Модернизация каспийской повестки.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В чем смысл активизации сотрудничества прикаспийских государств? Пред всеми государствами региона стоит задача модернизации. Каспийской повестке требуется идейная прокачка. Многие годы официальная дипломатическая и экспертная дискуссия «крутится» исключительно вокруг военной безопасности и сырьевой добычи, слегка разбавленных экологической риторикой. Подобная hard-повестка придавливает другие темы, вытекающие из гуманитарной и социально-экономической активности граждан. Постепенно сформировалась идея создания организации каспийского экономического сотрудничества. Создание ОКЭС будет оцениваться всеми игроками (включая внерегиональных) как значительное достижение в сотрудничестве, способствующее повышению качества общего развития.
Модернизация каспийской повестки.

Модернизациякаспийской повестки.

В Баку состоялся саммит прикаспийских государств, в ходекоторого президенты подписали Соглашение по безопасности на Каспии. Каковозначение этого события? Учитывая весьма консервативный характер региональнойполитики уже сам факт такой встречи не рядовое событие. Ведь за годы с распадаСоветского Союза и появления в регионе, кроме Ирана, еще четырех новыхнезависимых государств, это лишь третий саммит подобного рода. А подписанноесоглашение по безопасности лишь второй пятисторонний документ после Конвенциипо экологии, подписанной ровно семь лет. Но, по тем вопросам, что представляюткритическую сумму противоречий: определение границ секторов и «срединной линии»в южном секторе моря плюс делимитация дна на стыке азербайджанского,туркменского и иранского секторов – стороны по-прежнему не продвинулись.

Однако изменился настрой. В частности президент Медведевпытается привнести динамику и четкий ритм каспийскому диалогу. Основная задача-- приблизить подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, онадолжна стать базовым юридическим документом регулирующим деятельность на море. Теперьрешено проводить саммиты не реже одного раза в год. По словам Медведева,президенты приняли решение за три месяца завершить межведомственноесогласование ширины национальной экономической зоны исходя из границ 24-25миль, и подготовить соответствующий договор. Если задача будет выполнена, то стороны,скорее всего, выйдут на полноценное соглашение о статусе водоема к следующемусаммиту в Москве – осенью 2011 года.

Все эти годы Конвенция оставалась в отдаленной перспективе. Территориальныеспоры в южном секторе моря одни страны пятерки устраивали, другие просто к нимпривыкли как к объективной данности. Например, для России, ситуация вселяланекоторую уверенность в невозможности строительства транскаспийскогогазопровода с туркменского на азербайджанский берег. Иран тормозил переговоры,настаивая на принадлежности себе 20% водоема но дну и акватории (т.е. пятойчасти). В целом, все участники хозяйственной активности от крупных нефтегазовыхкорпораций до судоходных компаний к этой ситуации привыкли. Как могут они её используют,обходя юридические противоречия.

Поэтому определение юридического статуса Каспия – будучисамо по себе прорывом -- автоматически не решит существующие проблемысотрудничества и хозяйственного взаимодействия на Каспии.

Ситуация сложилась парадоксальная. Экономические отношенияна Каспии ушли далеко вперед и явно не совпадают с межгосударственнойюридической практикой прошлого века (полную силу для всего моря имеют только двасоветско-иранских договора от 1921 и 1940 года). Бизнес просачивается сквозь межгосударственныеюридические противоречия, но сложившаяся ситуация все-таки резко тормозит формированиенормального торгово-промышленного и инвестиционного климата, особенно если речьидет о не сырьевых отраслях.

В чем смысл активизации сотрудничества прикаспийскихгосударств? Пред всеми государствами региона стоит задача модернизации. Каспийскойповестке требуется идейная прокачка. Многие годы официальная дипломатическая иэкспертная дискуссия «крутится» исключительно вокруг военной безопасности исырьевой добычи, слегка разбавленных экологической риторикой. Подобная hard-повесткапридавливает другие темы, вытекающие из гуманитарной и социально-экономической активностиграждан. Постепенно сформировалась идея создания организации каспийскогоэкономического сотрудничества. Создание ОКЭС будет оцениваться всеми игроками(включая внерегиональных) как значительное достижение в сотрудничестве, способствующееповышению качества общего развития. Польза данной организации прочитывается вее двойной политической миссии: она создаст доныне отсутствующую площадкусоциально-экономических переговоров по широкому кругу вопросов на Каспии вформате «пятерки»; с другой стороны ОКЭС дает возможность вынести за скобкисверхпроблемные зоны, связанные с неурегулированным статусом моря и прочиеспорные вопросы, блокирующие взаимодействие государств. ОКЭС как раз послужит «умному»усилению каспийского взаимодействия, о котором говорит Медведев. Организация подразумеваеткоординацию тех линий взаимодействия, что уже проявили себя в качестве «живых»связей. Подобных примеров масса – например, это сотрудничество МЧС и спасательныхслужб развитое в тройке Азербайджан-Россия-Казахстан, его нужно выводить наобщий пятисторонний уровень. Каспийскому сотрудничеству нужен мощныйтранспортный «прорыв». Было бы разумно рассмотреть возможность строительства автомагистраливокруг берега моря – весьма амбициозная экономическая и политическая задача. Онаможет стать не менее достойной в повестке ОКЭС как и расширение пассажирского ипаромного сообщения между портами каспийского бассейна (в частности необходиморегулярная организация паромного сообщения Баку-Астрахань). Другой темой можетстать обсуждение режимов прохождения судов по «Волго-Дону», а такжереконструкция всей цепочки российских шлюзов, соединяющих Каспий с мировымокеаном. Возможно, планирование долевого участия всей пятерки в строительствеканала «Евразия».

Подобная работа в перспективе должна выровнять перекосы врегиональной торговле. Более тесное экономическое сотрудничество каспийскихгосударств будет содействовать деловой активности, свободному передвижениютоваров, капиталов, граждан. В конечном счете, социально-экономическоймодернизации и в перспективе, возможно, интеграции каспийских государств врамках социально ориентированной модели развития.

Поэтому значительное место в будущих саммитах по каспийскойтематике должно уделяться социально-экономическим и гуманитарным связям. Необходимосоздание Каспийского банка торговли и развития, вкладывающего средства врегиональные проекты. Стоит задача ускорения процесса синхронизацииэнергосистем стран региона, с перспективой создания региональногоэлектроэнергетического рынка. Совместными усилиями необходимо внедрятьтехнологии возобновляемых источников энергии (солнечные- и ветроэлектростанции).Разрабатывать проекты и создавать условия для возникновения в регионесовременных инновационных производственных комплексов Поддерживатьсотрудничество в сфере телекоммуникаций и развитие новых систем на платформерегиональных производителей (возможно внедрять систему ГЛОНАСС). В перспективестраны региона столкнутся с проблемой изменения климата, что соответственноотразится на практике ведения сельского хозяйства. Уже возникает проблема распространениюопасных инфекционных заболеваний. Все эти темы требуют усиления координированнойдеятельности как государственных так и неправительственных структур.

Каспий давно перестал быть «задним двором» пары-тройкигосударств и постепенно приобретает черты региона глобального транзита. Здесьзафиксированы не только интересы Запада, ставшие за последние десять летклассическими примерами «ужастиков» в учебниках российской геополитики, но инезаметно наметилось долгосрочное укрепление Китая. Спрятаться от глобализацииневозможно. Но государства региона должны иметь здоровыесоциально-экономические силы, чтобы не проиграть в этой большой конкуренции.

Поделиться: