В. Журавлев: Внешняя политика Армении и проблемы обеспечения безопасности на Южном Кавказе/ Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Южно-кавказское направление во многих отношениях является ключевым для обеспечения национальной безопасности России. Здесь расположены страны Южного Кавказа, граничащие с нестабильными северокавказскими республиками; здесь свои интересы имеют Турция, Иран, США, государства ЕС; непосредственное влияние на регион оказывают события, происходящие в Центральной Азии и Афганистане.Южный Кавказ перспективен с точки зрения транспортных и инфраструктурных проектов, соединяющих Восток и Запад. Однако сдерживает развитие Южного Кавказа неурегулированность конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии. Это ведёт к увеличению бюджетных расходов на военные нужды, дефициту во внешних инвестициях, закрытию границ.
В. Журавлев: Внешняя политика Армении и проблемы обеспечения безопасности на Южном Кавказе/ Ч.1.

Внешняя политика Армении и проблемы обеспечения безопасности на Южном Кавказе

Южно-кавказское направление во многих отношениях является ключевым для обеспечения национальной безопасности России.

Здесь расположены страны Южного Кавказа, граничащие с нестабильными северокавказскими республиками; здесь свои интересы имеют Турция, Иран, США, государства ЕС; непосредственное влияние на регион оказывают события, происходящие в Центральной Азии и Афганистане.Южный Кавказ перспективен с точки зрения транспортных и инфраструктурных проектов, соединяющих Восток и Запад. Однако сдерживает развитие Южного Кавказа неурегулированность конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии.

Это ведёт к увеличению бюджетных расходов на военные нужды, дефициту во внешних инвестициях, закрытию границ. Данный регион представляет собой одновременно «поле» сотрудничества и конкуренции между ОДКБ и НАТО. При этом обеспечение безопасности Абхазии и Южной Осетии в обозримом будущем будет заботой именно России, поскольку её союзники по ОДКБ не готовы разделить с ней эту ответственность, а страны НАТО и вовсе характеризуют существующее положение как «оккупацию со стороны России грузинской территории».

В этих условиях России приходится нести бремя социально-экономической поддержки Абхазии и Южной Осетии, а российской дипломатии постоянно доказывать легитимность действий России, задачу чего, на наш взгляд, объективно упрощает ситуация вокруг признания государственной независимости Косово со стороны США и государств ЕС.Основным стратегическим союзником России на Южном Кавказе является Армения, которая активно участвует в Организации Договора о коллективной безопасности стран СНГ и входит в Объединенную систему ПВО Содружества.

На территории Армении дислоцирована 102-я российская военная база, образована объединенная российско-армянская войсковая группировка, а охрана армянского участка внешней границы СНГ осуществляется силами Пограничного управления ФСБ России в Армении. Республика Армения, ориентируясь в целом на стратегический союз с Россией и участвуя в ОДКБ, стремится в тоже время поддерживать и тесные контакты с НАТО, осуществляя политическое взаимодействие на самом высоком уровне и реализуя мероприятия в рамках Программы действий индивидуального партнерства (IPAP). Внешнеполитическая стратегия Армении артикулирована в треединой формуле: Армения, Арцах и Диаспора.

Развитие отношений с многочисленной Диаспорой, сохранение единства Армянского мира является одним из основных приоритетов внешней политики Республики Армения. Память о геноциде является важнейшим идеологическим инструментом, скрепляющим армян во всем мире. Основной внешнеполитической проблемой для руководства Республики Армения остаётся проблема Нагорного Карабаха. Руководство Азербайджана неоднократно заявляло, что не исключает возможности силового решения карабахской проблемы.

По оценке военных аналитиков, в случае вооружённого конфликта между Арменией и Азербайджаном, с применением установок залпового огня, авиации, ПВО и диверсионных групп в тылу противника, потери воюющих сторон только убитыми составят тысячи человек. Карабах в массовом порядке покинет гражданское население, в Армении и Азербайджане будут уничтожены важнейшие стратегические объекты. Вероятна дальнейшая интернационализация конфликта.

По мнению представителей Минской группы ОБСЕ (США, Франция, Россия), решение конфликта должно основываться на 6 элементах: временный, а впоследствии определённый путём референдума окончательный статусы Нагорного Карабаха; возвращение занятых территорий; наличие коридора, соединяющий Армению с Нагорным Карабахом; возвращение беженцев; обеспечение мира. Во время встречи Президента Армении С. Саргсяна с помощником заместителя госсекретаря США по европейским и евроазиатским вопросам Т. Кайденау, стороны особенно подчёркивали усилия, предпринимаемые со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и приверженность решению проблемы Нагорного Карабаха именно в формате Минской группы.

В ходе государственного визита Президента России Д. Медведева в Армению 19-20 августа 2010 года был подписан ряд документов, среди них: Протокол к Договору между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 1995 г.; межправительственное соглашение о строительстве новых энергоблоков АЭС на территории Армении; а также соглашения о взаимном учреждении торговых представительств и о реадмиссии.Наиболее важным с геополитической точки зрения представляется подписание президентами России и Армении документов по российской военной базе. Вместе с российско-украинскими договорённостями по Черноморскому флоту они юридически закрепляют военно-стратегическое присутствие России в черноморско-каспийском регионе. Интересно отметить, что предшествовало договорённостям между Россией и Арменией по военному сотрудничеству.

В начале августа 2010 года некоторые российские СМИ распространили информацию о том, что Москва ведёт переговоры с Азербайджаном о поставках двух дивизионов зенитно-ракетного комплекса ПВО С-300. По мнению некоторых военных экспертов, поставка Азербайджану ЗРК ПВО С-300 усиливает боевой потенциал азербайджанской армии и резко ограничивает возможность использования оперативно-тактических ракетных систем находящихся на вооружении армии Армении. Альтернативой, которая обеспечивает безопасность Армении, стало расширение зоны ответственности и продление срока функционирования 102-ой российской военной базы, которая находится в городе Гюмри с 1995 года. На базе служат 5 тысяч человек, она оснащена зенитно-ракетными комплексами С-300 и истребителями МиГ-29. По Договору от 1995 года база должна была оставаться в Армении до 2015 года.

Согласно Договору, база обеспечивала безопасность по внешним границам бывшего СССР, то есть по границам Турции и Ирана. В соответствии с подписанным в ходе визита Протоколом, Договор о базе продлевается до 2044 года с последующим автоматическим продлением каждые 5 лет. Теперь военная база в Гюмри будет, кроме осуществления функций по защите интересов России, обеспечивать совместно с вооруженными силами Армении безопасность самой Армении. Базу в Гюмри часто называют внешним форпостом российской оборонительной системы на Кавказе, который должен стыковать черноморский и каспийский регионы безопасности. Впрочем, необходимо отметить, что воздушный коридор, связывающий Россию с Арменией, через который осуществляется снабжение базы, проходит над территорией Грузии и Азербайджана, и, по мнению экспертов, потенциально уязвим.

Поделиться: