От перемены мест слагаемых… Кадровая революция Виктора Януковича.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На прошлой неделе на Украине стартовала очередная административная реформа, которая, по замыслу организаторов, должна закончиться 30 процентным сокращением государственного аппарата и снижением уровня коррупции в стране. Как обычно, начать решили с реорганизации правительства, в результате которой президенту удалось решить ряд локальных политических задач.
От перемены мест слагаемых… Кадровая революция Виктора Януковича.

 На прошлой неделе на Украине стартовала  очередная административная реформа,  которая, по замыслу организаторов, должна закончиться 30 процентным  сокращением государственного аппарата и снижением уровня коррупции в стране. Как обычно, начать решили с реорганизации правительства, в результате которой президенту удалось решить ряд локальных политических задач.

Стоит напомнить, что проведение административной реформы являлось одним из основных пунктов предвыборной программы Виктора Януковича, однако, первые  шаги президента, казалось, противоречили  сделанным им же самим заявлениям о необходимости сокращения государственного аппарата.

Речь идет, прежде всего, о  сформированном весной новом правительстве, установившем рекорд по количеству министерств и ведомств.

И действительно,  на фоне экономического кризиса и беспрецедентного падения  поступлений в бюджет громоздкая конструкция из 24 министров  смотрелась достаточно странно. Однако  стоит  отметить, что   она обуславливалась политической обстановкой, когда президент вынужден был учитывать интересы как своих партнеров по коалиции (тогда Украина формально являлась еще парламентско - президентской республикой), так и групп влияния внутри самой Партии регионов.

Но уже  тогда было понятно, что такая конфигурация правительства, основанная на компромиссе между разными политическими силами, вошедшими в коалицию, просуществует недолго и ее реформирование  - дело времени.

Первой ласточкой стала отставка вице-премьера по гуманитарным вопросам Виктора Семиноженко.

Вместе с чиновником  был упразднен  и сам пост. Формальным поводом для отстранения  министра, не имевшего сильной политической защиты и не принадлежащего  к кланам Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа, явилось сделанное им  в программе «Шустер live» неосторожное заявление о  возможности создания союза России,  Белоруссии и Украины.

Высказанная им точка зрения  была публично осуждена президентом, и через два месяца Семиноженко был уволен  большинством депутатских голосов. При этом интересно, что запрос об увольнении был подан депутатом от оппозиционной фракции «Батькивщина» Ольгой Бондарь. Таким образом,  «регионалы» расправились с неугодным чиновником рукам оппозиции.

  Процесс значительно ускорила отмена политреформы.

После 1 октября, когда Украина официально вернулась к президентской модели,

 а Виктор Янукович получил все полномочия, которые были у Леонида Кучмы,   стало окончательно ясно, что кардинальная реорганизация Кабмина -  вопрос ближайших недель. Ведь теперь Януковичу не требовалось согласия депутатов.

Катализатором административной реформы    послужила история с Налоговым кодексом.

Наложив частичное вето на принятый депутатами Верховной Рады проект документа, президент публично пообещал, что виновные в ненадлежащем исполнении обязанностей будут найдены и наказаны. Это означало, что правительство ждут серьезные перестановки.

 В ночь с четверга на пятницу Кабмин подвергся кардинальной реорганизации: из 24 министров осталось только 16, (т.е. свои посты потеряли треть членов кабинета),  4 министерства были ликвидированы.

 

 

 

Под сокращение попали Минуглепрома, Минпромполитики, министерство регионального строительства, а также  министерство по делам семьи, молодежи и спорта.

Также было  ликвидировано и   ведомство Михаила Бродского, одного из основных разработчиков Налогового кодекса, отставки которого яростно требовали предприниматели.

Количество вице-премьеров в правительстве осталось прежним, однако распределение служебных  обязанностей между ними существенно изменилось.

Главным победителем правительственной рокировки  можно считать представителя «ахметовского» крыла Партии регионов Андрея Клюева, который теперь будет курировать всю экономическую сферу страны.

В ходе предпринимательских протестов  эксперты высказывали предположения, что одним из организаторов протеста бизнесменов  на майдане являлся ни кто иной, как Андрей Клюев, стремящийся таким образом дискредитировать председателя правительства Николая Азарова и занять его место.

Между тем, само назначение  первым вице-премьером  Клюева очень показательно, так как оно является наглядной  иллюстрацией того, что  президент отдает предпочтение  системе сдержек и противовесов, стараясь уравновесить крупнейшие лоббистские группы внутри Партии регионов.

Повышение в должности человека, принадлежащего к ближнему кругу Рината Ахметова, можно считать реакцией президента на возросшую  активизацию группировки «газового  короля» Украины Дмитрия Фирташа, один из главных представителей которого - Сергей Левычкин - возглавляет администрацию Виктора Януковича.

Не менее показательным  в этом смысле  является и понижение в должности Сергея Тигипко, который с самого начала являлся чужим для «регионалов». Следует отметить, что накануне президентских выборов, до того как были объявлены итоги первого тура, Виктор Янукович, очевидно, не планировал вводить в состав своего  кабинета бывшего банкира,   тем более он не собирался отдавать такую значительную должность человеку, не принадлежащему  к ближнему кругу президента. Однако неожиданный успех Сергея Тигипко на президентских выборах, когда он получил свыше 13 процентов голосов и занял третье место, вынудил Януковича отдать важный пост банкиру из Днепропетровска. Тем самым президенту  удалось решить локальную задачу повышения уровня легитимности нового правительства, основной костяк которого составили выходцы из донецкого региона.

Впрочем, весной ряд экспертов высказывали сомнения в том, что приход в  правительство в кризисное время будет удачным решением для молодого политика, не связанного ни  с одной из лоббистских группировок Партии регионов.  Они полагали, что «регионалы» бросят вице-премьера на самые трудные участки, а потом уволят его под предлогом того, что ему не удалось справиться с поставленными задачами.

Так оно и произошло.

Самым тяжелым испытанием для Тигипко стала разработка нового проекта Налогового кодекса. Составление «налоговой библии» должно было стать своеобразным тестом на профессионализм человека, который весной обменял оппозиционный хлеб  на правительственное кресло. Сегодня  с определенной долей уверенности сказать, что этот тест Тигипко не прошел.

  Первый проект Налогового кодекса, составленный им, не только вызвал ожидаемую и на этот раз вполне справедливую критику  со стороны оппозиции и большинства представителей бизнес - сообщества, но и  был неодобрительно  встречен самими «регионалами».

В итоге вице-премьер признал, что его вариант очень «сырой» и требует серьезной доработки.

Эта неудача нанесла серьезный ущерб имиджу Тигипко и стала главной причиной провала его партии, которая на местных выборах  получила в среднем около 3 процентов.  Такой результат выглядел особенно шокирующе на фоне оптимистичных заместителя председателя партии Кость Бондаренко  о  21  процентов украинцев,  якобы  готовых отдать свои голоса за «Сильную Украину». Административный ресурс, на который, очевидно, рассчитывал Тигипко, на выборах сработал также,  скорее, против вице-премьера.

 

Последней каплей,  переполнившей чашу терпения «регионалов», стало интервью Тигипко, в котором он сделал достаточно опрометчивое заявление о том, что в проведении реформ не стоит руководствоваться мнением  простых людей, а народ имеет право на ошибку.

И хотя здесь есть   зерно здравого смысла, вслух говорить такое все-таки не следовало. Это высказывание подверглось резкой критики со стороны Николая Азарова, сказавшего,  что Тигипко «зарвался» и призвавшего не считать высказанное  вице-премьером  мнение точкой зрения всего правительства. Такая резкость не оставляла сомнений в том, что в новом кабинете роль выходца из Днепропетровска снизится.

По  итогам реорганизации Тигипко сохранил пост вице-премьера, потеряв при этом приставку «первый». Но вместо всей экономической сферы на его попечение осталась   лишь «социалка» и  проблемный Пенсионный фонд.

По-видимому, «реигоналы» дадут  ему определенное время  для проведения изменений в пенсионной системе, после чего уволят, свалив на него всю ответственность за социальные последствия непопулярной реформы.

В целом, неудача Тигипко стала следствием того, что он вынужден был одновременно  совмещать  две ипостаси - чиновника и политика, - и получилось это у   него,  откровенно говоря,   не слишком   успешно.

 

 

Впрочем, есть и более фундаментальная причина, из-за которой Тигипко как политику  трудно рассчитывать на конечный успех.

Глава «Сильной Украины» неоднократно заявлял, что является сторонником либеральной экономики, а либерализм на Украине (как и в целом в СНГ)  крайне непопулярен.

И либералы не живут долгой политической жизнью. Пример Виктора Пинзеника, одного из самых успешных украинских политических долгожителей, лишь подтверждает данный тезис, так как его успех был следствием использования им националистической риторики.

 

 

Впрочем, перемещения чиновников, сколь бы важную роль они не играли,   не являются главной целью объявленной  административной реформы, во всяком случае, если следовать официальной позиции власти.

Исходя из заявлений президента, реорганизация правительства - это только первый этап административной реформы, предполагающей  кардинальное сокращение бюрократического аппарата,  повышения эффективности его работы и снижение уровня коррупции в рядах чиновников.

Следует напомнить, что сокращение государственного  аппарата  - одно из условий,  которое брало на себя правительство  в обмен на получение кредита от МВФ.

Но  одних административных и даже экономических мер для решения поставленной задачи явно недостаточно. Они принесут ощутимую пользу только в том случае, если  власть откажется от исповедуемого ей принципа «для своих - все, для чужих - произвол»  и начнет серьезную борьбу с украинским вариантом системы «кормления», когда чиновник воспринимает правительственное кресло исключительно как средство защиты имеющегося  или приобретения нового состояния.

В противном случае, без кардинального изменения философии правящего класса, любые, даже самые радикальные административные реформы  будет давать незначительный эффект. Ведь от перемены мест слагаемых сумма, как известно,  не меняется. А нуль всегда равен нулю.

 

Павел Рыков


Поделиться: