Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В. Журавлев: Внешняя политика Армении и проблемы обеспечения безопасности на Южном Кавказе/ Ч.2

07.12.2010

Автор:

Теги:

В целом в Армении считают, что благодаря подписанному Протоколу Россия становится гарантом безопасности страны в случае военного сценария карабахского конфликта. Однако существуют партийные различия в оценке пролонгации договора о российской военной базе в Армении и расширении зоны ее ответственности.

Поддержали пролонгацию договора и расширение зоны ответственности российской военной базы партии входящие в правящую коалицию (Республиканская партия, «Страна законности», «Процветающая Армения»), а также находящаяся в оппозиции АРФ-Дашнакцутюн.

Против пролонгации договора высказалась оппозиционная парламентская партия «Наследие». В ряде выступлений ее лидеров в парламенте содержалось сомнение в целесообразности дальнейшего пребывания Армении в ОДКБ СНГ.

Не представленный в Национальном Собрании, но влиятельный оппозиционный Армянский Национальный Конгресс (АНК) не сделал официального заявления о пролонгации договора и расширении зоны ответственности российской военной базы в Армении.

Спецпредставитель НАТО по Кавказу и Центральной Азии Р. Симменс отметил: подписание соглашения о продлении срока дислокации российской военной базы в Армении никак не может отразиться на партнерских отношениях Армения-НАТО. Североатлантический альянс нормально относится к присутствию российской военной базы в Армении, и никак не критикует это присутствие.

По словам заместителя министра иностранных дел А. Киракосяна на состоявшемся 15 июня 2010 г. в Ереване международном семинаре «Общественное восприятие действий НАТО и реформ по безопасности и обороне», сотрудничество с НАТО ведётся Арменией по нескольким направлениям, в том числе по вопросам политики и безопасности. Это подразумевает политический диалог на высоком уровне с НАТО и странами-членами Альянса. Но Армения не ставит перед собой задачу вступления в НАТО.

Американские дипломаты постоянно подчеркивают участие Армении в операциях НАТО в Косово и Ираке, поощряют развитие натовских программ в рамках IPAP. В этом контексте следует рассматривать состоявшиеся с 11 по 17 сентября 2010 г. в армянском городе Арзни учения НАТО. В них приняли участие более 600 человек и около 40 наблюдателей. В ходе учений отрабатывались механизмы ликвидации последствий аварии на атомной станции.

Армения проявляет высокую активность и в отношении программы Европейского Союза «Восточное партнерство». Реализацию этой программы обсудили на проведённой в Ереване в ноябре 2010 г. конференции «Европейские перспективы в рамках программы Восточное партнерство и в процессе переговоров по соглашению об Ассоциации между Арменией и ЕС». Как заявил премьер-министр Т. Саркисян, для Армении евроинтеграция не имеет альтернативы, и в этом вопросе центральное значение придаётся развитию Восточного партнерства.

В политической жизни Армении в центре внимания по-прежнему остаются события, связанные с проблемами нормализации армяно-турецких отношений и признанием Геноцида армян 1915 года в Османской империи.

Турецко-армянские протоколы, предусматривающие налаживание дипломатических отношений между двумя государствами и открытие турецко-армянской границы, были подписаны 10 октября 2009 года в Цюрихе (Швейцария) министрами иностранных дел Турции и Армении Ахметом Давутоглу и Эдвардом Налбандяном. Протоколы должны были быть утверждены парламентами двух стран. Некоторые турецкие депутаты уже тогда заявили, что открытие границ Турции с Арменией возможно только после освобождения оккупированных Арменией территорий Азербайджана.

Армянский мир, включая диаспору и население республики Армения, раскололся в оценке швейцарских протоколов.

В США армянская диаспора на официальном уровне поддерживала начинания президента. В совместном заявлении Армянской Ассамблеи Америки, Армянского благотворительного союза, организации Рыцари Вардананц и Восточной епархии Армянской Апостольской церкви говорится: «Мы молимся за успехи, мудрость и смелость участников этой судьбоносной инициативы».

Вместе с тем, в США появилось много коллективных обращений к Президенту Б. Обаме с открытым недовольством, так как он считается одним из основных сторонников этого сближения.

Армянская диаспора Турции, которая ныне насчитывает приблизительно 200 тыс. чел. и проживает в основном в Стамбуле, выступает в поддержку достигнутых договорённостей, поскольку они открывают прямой путь в Эчмиадзин – религиозный и культурный центр в Армении.

В самой Армении возникло сопротивление подписанным в Цюрихе протоколам. Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн заявила, что будет бороться всеми политическими и конституционными способами против ратификации армяно-турецких протоколов в парламенте Армении.

Президент Армении С. Саргсян приостановил 22 апреля 2010 г. своим указом процедуру ратификации в парламенте страны армяно-турецких протоколов, обосновывая это тем, что Турция заняла деструктивную позицию и затягивает процесс нормализации двусторонних отношений.

В сообщении официального представителя МИД РФ А. Нестеренко отражена официальная позиция России по этому вопросу:

«Констатируем, что Армении и Турции на данном этапе не удалось выйти на такой результат, который позволил бы восстановить отношения между двумя соседними государствами и, тем самым, оздоровить политическую атмосферу в Закавказье, создать предпосылки для укрепления стабильности в этом регионе. Выражаем надежду, что двум странам удастся преодолеть нынешнюю сложную ситуацию и создать условия для полномасштабной нормализации отношений, в которой заинтересованы все государства региона».

Большинство политологов сходятся в мнении – решение президента Армении принято для того, чтобы успокоить внутреннюю оппозицию и зарубежную диаспору.

Другим его мотивом является осознание факта, что в нынешнем турецком парламенте сегодня нет необходимого количества голосов для ратификации протокола.

Итак, внешняя политика Армении, определяется, прежде всего, проблемой Нагорного Карабаха, а также сложной экономической ситуацией в стране. Это стимулирует руководство республики на дальнейшее углубление сотрудничества с Россией в сфере безопасности и совместных экономических проектов. Одновременно Армения, опираясь на влиятельную зарубежную диаспору, развивает контакты с США, странами ЕС, государствами ближнего Востока, и иными регионами добиваясь экономической помощи и политической поддержки.

Обратим также внимание, что несмотря на все усилия со стороны Минской группы ОБСЕ, позиции сторон конфликта столь радикальным образом отличаются, что продолжение переговорного процесса является скорее фактором консервации «замороженной» стадии карабахского конфликта, чем механизмом его реального разрешения. Особенно осложняют ситуацию вооруженные инциденты, которые регулярно происходят на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил в зоне карабахского конфликта.

В этой связи, на наш взгляд, целесообразно введение миротворческого контингента, который разделил бы враждующие стороны. Формат миротворческой операции в Нагорном Карабахе может быть аналогичен доказавшему свою эффективность формату миротворческой операции в Приднестровье, где с 1992 года не погиб ни один миротворец. Он включит военные контингенты Нагорного Карабаха, Азербайджана, России, объединенное командование и наблюдателей со стороны Минской группы ОБСЕ.

Такая инициатива может быть инициирована Россией, и стать основой для последующего обсуждения и подписания соответствующих соглашений.

Виталий Журавлёв

(тезисы доклада на «круглом столе» ОМЭПИ ИЭ РАН 2 декабря 2010  г.)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение