Женщины России. К истокам Ч. 2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Среди других черт, которые характеризуют положение женщины в первой половине XIX века, стоит обратить внимание на вопросы образования и воспитания. Несмотря на то, что положение женщины оставалось неизменным, вопрос о женском образовании и воспитании все-таки являлся предметом интереса со стороны государства и общества. Объясняется он тем, что с связи с ростом объема государственной деятельности и проникновения идей Просвещения, обновляются задачи воспитания. Государство нуждалось в образованных людях, работавших на благо и во благо страны. Исходя из этого, изменялись функции женщины в семье по отношению к детям. Все чаще в обществе озвучивалась мысль о том, что женщина – жена и мать – должна соответствовать этим новым задачам.
Женщины России. К истокам Ч. 2

Женщины России. К истокам Ч. 2

Среди других черт, которые характеризуют положение женщины в первой половине XIX века, стоит обратить внимание на вопросы образования и воспитания. Несмотря на то, что положение женщины оставалось неизменным, вопрос о женском образовании и воспитании все-таки являлся предметом интереса со стороны государства и общества. Объясняется он тем, что с связи с ростом объема государственной деятельности и проникновения идей Просвещения, обновляются задачи воспитания. Государство нуждалось в образованных людях, работавших на благо и во благо страны. Исходя из этого, изменялись функции женщины в семье по отношению к детям. Все чаще в обществе озвучивалась мысль о том, что женщина – жена и мать – должна соответствовать этим новым задачам.

Женские учебные заведения в I половине XIX века уже имели свою историю. Впервые проявляет интерес к женскому образованию Елизавета, когда в 1754 году она издает указ о создании школ для женщин, а затем Екатерина, открывшая в 1764 году Смольный институт и давшая развитие институтам Благородных девиц. С этого периода женское образование рассматривается  как общественное явление.

Особенностью этого образования было превалирование воспитания над обучением. Когда Екатерина вводила систему воспитания русского юношества, мужского и женского, она не задавалась целью умножить в России число ученых. Касательно женского воспитания, ее задачей было смягчить грубые нравы русского общества. Но дело в том, что обучающие лица были частью того же самого общества. И, несмотря на то, что они добросовестно следовали уставу, они полностью не понимали предъявляемые к ним требованиям. А предписание устава было следующим: относиться к детям ласково, с любовью, гуманно. Исходя из него, мы все же можем сказать, что старания Екатерины не пропали даром. Окруженные атмосферой гуманности, дети становились терпимыми по отношению к другим людям.

Заслуга Екатерины, несомненно, грандиозна. Ведь именно она создала в 1764 году институты Благородных девиц, такие как Смольный, Патриотический, Екатерининский, Павловский, Александровский и другие.

Наиболее знаменитым был Смольный институт. Екатерина не только часто навещала Смольный институт, но и знала многих воспитанниц по именам, а также переписывалась с ними.

  После кончины Екатерины ее место заняла императрица Мария Федоровна, которая имела иные взгляды на цели и характер образования.  Она хотела, чтобы девушки выходили из института не просвещенными людьми, а хорошими хозяйками, женами и матерями. И в 1797 году она составила новый план учения для этого, единственного тогда правительственного женского учебного заведения.

В младшем возрасте воспитанницы учились по 30 часов в неделю, из которых по 3 урока назначалось на чтение и письмо на трех языках. А для более успешных учениц преподавалось еще по одному уроку русской, французской и немецкой грамматики. Основные часы были отведены на закон Божий, географию, историю и арифметику, а также танцы, музыку и рукоделие. В среднем возрасте предметы преподавания оставались те же, но число учебных часов увеличено до 34. В старшем возрасте  к основным предметам прибавлялись еще логика, геометрия и физика. Императрица  увеличила часы для изучения языков и закона Божия, ввела логику и отменила преподавание архитектуры и геральдики. Так же Мария Федоровна ввела экзамен, который должны были сдавать воспитанницы по окончании института. Но после ее смерти экзамен отменили, а институткам отныне выдавалось свидетельство об окончании.

В ноябре 1828 года Смольный институт поступил под покровительство императрицы Анны Федоровны. Анна Федоровна практически не общалась с начальницами лично, уже с 1833 она перестала писать им письма. Когда она приезжала в институт, она относилась к воспитанницам очень ласково, но все ее распоряжения передавались через статс-секретаря Вилламова. Может быть, поэтому все так кардинально изменилось. Об этом мы можем судить по воспоминаниям выпускницы Смольного института Елизаветы Водовозовой, которая обучалась там в 40-е годы XIX века. В них она акцентирует внимание читателей на недостатках преподавания и изолированную, душную атмосферу учебного заведения, из которого девушки выходили неподготовленными к жизни в обществе.[1]

Отмена крепостного права и другие реформы вызвали смену настроений в русском обществе. Изменение общественной жизни привело к тому, что одним из самых обсуждаемых вопросов стал «женский». В начале 60-х годов его рассматривали как необходимую часть в процессе эмансипации страны. Механизм освобождения предусматривал решение следующих вопросов: включения женщин в общественную жизнь, получение доступа к высшему образованию, права на профессиональную деятельность, изменение правового положения. Подобные требования были не случайны: появление их было обусловлено и чисто прагматическими мотивами. После освобождения крестьян множество мелкопоместных дворянских семей вынуждены были искать себе новые источники обеспечения: дочери дворян столкнулись с проблемой самостоятельного заработка.

Как следствие  сложившейся ситуации - разгорелись жаркие дискуссии между противниками и сторонниками решения «женского вопроса». Показательно, что дебаты по этому вопросу были инициированы знаменитым хирургом Николаем Пироговым. Обнаружив несостоятельность медицинского образования персонала, он направил первых русских медицинских сестер в полевые госпитали, расположенные неподалеку от боевых действий. Убедив многих в том, что женщины способны быть хорошими  медсестрами и врачами, указав на их героизм, он пытался доказать необходимость создания хорошего женского образования.

Интересно, что еще на Руси, женщин, получающих образование в монастырях, обучали хирургии и медицине, так как они часто заменяли врачей. И позднее медицинское образование в России получило широкое развитие и распространение из-за острой необходимости в медицинских работниках. Этим и объяснялось благосклонное отношения правительства к женщинам-врачам.

Благодаря Николаю Пирогову проблема женского образования привлекла внимание общественности. В дебатах по этому вопросу участвовали многие общественные деятели. Наибольшим радетелем в этом вопросе оказался поэт и радикальный публицист Михаил Ларионович Михайлов, который в своих статьях рассматривал образование (в том числе и женское), как основную проблему в России, а также первым поставил вопрос о женских политических правах. Также важность этой темы понимал Николай Гаврилович Чернышевский, считая всех русских женщин порабощенными, и сделал женщину главной героиней в своем романе «Что делать?».[2]

Однако все эти дебаты не имели смысла без включения в этот процесс собственно женщин. Это произошло достаточно быстро и было выражено  в различных формах: от радикально резкого отказа от обычных стереотипов поведения, до планомерной спокойной работы, не выходящей практически за рамки традиционной благотворительности. С этого момента начинает формироваться женское движение.

 

Продолжение следует…

 

 Шурухт Алина, г. Москва


Поделиться: