Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Модели регулирования трудовой миграции на Западе

22.12.2010

Автор:

Теги:
Модели регулирования трудовой миграции на Западе


 

Тезисы выступления




доцента кафедры трудового права и права социального обеспечения

Московской Государственной Юридической Академия им. О.Е.Кутафина

Морозова Павла Евгеньевича



на тему: « Две модели правового регулирования внутренней трудовой миграции в зарубежных странах( на примере законодательства Китая, США, Канады, Великобритании, стран ЕС )»


 



(Заседание Научно-экспертного совета Общественно-консультативного совета



при УФМС России по г. Москве, МГЮА, 2 декабря 2010 г.)








 В зарубежных странах выделяются две модели правового регулирования внутренней трудовой миграции – авторитарная (Китай) и либеральная (США, Канада, Великобритания, страны ЕС). Авторитарный подход подразумевает жесткое государственное вмешательство в регулирование внутренней трудовой миграции, осуществляемое на основе ограничения прав человека и трудовых прав внутренних мигрантов. Основное назначение либерального регулирования состоит в обеспечении мобильности рабочей силы посредством реализации основных прав человека в целом , а также свободы передвижения и трудовых прав, в частности. Оба подхода исходят из постулата экономической детерминированности правового регулирования внутренней трудовой миграции, так как любая правовая норма не может быть эффективной, если отсутствуют материальные предпосылки для ее реализации. Законодательное закрепление свободы передвижения, а также основополагающих трудовых принципов сводится лишь к формальной декларации, если в стране нет соответствующих экономических условий( до недавнего времени и Китай) и наоборот- ее реальному исполнению в странах развитой демократии.

 Ограничение права на передвижение в Китае объясняется исключительными обстоятельствами- интересами государственной безопасности и общественного порядка.

 Трудовые права работников в Китае закрепляются в Трудовом законе от 5 июля 1994 года , в соответствии с которым работники пользуются равным правом при устройстве на работу и выборе профессии; правом оплаты по труду; правом на отдых; правом на обеспечение охраны безопасности и гигиены труда; правом на получение образования и профессиональной подготовки; правом на социальное страхование и благосостояние; правом на решение трудовых споров по поданным заявлениям и другими трудовыми правами, установленными законом. Вместе с тем, они существенно ограничены системой хуку, то есть пропиской — государственной системой контроля миграции населения, сложившейся в Китае, основной принцип которой заключается в жёсткой привязке граждан к их постоянному месту жительства. Установленный порядок прописки требует разрешения административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилья, что существенно нарушает международные права человека, в том числе и трудовые. По мере поступательного экономического роста, начиная с 2001 года, Китай стал инициировать реформы в системе прописки в малых городах и поселках и постоянно снижает ограничения для крестьян, приезжающих в город для трудоустройства. Цель реформ - замена ограничений в вакансиях на проживание в городах и постепенное расширение рамок перемещения трудовых ресурсов, разрешение прописки лицам, имеющим законное определенное место проживания, стабильную работу. Эти изменения в законодательстве Китая объясняются его экономическим ростом.

 В странах реальной демократии законодательство о свободе передвижения и трудовых правах основывается на международных актах. Свобода передвижения закрепляется во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах от 1964 г. По мнению ООН, ограничение права на передвижение возможно лишь в исключительных обстоятельствах - для охраны государственной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц. Для того, чтобы являться допустимыми, ограничения должны предусматриваться законодательством, являться необходимыми в демократическом обществе для защиты указанных целей и соответствовать всем другим правам человека. Не вызывает сомнения тот факт, что свобода передвижения тесно взаимосвязана с трудовыми правами внутренних мигрантов, прежде всего, в аспекте их реализации. К актам ООН следует отнести: Всеобщую декларацию прав человека от 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 года, Конвенцию «О ликвидации всех форм расовой дискриминации» от 1969 года, Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 1979 года, Конвенцию «О правах ребенка» от 1989, Конвенцию « О статусе беженцев» от 1954 года. В системе источников международного трудового права также выделяются акты МОТ, к которым относятся: Устав организации, Конвенции, Рекомендации, Декларации, Пакты.

 Свобода передвижения в США закрепляется в Поправках к Конституции США, а также в ряде судебных прецедентов. Анализ 14 поправки к Конституции США позволяет сделать вывод о том, что трудовые права внутренних мигрантов не могут быть ограничены. В Конституции Канады также содержится право на свободу передвижения, в частности, в статье 6 Канадской хартии прав и свобод. Кроме того правительства провинций берут на себя обязательство устранять все препятствия на пути свободы передвижения, осуществляемой с целью реализации своих прав. Это, прежде всего, относится к трудовым правам канадцев, которые на федеральном уровне формулируются в Конституции Канады и Трудовом кодексе Канады от 1985 года. Британцы, в свою очередь, давно пользуются высоким уровнем свободы передвижения. Гарантии данного права содержатся в Великой хартии вольностей, в общем праве и Законе « О правах человека» от 1998 года. Внутренние трудовые мигранты обладают всем объемом трудовых прав. На уровне Европейского Союза действует ряд актов, которые также закрепляют свободу передвижения - Договор о функционировании Европейского Союза, Директива 2004/38/ЕС о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов. Кроме того, в национальном законодательстве стран - членов ЕС также формулируется принцип свободы перемещения. Так, в статье 11 Конституции Германии отмечается, что все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации. Трудовые права закрепляются как в Конституции страны, так и в Гражданском кодексе. В Конституции Испании в статье 19 отмечается, что испанцы имеют право свободно выбирать место жительства и передвигаться по территории страны. Данное право не может быть ограниченным по идеологическим или политическим соображениям. Трудовые права, в свою очередь, закрепляются как в Конституции страны, так и в Статуте прав трудящихся от 1994 года. В Конституции же Италии указывается, что каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории, с теми ограничениями общего характера, которые устанавливаются законом в интересах охраны здоровья и общественной безопасности и никакие ограничения не могут быть установлены по политическим мотивам.(статья 16). Трудовые права формулируются как в Конституции, так и в Гражданском кодексе. Следовательно, либеральное правовое регулирование внутренней трудовой миграции в западных странах имеет также две формы реализации - американскую и европейскую, отличие между которыми состоит в том, что в первом случае роль государства практически сведена к минимуму, а во втором она реализуется в форме уведомительного порядка регистрации.




 Таким образом, наличие двух подходов к правовому регулированию внутренней трудовой миграции объясняется, во-первых, экономическим детерминизмом правовой надстройки, когда норма права будет жизнеспособной и эффективной только при наличии соответствующих развитых экономических отношений, о чем и свидетельствует опыт Китая; во-вторых, проблема состоит в определение роли и значения государства в регулировании трудовой миграции, степени его воздействия на этот процесс, а также причин вызывающих усиление, либо ослабление государственного вмешательства

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение