предостерегал от этого В.Януковича и Н.Азарова.






Разумеется, в штаб-квартире МВФ сидят не наивные дети, а вполне понимающие природу политики опытные финансисты. Тот факт, что они продолжают прислушиваться к беспринципной аферистке и лгунье Ю.Тимошенко, а также намерены жестко требовать от правительства Н.Азарова введения в короткие сроки всего комплекса непопулярных в социальном отношении реформ свидетельствует лишь о том, что в МВФ не отвергают варианта возвращения украинской оппозиции к власти в той или иной форме, но даже учитывают такую перспективу. В этом контексте демарш Ю.Тимошенко МВФ явно на руку, поскольку дает лишний аргумент для усиления давления на В.Януковича и правительство Н.Азарова.



Развивая эту логику можно предположить, что с точки зрения МВФ именно правительство Н.Азарова должно взять на себя весь политический и социальный негатив и провести комплекс реформ, а затем передать власть прозападной оппозиции, которая вернется к привычному для США и ЕС стилю внешнего управления и контроля.


Толстов Сергей



[1] Высоцкий С. Мистер Ф. Интервью с Дмитрием Фирташем (журнал «Фокус»). 09.12.2010. - http://www.focus.ua/politics/159734



[2] Україна не розуміє підтримки ЄС обхідних газопроводів. 07.12.2010. - http://eunews.unian.net/ukr/detail/194866


[3] Расследование было заказано и оплачено самой Ю.Тимошенко.


фото: business.ngs.ru

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение