Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Абхазская полиэтничность -2

10.12.2010

Автор:

Теги:
Абхазская полиэтничность -2
В материале http://www.vestikavkaza.ru/articles/obshestvo/tradiz/29620.html ВК рассказал, как сейчас в Сухуми думают превратить исторически сложившуюся полиэтничность в стратегическое преимущество и стараются хотя бы в информационном плане поддерживать общины, действующие на территории Абхазии.

Греческая община

В Абхазии, где в начале 1990-х проживало более 15 тыс. греков, сегодня их осталось около 1750. В 1949 году указом Сталина 30 тысяч греков, проживающих в Абхазии, депортировали в Казахстан. Причина была типичной для того периода - греки обвинялись в участии в антигосударственном заговоре. Многие погибли в дороге и их наспех хоронили у пустынных станций, прямо в степи. Реабилитация депортированных произошла лишь в 1956 году, но большинство вернувшихся на родину так и не смогли вернуть себе дома, и им пришлось начинать начала.
Два года назад в Сухуми прошло собрание греческого культурно-благотворительного центра "Ирини", который был переименован в греческую общественную организацию "Диоскуриада". Она планирует организовать центр по изучению греческого языка, обучению греческим народным танцам, песням и традициям, а также организовать прием и отправку туристических автобусов из Греции, создать фирменный магазин по реализации товаров греческого производства, кафе.

Эстонская община

Переселение с территории нынешней Эстонии в российские губернии началось в середине XIX века. А после окончательного присоединения к России Кавказа и русско-турецкой войны начался отток абхазов и черкесов, населяющих черноморское побережье с исторической родины. Царское правительство заселяло опустевшие земли переселенцами – православными и лютеранами. Власти обещали переселенцам денежную ссуду, заем, освобождение от воинской службы, государственных налогов. По данным www.erm.ee, на черноморское побережье приехали посланцы эстонцев, которые выбрали участок земли недалеко Сухуми и назвали его Линда. По данным эстонских газет тех лет, в 1885 году "не было ни одного парохода (пароходы прибывали в Сухуми два раза в неделю), который бы не привез семью эстонцев. Сухуми был в то время маленьким и число эстонцев в нем настолько большим, что весь город превратился в лагерь эстонцев". С собой они брали одежду, ткани, кожу, продукты, инвентарь, посуду и даже ручные мельницы. На Кавказе эстонцам пришлось привыкать к новым природным условиям – они стали выращивать кукурузу, табак, разводить пчел, свиней, охотиться на туров и медведей. Правительство помогало переселенцам деньгами, скотом и инвентарем. В селах были свои кузнецы, сапожники, портные, столяры, фотографы. Вскоре среди эстонцев появились чиновники, домовладельцы, аптекари и владельцы магазинов. Эстонские поселения сохранили тесные связи с родиной, откуда заказывали инвентарь выписывали газеты и журналы. В начале XX века, когда связи с Эстонией были еще тесными, оттуда по газетным объявлениям даже сватали жен.
Основой культурной жизни поселений были эстонские школы и общества и, конечно, лютеранская церковь, которую построили в Сухуми. Церковный приход составляли эстонцы, немцы и латыши. С приходом советской власти церковь закрыли, а школьное обучение на эстонском языке запретили. После февральской революции 1917 года в эстонских поселениях получило развитие национальное движение, во главе которого встали наиболее образованные и зажиточные землевладельцы сел. Кавказские эстонцы желали получить культурную автономию. В начале Гражданской войны кавказские эстонцы заявили о нейтралитете по отношению ко всем политическим движениям России. Хотя в 1918-1921 годах эстонские села грабили и «красные», и «белые», и грузинские меньшевики. От приказов о мобилизации, кто бы их ни издавал, эстонцы пытались уклониться. Но когда война стала угрожать им лично, взялись за оружие - сначала поддерживали грузинских меньшевиков в рядах «зеленых», а в 1920-1921 годах воевали уже против войск Грузии. В 1921-1924 годах эстонские села Сальме и Сулево остались на нейтральной, шириной 6 км, территории между Советской Россией и Грузией. В 1924 году эту территорию присоединили к России.
В дальнейшем эстонские колхозы достигли сравнительно зажиточного уровня. За этим, правда, последовали сначала репрессии 1937-1938 годов, а потом массовое переселение мегрелов в эстонские села в 1940-1950 годах, что привело к падению экономического уровня хозяйств. В 1980-х годах колхозы в Абхазии были практически развалившимися. В середине 1980-х в Верхней и Нижней Линде проживало только несколько человек эстонской национальности. В селе Эстония проживало 150 эстонцев, 476 грузин, 399 армян, 186 русских; в Сальме - 285 эстонцев, 586 грузин, 707 армян, 139 русских; в Сулево - 170 эстонцев, 496 грузин, 94 армянина, 66 русских.
 Автор: Павел Мартынов специально для ВК

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение