Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Начало женского движения в России. Ч. 3

21.12.2010

Автор:

Теги:
Начало женского движения России. Ч. 3

Определенным символом того, что «женский вопрос» перестает быть только предметом теоретических рассуждений, стало появление нигилисток, также боровшихся за получение женщинами образования и доступ во все мужские профессии. Сторонницы радикального течения, нигилизма, придерживались идеи равенства всех без различия людей. Нигилистки настаивали на свободе заключения браков, сексуальном равенстве и предпочитали получать образование заграницей, а не бороться за улучшение его в России. Тем не менее, нигилистское учение о женском вопросе скорее было утопическим и не имело четкой программы, вследствие чего «не создало ни теоретической, ни социальной базы для будущего освобождения женщин»[1] и постепенно стало исчезать в конце 1860-х гг.

Более продуманных результатов достигли те сторонницы эмансипации, которые не совершали столь из ряда выходящих действий. Они и стали основой женского движения в России. В целом это были представительницы дворянского сословия, в меньшей степени присутствовали выходцы из мещан, разночинцев, купечества.

Вначале в нем отсутствовала какая-либо программа, но были поставлены четкие цели: достижение экономической самостоятельности и независимости, а также равные с мужчинами права на труд и образование. Обеспокоенные своим положением женщины «сразу же сопоставили освобождение пяти миллионов необразованных крепостных крестьян с отсутствием своей собственной свободы»[2] и это дало импульс к их новому развитию и осознанию наступления новой эры в жизни общества.

Весьма выразительно об этом новом ощущении говорит в своих воспоминаниях Елизавета Водовозова. «Все, казалось, ясно говорило, что и у нас наступила, наконец, совершенно новая, не изведанная еще нами гражданская и общественная жизнь, когда каждый, искренно того желающий, может отдать с пользою свои силы на служение родине»[3]. В это время в женском движении появляются лидеры, которые всю свою жизнь отдадут выбранному делу. Это известные Мария Васильевна Трубникова, Анна Павловна Философова и Надежда Васильевна Стасова.

Мария Васильевна Трубникова (1835-1897) родилась в Забайкалье. Ее отец, ротмистр Кавалергардского полка Василий Петрович Ивашев был ссыльным декабристом, мать, француженка Камилла Ле-Дантю, приехала в Сибирь вслед за своим мужем в сентябре 1831 года. Благодаря деньгам деда и бабки, семья жила безбедно. Но в 1839 году родители Трубниковой умирают, и она перебирается в дом к тетке, которая в последствие дает ей хорошее воспитание и образование. Она знала европейские языки, читала историческую, философскую литературу, воспитывалась в уважении к подвигу декабристов и считала служение народу делом чести.

В 1854 году Мария Васильевна выходит замуж за Константина Трубникова, после чего они переезжают в Петербург, где и начинается ее общественная деятельность.

Мария Трубникова была первой женщиной, сумевшей сделать литературное творчество своей профессией. Благодаря владению пятью языками, она бралась за сложнейшие переводы, а также писала статьи о положении женщин для европейской прессы. Именно по инициативе Трубниковой в Петербурге была создана «Издательская артель» женщин-переводчиц, обеспечивающая часть женского населения Петербурга работой. Кроме того, Мария Васильевна стала создателем благотворительного «Общества дешевых квартир», открытого в 1859 году и просуществовавшего до 1918 года. Данное общество обеспечивало жильем нуждающиеся, зачастую неполные семьи. При обществе также были открыты магазин, мастерская и школа для женщин, детский сад, ясли.

Политические взгляды Марии Васильевны были умеренными. И хотя Трубникова была близка со многими революционерами (например, с Софьей Перовской), она относилась к террору негативно, признавая лишь эволюционное развитие общества.

Еще одна общественная деятельница - Надежда Васильевна Стасова (1822-1895). Отцом ее был художник, придворный архитектор В. В. Стасов. Как и Трубникова, Надежда Васильевна получила хорошее образование и владела четырьмя языками. В последствие, Стасова возглавила Высшие женские курсы и посвятила им и их слушательницам всю свою жизнь.

Вместе с Трубниковой и Философовой она отстаивала феминистские идеалы и боролась за улучшение женской участи. Стасова состояла в комитете «Общества для доставления средств высшим женским курсам», была председательницей «Общества вспоможения окончившим курс на высших женских курсах» и всю жизнь трудилась над созданием «Женского взаимно-благотворительного общества». Кроме того, по инициативе Стасовой было основано общество «Детская помощь».

Анна Павловна Философова (1837-1912) родилась в богатой дворянской семье Павла Дмитриевича Дягилева. Старшая из девяти детей, она получила классическое домашнее образование, владела французским и немецким языками. В 1855 году она вышла замуж за Владимира Дмитриевича Философова, видного государственного деятеля, военного прокурора, человека либеральных взглядов, который и развил в ней интерес к общественной деятельности.

Анна Павловна создала «Общество для поддержания падших женщин» и «Артель переводчиц и издательниц» (цели последнего - увеличить количество хороших книг и дать заработок интеллигентным женщинам). С осени 1860 г. занималась устройством воскресных школ.

Заметим, что все три общественные деятельницы принадлежали к довольно обеспеченным семьям и получили в детстве хорошее образование. Их взгляды были умеренными и либеральными. Они предпочитали мирный путь повышения статуса женщины в социальной и образовательной сферах. В отличие от революционерок, они считали улучшение положения женщин делом рук самих женщин.

В результате деятельности Трубниковой, Стасовой и Философовой, появляется множество общественных и частных благотворительных учреждений и женских фондов взаимопомощи. Отличает их то, что они оказывая помощь женщинам, стремились побудить последних к действию и самостоятельности. Первой такой организацией было упомянутое выше «Общество дешевых квартир» в Санкт-Петербурге, кроме того в 1863 году была образована «Женская издательская артель», помогающая женщинам найти себе место в литературном труде, копировании, редактировании, переводе. Интересно, что идеи феминизма оказались заразительными – их поддерживали не только женщины, но и мужчинами. Так, «Общество женского труда», занимающееся трудоустройством женщин, было создано А.Н. Энгельгардтом и П.Л. Лавровым.

Появление множества мелких и крупных объединений подготовило базу для создания в 1895 году «Российского женского Взаимно-благотворительного общества» (РЖВБО), ставшего наиболее значимой феминисткой организацией, главной целью которого была благотворительность, образование и культурное просвещение женщин. Безобразова пишет: «Общество пополнило жизнь очень многих из нас и дало возможность задуматься над тем, что прежде не приходило в голову»[4].

В отчете за 1901 год говорится о том, что общество основало множество кружков: художественный, музыкально-литературный, научно-литературный, этический, «на помощь детям» и кружок французской литературы. «Все это вместе взятое дает возможность одинокой женщине, не имеющей порой ни родных, ни знакомых, заполнить жизнь интересами, соответственной ее вкусам и способностям, проводя время в кругу сочленов, связанных с нею одними общественными интересами»[5]. Возглавляли Общество Анна Шабанова и Анна Павловна Философова. Заявленное как благотворительное, под воздействием революционных событий Общество с 1905 года начало бороться за то, чтобы женщины могли участвовать в любом национальном собрании, которое созывает правительство. Члены общества заваливали петициями премьер-министра С.Ю. Витте, Государственный Совет, министров, губернаторов и чиновников. Эта особая тактика была предопределена «исключенностью» женщин из политической жизни. «Специфика тактических приемов женских обществ была обусловлена отсутствием в Государственной Думе женщин»[6]. Не смотря на свою отныне политическую ориентацию, Общество не забывало о благотворительности, и другие женские организации продолжали помогать женщинам. Так, в журнале «Женское дело» говорится о новых курсах для матерей и воспитательниц, целью которых является дать женщинам правильную подготовку к материнству и воспитанию детей.[7]





Продолжение следует…








Шурухт Алена, г. Москва

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение