Малхаз Чачава: «Все зависит от того, какое решение примут в Баку»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Несмотря на обилие собственных проблем, в Грузии следят за развитием событий вокруг Нагорного Карабаха и отношениями между Азербайджаном и Арменией. Тем более что с обоими соседними государствами Грузия имеет самые тесные связи. В стране действуют многочисленные армянская и азербайджанская диаспоры, и возможное обострение отношений между Баку и Ереваном может сказаться на стабильности самой Грузии. Об этих проблемах в беседе с ВК рассуждает независимый эксперт Малхаз Чачава.
Малхаз Чачава: «Все зависит от того, какое решение примут в Баку»

Малхаз Чачава: «Все зависит от того, какое решение примут в Баку»


Несмотря на обилие собственных проблем, в Грузии следят за развитием событий вокруг Нагорного Карабаха и отношениями между Азербайджаном и Арменией. Тем более что с обоими соседними государствами Грузия имеет самые тесные связи. В стране действуют многочисленные армянская и азербайджанская диаспоры, и возможное обострение отношений между Баку и Ереваном может сказаться на стабильности самой Грузии. Об этих проблемах в беседе с ВК рассуждает независимый эксперт Малхаз Чачава.


- Недавно парламент Армении отклонил предложение о признании независимости Нагорного Карабаха. Насколько это было неожиданным в условиях, когда Армения всегда поддерживала и поддерживает движение карабахских армян по отделению от Азербайджана?


- Меня это решение нисколько не удивило. Убежден, что как внесение на рассмотрение законодательного органа этого предложения, так и его отклонение было заранее установлено и предопределено. Суть сюжета состояла в том, чтобы обсудить вопрос, но отклонить. Тем самым, всем заинтересованным сторонам направляется сигнал: «Мы рассмотрели вопрос, но не приняли решение. Однако, может случится так, что в следующий раз, решение будет иным!»

Что может заставить армянских парламентариев принять иное решение, то есть признать независимость нагорного Карабаха? Конечно, это в первую очередь, возобновление войны - Ереван дает понять, что не признал независимость Нагорного Карабаха в условиях мира, но если Азербайджан попытается решить проблему силой, обязательно признает.

Причем, судя по всему, это не единственное обстоятельство. Ереван признает независимость Нагорного Карабаха и в том случае, если на Степанакерт будет оказываться консолидированное политическое давление со стороны основных центров региональной и глобальной силы. Пока что такого давления нет. Степанакерт напрямую не участвует в переговорном процессе. Переговоры в основном идут между Ереваном и Баку при посредничестве Москвы. Вашингтон, Париж и Брюссель при этом, по сути, являются всего лишь наблюдателями. Так что, тактика Армении в данном случае исходит из ее стратегии по обеспечению де-факто независимости Нагорного Карабаха при условии продолжения мирных переговоров.

Такая же позиция была у Москвы по отношению к Абхазии и Южной Осетии до августа 2008 года. Если бы не война (при этом, не имеет значение, кто ее спровоцировал: руководство Грузии или сами сепаратисты) Россия не признала бы независимость бывших грузинских автономий. В обоих случаях, идеальным для России и Армении было бы сохранение статус-кво и продолжение бесконечных переговоров без временных и статусных ограничений.

В казусе с Грузией статус-кво был нарушен, и Москва признала независимость республик. В случае же с Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном, статус-кво пока сохраняется, поэтому Ереван и не спешит признавать Карабах. А обсуждение вопроса на заседании парламента – предупреждение и реакция на заявления руководства Азербайджана о возможности военного решения проблемы. «Если вы считаете возможным военное решения, то мы считаем возможным признание независимости», - так ответили в Армении.


- Каков же ваш прогноз?


- Все зависит от того, какое решение примут в Баку. Выбор невелик: либо продолжить переговоры, которые идут уже 16 лет и могут продолжатся еще лет 100, либо попытаться нарушить статус-кво и решить проблему силой. Серединный вариант невозможен, поскольку Армения никогда не согласится вернуть территории вокруг Карабаха без признания ее независимости и обеспечения сухопутной связи с ней.

При этом Армения является стратегическим союзником России в регионе. Есть два понятия - «стратегический партнер» и «стратегический союзник». С 1994 года к власти в Баку пришли умные, я бы даже сказал мудрые политики, великолепно осознающие реальные возможности своей страны и расклад сил в регионе. Они смогли выстроить нормальные отношения с Москвой и даже достигли уровня стратегического партнерства с ней. Но Армения для России не просто стратегический партнер, а стратегический союзник, поскольку эта страна и само ее общество является носителем идентичности, гораздо более близкой к России, чем азербайджанская идентичность.

Вовсе не обязательно, чтобы вмешательство России было явным и открытым. Но это никак не повлияет на итог. Для Москвы как раз наиболее комфортна ситуация, сложившаяся в конце прошлого века, когда Москва явно и открыто не вмешивалась в кавказские конфликты (в том числе карабахскую войну), как бы сохраняла нейтралитет, но использовала свои огромные возможности непрямого влияния на ход боевых действий (военные, политические, информационные, разведывательные и так далее) для обеспечения победы своих стратегических союзников.

Открытое вмешательство произойдет только в том случае, если стратегический союзник окажется перед угрозой военного поражения – как осетинские формирования к утру 9 августа 2008 года.

Мои азербайджанские друзья часто не без гордости говорят, что в отличие от Грузии, им удалось выстроить и сохранить с Россией хорошие, партнерские отношения. Ну что ж, от души их поздравляю. Можно было бы даже позавидовать и посетовать на ошибки нашего руководства. Но следует учесть, что Баку удается сохранять хорошие отношения с Москвой только в условиях, когда азербайджанское руководство реально не пытается изменить статус-кво, сложившееся вокруг конфликта, как это попыталась сделать Грузия с 2004 года. А вот удастся ли им сохранить такие же отношения в случае нарушения статус-кво – большой вопрос. Я лично в этом сомневаюсь.


- Вы нарисовали столь мрачную картину. Есть ли выход?


- Выход есть. Их даже два для Грузии и Азербайджана: смирится с нынешним положением вещей и продолжить развитие на «оставшееся территории» (что кстати Азербайджан успешно и делает благодаря притоку нефтедолларов), либо добровольно включится в процесс восстановления единого государственного пространства на территории бывшего СССР (первый шаг к тому - создание единого экономического пространства) в надежде на то, что в новом союзе проблема в течение веков как-то сама собой рассосется.


- Какова позиция Грузии?


- Как ни странно, Грузия искренне заинтересована в сохранении статус-кво вокруг Карабаха. В этом ее интересы объективно совпадают с интересами Москвы. Дело в том, что нарушение статус-кво и возобновление войны поставит Тбилиси в некомфортную ситуацию необходимости выбора и занятия определенной позиции. Грузия не сверхдержава, чтобы суметь дистанцироваться и равноудалится от сторон. Грузия во всех отношениях сегодня слабее Азербайджана и Армении по отдельности. А необходимость четкого и однозначного выбора, к которому Грузию наверняка будут подталкивать все заинтересованные стороны, принесет много новых рисков, что чревато для страны с множеством собственных экзистенциальных проблем.

 Автор: Беседовал Георгий Калатозишвили, Тбилиси. Специально для ВК

Поделиться: