Заметки о популяризации русского языка за рубежом и молодежной политике

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
То, что русский язык нужен новым независимым государствам, обычно, говорят сами русские. Не часто это можно услышать от представителей национальной интеллигенции, к примеру, Украины или Молдовы. Причина банальна – русский язык не в моде. Модно быть англоговорящим, потому что это влечет за собой определенные статусные «бонусы» типа возможности разговаривать с людьми из практически любой точки планеты.
Заметки о популяризации русского языка за рубежом и молодежной политике

Смена векторов

Заметки о популяризации русского языка за рубежом и молодежной политике

 

СМЕНА ИМИДЖА

 

            То, что русский язык нужен новым независимым государствам, обычно, говорят сами русские. Не часто это можно услышать от представителей национальной интеллигенции, к примеру, Украины или Молдовы. Причина банальна – русский язык не в моде. Модно быть англоговорящим, потому что это влечет за собой определенные статусные «бонусы» типа возможности разговаривать с людьми из практически любой точки планеты.

Русский язык не настолько распространен. Однако он имеет ряд имиджевых преимуществ, которые пока не используются.

Защитники русского языка в последнее время сосредоточились на укреплении его законодательных позиций в других странах (что в ряде случаев пока бесполезно), потеряв из виду PR-составляющую. Законы принимают конкретные политики. Если они кренятся в сторону, скажем, ЕС и США, то и перспективы расширения статуса русского языка пропадают. Так зачем биться головой о стену, если можно пойти другим путем?

Имидж языка состоит из нескольких составных частей:

- имиджа страны, с которой он отождествляется;

- людей, которые олицетворяют собой русскую культуру;

- международного статуса языка, «бонусов», которые получает человек, обучаясь этому языку.

Для изменения ситуации с угасающей популярностью русского языка за рубежом необходимы комплексные меры. Но кое-что можно сделать уже сейчас.

Например, ориентировать средства массовой информации на отделение имиджа русского языка от собственно имиджа РФ. Язык имеет более длинную и богатую историю. К сожалению, имидж РФ в ближнем зарубежье оказался подпорчен из-за «торговых конфликтов».

Русский язык – это богатство не собственно России, а целого Русского мира, который в большей степени является наследником Российской империи и СССР. Он – богатство Украины, Беларуси, Молдовы, которые еще могут поучаствовать в борьбе за титул страны-колыбели русского языка. Особенно, если учесть растущий интерес на западе СНГ ко временам Киевской Руси и споры вокруг того, «кто самая славянская страна».

Русский язык должен ассоциироваться не с сиюминутной политической конъюнктурой, а с цивилизацией и ее героями.

К сожалению, русский язык зачастую за рубежом ассоциируется не с самыми лучшими представителями Государства Российского, олицетворяющими его на международной арене. Речь в первую очередь о дипломатах, политологах, политиках, общественных деятелях, «защищающих» интересы России прежде всего в ближнем зарубежье, которые успели стать ненавистными для национальной интеллигенции и национального политического класса других государств.

Нужно обновление лиц и подходов.

Во-первых, молодые люди, мыслящие категориями информационной цивилизации и сетевых технологий способны лучше представить нашим ближним иностранцам картину современной России, более гибко донести интересы России и наладить новый – продуктивный, практически ориентированных, неконфликтный, системный диалог  – новые лица, мыслящие.

Во-вторых, необходимо связывание имиджа русского языка с яркими образами из нашей недавней истории. Русский рок – эта вещь до сих пор, казалось бы, воскрешает СССР или хотя бы связывает его осколки. Русский рок популярен на Украине, в Беларуси, Молдове, других странах СНГ. Высоцкий, Есенин – это самые лучшие олицетворения русского языка, близкие и понятные молодежи.

Еще один не менее важный момент – русский язык не должны рекламировать седые старцы-академики, филологи, которые слабо разбираются в PR'е и нагоняют, скорее, скуку. Русскому языку нужны кумиру толпы.

Дискуссия должна выплеснуться на страницы блогов и социальных сетей, где молодежь проводит больше времени, чем в библиотеках.

Нужно целенаправленно работать на позиционирование русского языка как языка победителей (великих воинов и патриотов), популярных, талантливых, успешных людей – наших современников, сумевших при помощи его знаний выбиться из провинции, получить достойное образование и трамплин в «большой мир».

Можно и нужно работать с лидерами-носителями языка (как активными, так и потенциальными), в первую очередь с молодежью.

 

МОЛОДЕЖЬ

 

Именно она – будущее русского языка или его окончательная гибель за пределами России. Поэтому полезно как развивать горизонтальные связи между активной частью молодежи соседних стран, так и воспитывать новую гуманитарную элиту.  

Важно формировать научную, творческую интеллигенцию, дружественную идеям Русского мира там – в соседних странах. В России пока слишком – даже критически – мало невузовских образовательных программ, которые были интересны молодым специалистам. Беда в том, что большинство вузовских программ, направленных на подготовку элиты, отвечают еще советским или постсоветским стандартам, но не современным. У России есть множество политологов-практиков, могущих организовывать тренинги для тех, кто станет будущей элитой наших стран-соседей. Эта мера помогла бы воспитывать элиту на ценностях Русского мира и русской культуры.

Чрезвычайно странно, что до сих пор не организована подготовка журналистского корпуса как главного в формировании общественного мнения о России и русском языке за рубежом. Это могло бы стать реальным интегральным механизмом для молодых профессионалов постсоветского пространства. Известно, что разного рода интеграционным структурам будь то в СНГ или самой России дают большие бюджеты под интеграционные начинания. И где, спрашивается, результаты их деятельности? Где реальная интеграция? Где популярность русского языка за рубежом? Где толпы студентов из стран СНГ, мечтающих об образовании в российских центральных и провинциальных вузах? Бюджеты истрачиваются на бесконечные несистемные круглые столы и бесполезные сборники и пособия, которые никто кроме их авторов не читает.

В последнее время показали свою большую эффективность сетевые молодежные проекты (типа Одноклассников и Вконтакте). В то же время собственно политические социальные сети (типа Политико.орг.юэй и сети «Соратники» «Справедливой России») оказались неэффективными – скучными и слишком однобокими для молодежи. Поэтому предлагаемые ныне социальные сети для молодых политиков с постсоветского пространства, общественных деятелей и проч. должны включать в себя как специфический профессиональный контент, так и развлекательную часть (что поможет распространять информацию внутри сети по методике вирусного маркетинга).

Плюс к тому, существует масса молодежных инициатив как внутри Росси, так и за ее пределами (и дружественных ей). Однако молодые люди либо оторваны от финансирования, либо не располагают информацией о деятельности спонсоров и партнеров. Это проблема нашей культуры, разумеется. Общего впечатления, что «мы ничего сами не можем».Однако это и проблема профильных структур, занимающихся молодежной политикой – расчистка лифтов и повышение информационного обмена между потенциально дружественными организациями.

Учитывая опыт многочисленных бесполезных круглых столов полезно поддерживать только системные проекты, включающие спортивное воспитание, информационные проекты, образовательные инициативы, бизнес-инкубаторы и форумы для многостороннего развития молодежи.

Для профильных структур полезно также было бы:

- сменить методику отбора молодых людей из вузов и общественных организаций путем создания и поддержки региональных, федеральных и международных форумов, призванных вычленить из «серой массы» талантливых, практически ориентированных молодых людей.

- расширить информационное освещение таких мероприятий, делать их более молодежными и мене экспертными для повышения популярности.

- ориентировать молодежь на сотрудничество друг с другом, а не на развитие клановых связей только для «своей» организации.

Для расширения горизонтов Русского мира потребуется более широкое и качественное, чем теперь включение молодежи из других стран СНГ в русскоязычное информационное пространство.

Полезно включать молодежь из стран СНГ в инновационные процессы в России. Так мы получим:

А) расширение Русского мира, включение молодых в информационное русскоязычное пространство

Б) больше талантливых людей, работающих на Россию или на интеграционные механизмы внутри СНГ.

 

РАСПРОСТРАНИТЕЛИ

 

Не менее важная проблема – кто непосредственно занимается популяризацией русского языка за рубежом. В настоящее время это делают разного рода центры русской культуры, фонды, дающие гранты на издание монографий и учебников. Такими методами сфера русского языка начнет расширяться только в следующем веке.

Необходимы инновационные меры, использующие технологии масс-культуры: популяризация через яркие образы (в том числе национальных героев в разных отраслях деятельности – от литератора до воина), молодежные движения, субкультуры, создания сетевых организаций, объединяющих разрозненные ресурсы отдельных популяризаторов.

В чем причины «средневекового» характера поддержки русскоязычных за рубежом, отсутствия современных средств пропаганды? Они банальны. Коррупция, бюрократизация, люди старого мышления, боящиеся перемен и экспериментов.

И пока мы на «круглых столах» обсуждаем «цветные технологии», за рубежом изобретают новые.

Проблема обновления части чиновничества стоит очень остро. Развитие ускоряется и каждое новое поколение мыслит все быстрее. Российский госаппарат пока не поспевает за прогрессом. Требуется очистка «лифтов», дающих молодежи шанс поуправлять, и методов отбора молодых специалистов на ответственные должности.

 

ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА

 

Важный момент – в настоящее время распространена практика поддержки российскими организациями политиков (в странах СНГ), «профессионально защищающих русский язык за рубежом. Отрицательный эффект – вопросы языка начинают слишком политизироваться. Поэтому полезно отделить поддержку политиков от поддержки «третьего сектора» - НПО и отдельных общественных активистов.

России необходимо стратегически больший акцент на работу с «культурными работниками и «разносчиками» масс-культуры, чтобы они создавали определенный информационный контент, популярный у населения, на основании которого уже бы создавались политические и общественные организации.

 

В ИТОГЕ

 

            Судя по активности и объему работы профильные организации России получают достаточные бюджеты для работы с «третьим сектором». Однако устарела методика работы. Отзвуки неправильно молодежной политики уже прозвучали на Манежной площади Москвы. Такая же ситуация (просто более скрытая и невидная массовому зрителю) сложилась и в области работы с русскоязычными и молодежью на постсоветском пространстве. Уже выросло новое поколение молодежи, которое сильно «оторвалось» от России в ментальном плане. Разрыв будет только увеличиваться. Необходимо не латать дыры, а кардинально менять тактику, стратегию и субъектов работы.

 

Олег Горбунов,

глава молодежного политического клуба «Вектор»

 

Поделиться: