Высокую марку ОБСЕ надо удержать в ОИК

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Председательство Казахстана в ОБСЕ признано успешным на самом высоком международном уровне. Но испытание на эффективность для казахстанской дипломатии не закончено. Скоро республика займет пост председателя Организации Исламская конференция (ОИК).Будет ли следующий год столь же продуктивным для Казахстана на международной арене? Применим ли опыт председательства в европейской организации на пространстве исламских государств? Об итогах первого председательства и перспективах второго "Известия-Казахстан" беседуют с главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, доктором политических наук Санатом Кушкумбаевым.
Высокую марку ОБСЕ надо удержать в ОИК
Высокую марку ОБСЕ надо удержать в ОИК Юлия Мамырбаева, Алматы Председательство Казахстана в ОБСЕ признано успешным на самом высоком международном уровне. Но испытание на эффективность для казахстанской дипломатии не закончено. Скоро республика займет пост председателя Организации Исламская конференция (ОИК). Будет ли следующий год столь же продуктивным для Казахстана на международной арене? Применим ли опыт председательства в европейской организации на пространстве исламских государств? Об итогах первого председательства и перспективах второго "Известия-Казахстан" беседуют с главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, доктором политических наук Санатом Кушкумбаевым. Вопрос: Казахстан вступал на пост председателя ОБСЕ с амбициозной задачей – открыть второе дыхание этой организации. Только ли саммит, состоявшийся впервые за 11 лет, смог придать новый импульс диалогу на пространстве от Ванкувера до Владивостока? Ответ: Очевидно, что председательство Казахстана было результативным и продуктивным. Критики в последнее десятилетие в адрес ОБСЕ было предостаточно. Некоторые страны заявляли о своем намерении выйти из состава организации, говорили также о том, что ОБСЕ придется свернуть свою деятельность. Заметьте, что на саммите в Астане подобных разговоров уже не было. Астанинская декларация, – документ символичный: он знаменует собой возвращение ощутимо утраченного интереса к ОБСЕ как к диалоговой площадке. Безусловно, Казахстан выполнил свою миссию, связанную с тем, чтобы навести мосты сотрудничества между западными и восточными членами ОБСЕ. Преграды между ними возникли 15-18 лет назад, когда одни страны становились в позиции учителей, а другие государства пытались поставить в позиции учеников. Этот формат уже остался в прошлом. "Добавленная стоимость" казахстанского председательства связана также с тем, что мы обратили внимание западных партнеров на евразийское измерение безопасности, в то время как страны ОБСЕ всегда говорили о евроатлантическом измерении безопасности. Причем следующие председатели в рамках преемственности должны будут реализовывать курс изменения формата безопасности. Особо также стоит отметить акцент действующего председателя на афганской повестке. Афганистан хоть и находится на периферии пространства ОБСЕ, но тем не менее является точкой пересечения интересов большинства стран этой организации. Из 56 членов ОБСЕ 43 страны так или иначе вовлечены в экономическое и военно-политическое разрешение афганского конфликта. Казахстан сделал акцент на инвестиционном аспекте реабилитации Афганистана. Речь идет о том, что ОБСЕ может стать модератором процессов, связанных с реконструкцией коммуникаций в этой стране. Если ОБСЕ сможет реализовать данную задачу, то это будет дополнительный вклад Казахстана в улучшение климата безопасности на евразийском пространстве. Вопрос: Развивать свои идеи о реабилитации Афганистана наша страна сможет и на посту председателя ОИК в будущем году. Есть ли другие точки соприкосновения у данной организации с ОБСЕ? Ответ: Как и ОБСЕ, Организация Исламская конференция – это диалоговая, консультативно-совещательная структура. Все решения в ОИК также принимаются на основе консенсуса. Но если ОБСЕ создавалась в период "холодной войны" как противостоящий блок, то ОИК возникла на почве деколонизации государств Азии и Африки с целью солидаризовать исламские страны. Члены ОИК не вмешиваются в дела друг друга, стараются не критиковать политические или экономические реформы. В организации нет таких структур, как в ОБСЕ, направленных на развитие демократии и прав человека. В ОИК 57 стран с населением 1 миллиард 200 миллионов человек, она широко представлена географически – от Ближнего Востока до Латинской Америки. Поэтому общих геополитических интересов у стран – членов ОИК нет. Взаимодействие основано больше на культурных ценностях исламской цивилизации, хотя это и не определяющий фактор. Вопрос: Похоже, различий между ОБСЕ и ОИК больше, чем схожих черт. Пригодится ли в этом случае опыт председательства ОБСЕ в исламской организации? Будет ли актуальна для ОИК программа председательства Казахстана в ОБСЕ? Ответ: Многие позиции, конечно, будут актуальны. Я говорю не только об афганском акценте нашего председательства. У ОБСЕ и ОИК на самом деле огромное поле для пересечения взаимных интересов. Например, в ОБСЕ существует так называемая средиземноморская группа партнеров, в которой пять из шести государств являются членами ОИК, не говоря уже о других азиатских партнерах европейской организации. Кроме того, сам Казахстан способен стать мостом между Европой и Азией, перенеся свой опыт председательствования в ОБСЕ в ОИК. Вопрос: В ОБСЕ перед Казахстаном стояли амбициозные задачи – обновления и реформирования организации. Сможет ли республика удержать столь высокую марку и в 2011 году? Ответ: Я не думаю, что Казахстан упустит такую возможность, как председательство в ОИК. Не хочу умалять заслуг предыдущих ее председателей, в том числе Турции, Саудовской Аравии, но эти страны стояли у истоков создания мусульманской организации. Казахстан – молодое государство, нам этот пост представляет хороший шанс продвинуть интересы страны и Центральноазиатского региона в азиатско-африканском пространстве. ОИК – огромная структура. Это и Исламский банк, который представлен теперь и в нашей стране, это и целая сеть организаций, занимающихся вопросами экономического, культурного, научно-технического, аграрного, промышленного развития. Для Казахстана возникает шанс привлечь дополнительные инвестиции. Устав ОИК, принятый в 2008 году, открывает перед нашей страной широчайшее поле деятельности. Я думаю, что наши инициативы большей частью будут связаны с торгово-экономическим, транспортным, коммуникационным взаимодействием. Впрочем, не будем гадать, уже скоро мы услышим, какие новации Казахстан готов предложить странам ОИК. Источник - Известия-Казахстан

Поделиться: