Нюрнбергский процесс как важный элемент образовательной политики
Автор: ИАЦ МГУ
Левченков А.С., к.и.н.,
доцент кафедры стран
постсоветского зарубежья РГГУ
Нюрнбергский процесс как важный элемент образовательной политикиТекст выступления на международной конференциив Вильнюсе 27 ноября 2010 годаНюрнбергский процесс – беспрецедентный по масштабу и характеру международный трибунал, вынесший на суд перед мировой общественностью преступления против человечества, совершенные гитлеровским режимом и его союзниками перед и непосредственно во время Второй Мировой войны. Фактически Нюрнберг закрепил и подытожил справедливый характер войны союзников по антигитлеровской коалиции, а также стал назидательным примером победы, одержанной ради всеобщего блага и во имя сохранения основополагающих морально-этических норм.
Поэтому Нюрнбергский процесс не только можно, но и нужно рассматривать как событие и явление, выполняющее воспитательные функции. Одну же из важнейших воспитательных функций выполняет образование, в том числе, высшее.
Нельзя не отметить, что такое историческое явление международный трибунал в Нюрнберге может и должно играть весомую интеграционную, объединительную роль в культуре и образовании различных государств и народов, сумевших не только с оружием в руках общими усилиями отстоять право на независимость и существование, но и совместно и согласованно осудить виновников кровавого террора и геноцида.
В российском высшем образовании, в рамках общегуманитарных и, в частности, исторических дисциплин традиционно большое внимание уделяется периоду II Мировой войны и Великой Отечественной войны. При этом, как правило, существенную часть курсов составляет характеристика гитлеровского режима, его преступлений, которые лежали в основе как агрессивной внешней политики нацистской Германии, так и конечного поражения Третьего Рейха.
Вместе с тем, на протяжении последних десятилетий и в России имеется ряд проблем в воспитании молодого поколения на основе неприятия нацистской идеологии, связанных с особенностями современной экономической деятельности и общественной жизни. В их числе можно выделить целый ряд объективных факторов, к которым относится, конечно, в первую очередь, постепенная утрата большинством представителей молодого поколения личного контакта с непосредственными участниками и очевидцами событий Второй Мировой/Великой Отечественной войны, что ретуширует память об ужасах, зверствах войны и геноцида.
Во-вторых, ситуация усугубляется тем, что в условиях бума книгоиздательства и разнообразия литературы, представленной на полках магазинов, нередко большей популярностью и, соответственно, коммерческой привлекательностью для последующих изданий и переизданий пользуется военно-историческая литература, в том числе, повествующая о военных достижениях гитлеровской Германии и ее союзников, издаются различные «энциклопедии Третьего Рейха», в которых основной упор часто делается, к сожалению, на его внешние атрибуты, такие как красивая военная форма ит.д., а не на преступность гитлеровского режима. К тому же отдельную проблему представляет некачественность содержания многих продаваемых книг с исторической точки зрения.
В-третьих, до сих пор сказываются последствия распада СССР и сопровождавшей этот процесс огульной критики всего советского прошлого. В ходе развенчания многочисленных советских мифов нередко борьба Советского Союза против нацизма представала как война двух «империй зла», в результате чего подвиги Красной армии, советских партизан и тружеников тыла зачастую теряли столь важную патриотическую, морально-нравственную составляющую.
Необходимо отметить, что в 2000-е годы последним вопросам вновь стало уделяться заметно больше внимания, как в образовательном процессе, так и в книгоиздании, были созданы специальные фонды, поддерживающие разработку и реализацию соответствующих издательских проектов, и т.д.
Наконец, для вузов большую проблему представляет продолжающееся падение общего уровня гуманитарного образования в школах, незнание абитуриентами и студентами младших курсов многих основополагающих фактов. В частности, и Нюрнбергский трибунал как историческое явление, хотя и отраженный во всех школьных учебниках, из-за недостаточно качественного преподавания на школьных уроках истории откладывается в памяти далеко не всех выпускников современных школ.
В этой связи чрезвычайно важным представляется усиление внимания к характеристике нацистского и фашистского режимов в Германии и Италии как преступных в рамках вузовских дисциплин исторического и общегуманитарного профиля, причем особое внимание должно уделяться и собственно Нюрнбергскому трибуналу. В частности, по данной проблематике можно практиковать регулярное чтение специальных курсов (спецкурсов), проведение коллоквиумов, подготовку и обсуждение студентами и аспирантами докладов, курсовых и дипломных работ, а профессорско-преподавательским составом – разработку учебно-методических материалов для их последующего широкого доступа.
Особое внимание в современных условиях необходимо уделять развитию взаимодействия профессорского-преподавательского состава вузов, студентов и аспирантов в процессе обучения с «внешними» информационными ресурсами, такими как издательства и специализированные фонды, аналитические и информационные центры, различные средства массовой информации, включая, конечно же, Интернет-среду. Интернет приобретает особое значение ввиду становящейся все более массовой его доступности и популярности среди молодежи, и в этом ключе наиболее перспективным представляется развитие существующих и создание новых исторических и информационных сетевых проектов, опирающихся на солидный корпус источников и широкую научную и научно-популярную историографическую базу.
В заключение хотелось бы отметить, что в РГГУ традиционно уделяется большое внимание освещению борьбы СССР и других государств антигитлеровской коалиции против нацизма и фашизма. В частности, не далее как весной текущего года в университете состоялась международная конференция «Общая Победа: к 65-летию победы в Великой Отечественной войне», организованная РГГУ при поддержке фонда «Русский мир». В этом мероприятии приняли участие представители ведущих образовательных, научных и информационно-аналитических центров государств СНГ и Балтии, была подчеркнута огромная роль общих усилий народов бывшего Советского Союза в победе 1945 года.
Поделиться: