К вопросу о национальной стратегиии соц. развития Беларусии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Проблема социально-экономического возрождения и развития белорусского села является важнейшей составной частью процесса стабилизации экономики и повышения благосостояния всего белорусского народа.
К вопросу о национальной стратегиии соц. развития Беларусии
Проблема социально-экономического возрождения и развития белорусского села является важнейшей составной частью процесса стабилизации экономики и повышения благосостояния всего белорусского народа. Беларусь избрала путь социально ориентированной рыночной экономики. Такой путь не предполагает “шоковой терапии” и не приносит миллионам простых людей огромные лишения. Сегодня перед всей республикой стоит важнейшая задача – возродить село. В центре преобразований сельской жизни стоит человек. Для него предусматривается создание комфортных условий для работы и жизни, начиная от современной техники и заканчивая достойным уровнем оплаты труда и городскими стандартами жизни. Социально-политическое и экономическое положение республики позволяет в настоящее время приступить к системному возрождению и развитию белорусского села. 25 марта 2005 года была принята Программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. 27 мая 2005 года на Республиканском семинаре президент А.Г. Лукашенко в своём выступлении “Дорога длиною в 10 лет. Как пройти её достойно?” подчеркнул,”что сельские жители вправе наравне с городским населением пользоваться коммунальным, торговым, бытовым и транспортным обслуживанием. Предстоит создать новое качество жизни для сельчан”.[1] В 1996 году продолжился экономический рост в стране, прирост ВВП составил 2,8%, прирост продукции сельского хозяйства - 2,4 %. В это же время произошло снижение инфляции и рентабельность хозяйства оказалась положительной. В этот период пришло также осознание того, что наряду с необходимостью решения тактических задач в социально-экономической сфере страны требуется учитывать более отдаленные стратегические цели развития. Как ответ на эту потребность был разработан комплекс стратегических документов средне- и долгосрочной перспективы. Среди них важную роль играют “Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.”, которые были одобрены Всебелорусским народным собранием, состоявшимся 19-20 октября 1996 г., и утверждены Указом Президента Республики Беларусь. Эти направления предусматривали стабилизацию и повышение жизненного уровня белорусского народа, повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния и постепенное приближение его к уровню благосостояния высокоразвитых европейских государств. Для достижения этой цели необходимо построение современной высокоэффективной экономической системы, обладающей стимулами к высокопроизводительному труду и восприимчивостью к научно-техническому прогрессу. В качестве приоритетов в Основных направлениях были определены: экспорт, жилье и продовольствие[2]. Основные направления раскрывают главные черты белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики - сочетание преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан. В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства - безработицы, социального и имущественного расслоения населения, безразличия к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства. В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: § создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; § создание системы сильной социальной защиты; § обеспечение свобод предпринимательства и либерализация различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; § развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; § единое отношение ко всем формам собственности; § создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; § содействие международному разделению труда и продвижению белорусских товаров и услуг на мировой рынок; § рациональное вмешательство государства в экономические процессы (применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы); § развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ею роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; § развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; § проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; § обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов[3]. Реализация данного документа подтвердила правильность избранного курса в переходный период. Благодаря этому удалось остановить спад производства и обеспечить экономический рост, увеличение инвестиций и улучшение ряда других количественных и качественных параметров. В дальнейшем идея социальной ориентации белорусской экономики воплотилась в “Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г.”, которая была разработана и одобрена правительством в 1997 г. В этом документе указывается на необходимость решения экологических проблем. Экологически вредные технологии и изношенные основные фонды оказывают негативное воздействие на окружающую среду в Беларуси, что отрицательно сказывается на качестве жизни населения.[4]. Наиболее важной идеей Национальной стратегии является признание социально ориентированной модели рыночной экономики в качестве системного условия устойчивого человеческого развития. В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально ориентированной рыночной экономике. В этот период также разрабатывается и принимается ряд важных программ, таких как Национальная программа привлечения инвестиций и экономику Республики Беларусь (1996 г.), Программа импортозамещения (1997 г.), Программа увеличения экспорта продукции из местного сырья (1997 г.), Программа решения проблемы неплатежей (1997 г.) и др. Для упорядочения разработки и принятия документов, касающихся перспективного развития, в 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь”, в котором систематизирован и обобщен опыт по разработке прогнозных и программных документов, имеющих различный временной горизонт. В нем определены пятилетний цикл разработки и обновления прогнозных и программных документов, назначение и порядок их разработки. Перспективы социально-экономического развития, включает: § Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития на 15 лет; § Основные направления социально-экономического развития на 10 лег; § Программу социально-экономического развития на 5 лет; § Прогноз социально-экономического развития на 1 год[5]. Принятие этого закона поставило весь комплекс работ по определению перспектив развития страны на системную основу, позволив поднять качество прогнозных разработок и обеспечить тем самым использование данного фактора для увеличения темпов экономического роста. Достигнутый в этот период рост был обеспечен не только в результате разработки и реализации социально-экономических программ, направленных на решение важнейших для страны проблем, но и вследствие восстановления управляемости страной, в том числе с использованием административных методов регулирования, восстановления системы сбыта на новой рыночной основе, внешнего и внутреннего спроса на продукцию белорусских производителей, уровня использования ранее созданного производственного экономического потенциала страны. Своего максимального значения восстановительный рост достиг в 1997 г., когда ВВП возрос на 11,4 %, а промышленное производство - на 18,8 %. Такая динамика, возможно, сохранилась бы и в 1998 г., но в этот период разразился финансовый кризис в России, который негативно повлиял на социально-экономические процессы в Беларуси. После августовского финансового кризиса в России, несмотря на меры поддержки производителей, резко замедлились темпы роста производства при одновременном ухудшении финансовых показателей. Прирост ВВП сократился с 12% в первом полугодии 1998 г. до 6% в III квартале и 5% в IV квартале к соответствующему периоду предыдущего года. При этом в целом за 1998 г. прирост ВВП остался достаточно высоким – 8,4%. В Беларуси с 2001 г. реализуется программа финансирования частного бизнеса, позволяющая в короткий срок получить кредит в сумме от 500 долларов до 100 тыс. долларов на непродолжительный срок - от 3 до 36 месяцев. В рамках выполнения этой программы выдано 1 617 кредитов на общую сумму свыше 21 млн. долларов. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусматривает привлечение инвестиций с целью изменения структуры производства и создания новых рабочих мест путем активизации предпринимательской деятельности в малых городах и сельском хозяйстве[6]. Беларусь достигла значительных успехов в сфере защиты интеллектуальной собственности, присоединившись одновременно с США к основополагающим международным договорам Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам. В целом социально-экономическая ситуация, которая сложилась в настоящее время в стране, является благоприятной: экономический рост последних лет имеет значительный уровень, достаточно быстро растут реальные доходы населения и заработная плата, стабилизировалась национальная валюта, инфляция стала умеренной, идет постепенное улучшение финансового положения предприятий, растут инвестиционные вложения. Все это создает хорошие предпосылки для выполнения заданий новой пятилетки и более долгосрочного периода развития, хотя с этой точки зрения сельское хозяйство по-прежнему остается наименее привлекательной отраслью. Соколов Артем, г. Москва, аспирант РГГУ [1] Белорусская нива. 2005 г. 31 мая., Стр. 3. [2] Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. [3] Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. [4] Там же Стр. 515. [5] Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. [6] Беларусь. Народ. Государство. Время. Стр. 528 фото: telegraf.by
Теги: Беларусь

Поделиться: