Нюрнбергский процесс как важный элемент образовательной политики

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Нюрнбергский процесс – беспрецедентный по масштабу и характеру международный трибунал, вынесший на суд перед мировой общественностью преступления против человечества, совершенные гитлеровским режимом и его союзниками перед и непосредственно во время Второй Мировой войны. Фактически Нюрнберг закрепил и подытожил справедливый характер войны союзников по антигитлеровской коалиции, а также стал назидательным примером победы, одержанной ради всеобщего блага и во имя сохранения основополагающих морально-этических норм.
Нюрнбергский процесс как важный элемент образовательной политики

Левченков А.С., к.и.н.,

доцент кафедры стран

постсоветского зарубежья РГГУ

Нюрнбергский процесс как важный элемент образовательной политикиТекст выступления на международной конференциив Вильнюсе 27 ноября 2010 года

Нюрнбергский процесс – беспрецедентный по масштабу и характеру международный трибунал, вынесший на суд перед мировой общественностью преступления против человечества, совершенные гитлеровским режимом и его союзниками перед и непосредственно во время Второй Мировой войны. Фактически Нюрнберг закрепил и подытожил справедливый характер войны союзников по антигитлеровской коалиции, а также стал назидательным примером победы, одержанной ради всеобщего блага и во имя сохранения основополагающих морально-этических норм.

Поэтому Нюрнбергский процесс не только можно, но и нужно рассматривать как событие и явление, выполняющее воспитательные функции. Одну же из важнейших воспитательных функций выполняет образование, в том числе, высшее.

Нельзя не отметить, что такое историческое явление международный трибунал в Нюрнберге может и должно играть весомую интеграционную, объединительную роль в культуре и образовании различных государств и народов, сумевших не только с оружием в руках общими усилиями отстоять право на независимость и существование, но и совместно и согласованно осудить виновников кровавого террора и геноцида.

В российском высшем образовании, в рамках общегуманитарных и, в частности, исторических дисциплин традиционно большое внимание уделяется периоду II Мировой войны и Великой Отечественной войны. При этом, как правило, существенную часть курсов составляет характеристика гитлеровского режима, его преступлений, которые лежали в основе как агрессивной внешней политики нацистской Германии, так и конечного поражения Третьего Рейха.

Вместе с тем, на протяжении последних десятилетий и в России имеется ряд проблем в воспитании молодого поколения на основе неприятия нацистской идеологии, связанных с особенностями современной экономической деятельности и общественной жизни. В их числе можно выделить целый ряд объективных факторов, к которым относится, конечно, в первую очередь, постепенная утрата большинством представителей молодого поколения личного контакта с непосредственными участниками и очевидцами событий Второй Мировой/Великой Отечественной войны, что ретуширует память об ужасах, зверствах войны и геноцида.

Во-вторых, ситуация усугубляется тем, что в условиях бума книгоиздательства и разнообразия литературы, представленной на полках магазинов, нередко большей популярностью и, соответственно, коммерческой привлекательностью для последующих изданий и переизданий пользуется военно-историческая литература, в том числе, повествующая о военных достижениях гитлеровской Германии и ее союзников, издаются различные «энциклопедии Третьего Рейха», в которых основной упор часто делается, к сожалению, на его внешние атрибуты, такие как красивая военная форма ит.д., а не на преступность гитлеровского режима. К тому же отдельную проблему представляет некачественность содержания многих продаваемых книг с исторической точки зрения.

В-третьих, до сих пор сказываются последствия распада СССР и сопровождавшей этот процесс огульной критики всего советского прошлого. В ходе развенчания многочисленных советских мифов нередко борьба Советского Союза против нацизма представала как война двух «империй зла», в результате чего подвиги Красной армии, советских партизан и тружеников тыла зачастую теряли столь важную патриотическую, морально-нравственную составляющую.

Необходимо отметить, что в 2000-е годы последним вопросам вновь стало уделяться заметно больше внимания, как в образовательном процессе, так и в книгоиздании, были созданы специальные фонды, поддерживающие разработку и реализацию соответствующих издательских проектов, и т.д.

Наконец, для вузов большую проблему представляет продолжающееся падение общего уровня гуманитарного образования в школах, незнание абитуриентами и студентами младших курсов многих основополагающих фактов. В частности, и Нюрнбергский трибунал как историческое явление, хотя и отраженный во всех школьных учебниках, из-за недостаточно качественного преподавания на школьных уроках истории откладывается в памяти далеко не всех выпускников современных школ.

В этой связи чрезвычайно важным представляется усиление внимания к характеристике нацистского и фашистского режимов в Германии и Италии как преступных в рамках вузовских дисциплин исторического и общегуманитарного профиля, причем особое внимание должно уделяться и собственно Нюрнбергскому трибуналу. В частности, по данной проблематике можно практиковать регулярное чтение специальных курсов (спецкурсов), проведение коллоквиумов, подготовку и обсуждение студентами и аспирантами докладов, курсовых и дипломных работ, а профессорско-преподавательским составом – разработку учебно-методических материалов для их последующего широкого доступа.

Особое внимание в современных условиях необходимо уделять развитию взаимодействия профессорского-преподавательского состава вузов, студентов и аспирантов в процессе обучения с «внешними» информационными ресурсами, такими как издательства и специализированные фонды, аналитические и информационные центры, различные средства массовой информации, включая, конечно же, Интернет-среду. Интернет приобретает особое значение ввиду становящейся все более массовой его доступности и популярности среди молодежи, и в этом ключе наиболее перспективным представляется развитие существующих и создание новых исторических и информационных сетевых проектов, опирающихся на солидный корпус источников и широкую научную и научно-популярную историографическую базу.

В заключение хотелось бы отметить, что в РГГУ традиционно уделяется большое внимание освещению борьбы СССР и других государств антигитлеровской коалиции против нацизма и фашизма. В частности, не далее как весной текущего года в университете состоялась международная конференция «Общая Победа: к 65-летию победы в Великой Отечественной войне», организованная РГГУ при поддержке фонда «Русский мир». В этом мероприятии приняли участие представители ведущих образовательных, научных и информационно-аналитических центров государств СНГ и Балтии, была подчеркнута огромная роль общих усилий народов бывшего Советского Союза в победе 1945 года.

Теги: История

Поделиться: