Реквием по мечте.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
30 ноября, в последний день осени, президент Украины Виктор Янукович наложил вето на принятый Верховной Радой налоговый кодекс и пообещал не подписывать документ, пока не будут приняты необходимые поправки. Однако это решение вряд ли изменит вектор экономической политики новой власти.
Реквием по мечте.

30 ноября, в последний день осени, президент Украины Виктор Янукович наложил вето на принятый Верховной Радой налоговый кодекс и пообещал не подписывать документ, пока не будут приняты необходимые поправки. Однако это решение вряд ли изменит вектор экономической политики новой власти.

Налоговая сага.

История с разработкой и принятием нового налогового кодекса уже стала самым громким внутриполитическим событием года, оттеснив на второй план и отмену политреформы и прошедшие в Хэллоуин местные выборы.

После своей победы на выборах Виктора Янукович не раз заявлял, что одной из первоочередных задач новой власти является разработка нового налогового кодекса, который должен стать мощным стимулом для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, пункт про либерализацию налогового законодательства путем предоставления налоговых каникул содержался и в предвыборной программе действующего президента. «5 лет без налогов для малого и среднего бизнеса» – именно так звучал один из лозунгов избирательной кампании Виктора Януковича.

Правда, оппоненты нынешнего правительства уже тогда выражали сомнение в том, что эти обещания являются чем-то большим, чем обычным предвыборном пиаром. Не добавляла оптимизма и фигура нового премьер-министра Николая Азарова, который в начале двухтысячных годов, возглавляя налоговую службу, пользовался неоднозначной репутацией среди предпринимателей.

Первоначально ответственность за разработку нового проекта должен был нести вице-премьер Сергей Тигипко, только что учредивший партию «Сильная Украина» и позиционировавший себя как защитник нарождающегося украинского среднего класса и твердый сторонник либерализации экономики. Таким образом, составление «налоговой библии» должно было стать своеобразным тестом на профессионализм человека, который весной обменял оппозиционный хлеб на правительственное кресло. Сегодня с определенной долей уверенности сказать, что этот тест Тигипко не прошел.

Первый проект налогового кодекса, составленный им, не только вызвал ожидаемую и на этот раз вполне справедливую критику со стороны оппозиции и большинства представителей бизнес - сообщества, но и был неодобрительно встречен самими «регионалами».

В итоге вице-премьер признал, что его вариант очень «сырой» и требует серьезной доработки.

Эта неудача нанесла серьезный ущерб имиджу Сергея Тигипко и стала главной причиной провала его партии, которая на местных выборах получила в среднем около 3 процентов. Такой результат выглядел особенно шокирующее на фоне заявлений заместителя председателя партии Кость Бондаренко о 21 процентов украинцев, которые якобы готовы отдать свои голоса за «Сильную Украину».

После многомесячных дебатов и споров проект действительно претерпел определенные изменения, однако все они носили косметический характер и не меняли духа документа, носящего исключительно фискальный характер.

Наряду с разумными и практичными мерами, действительно помогающими сделать ведение бизнеса более цивилизованным (например, повсеместное использование кассовых аппаратов), в новом варианте кодекса содержится ряд положений, которые никак не соответствуют официальным заявлениям властей о самом либеральном налоговом документе в Европе.

Основное возмущение предпринимателей вызвала ликвидация упрощенной системы налогообложения, по которой работает большинство представителей мелкого бизнеса с 1998 года.

Отмена упрощенной системы на деле означает резкое увеличение налогов, особо тягостное на фоне продолжающего экономического кризиса.

Такие нововведения, по мнению аналитиков, поставили бы большинство бизнесменов на грань рентабельности. Так, согласно подсчетам Национального форума профсоюзов Украины, результатом запланированных мер станет то, что около 1 миллиона предприятий малого и среднего бизнеса страны потеряют от 15 до 45% прибыли, а 500–700 тыс. из них вообще обанкротятся.

Ожидая, что многие бизнесмены попытаются уйти от новых налогов, составители кодекса прописали в документе резкое увеличение прав налоговых органов, которые в соответствии с проектом могут устраивать внеочередные проверки практически в любое время.

Соответственно, у представителей малого и среднего бизнеса, сумевших удержаться на плаву, не останется другого выхода, кроме как переложить финансовое бремя на граждан. По утверждению экспертов, в случае вступления нового кодекса в силу в его нынешнем варианте цены вырастут на несколько десятков процентов, что вкупе с очередным 50-процентным повышением цен на газ серьезно ударит по кошелькам большинства украинцев.

Никто не спорит, что налоги на Украине платятся плохо, а значительная часть бизнесменов стремятся увести бизнес в тень, не регистрируя реальный доход. Массовое использование упрощенной системы можно считать архаикой, доставшейся от тягостных 90 - ых годов. Нельзя отрицать и тот факт, что предыдущая власть вопреки обещаниям не сделала ровным счетом ничего, чтобы улучшить ситуацию в налоговой сфере.

Но при всем этом меры, предусмотренные составителями кодекса, вряд ли улучшат деловой климат в стране и точно не увеличат число бизнесменов, желающих работать по закону. Говоря другими словами, диагноз поставлен верный, но методы лечения застарелой болезни, предложенные властями, представляются крайне сомнительными.

Возможно, правительству стоило бы обратить внимание на российский опыт решения подобной проблемы.

В 90-ые налоги в России не платил практически никто: ни мелкий, ни крупный бизнес, ни обычные граждане. Некоторые эксперты даже говорили о негласном пакте, заключенном между российской властью и населением: власть не платит и задерживает зарплату, а гражданами не платят и уходят от налогов. Но в начале нового тысячелетия проблему в значительной степени удалось решить. Правительство решило пойти революционным путем, введя прогрессивную шкалу налогообложения и снизив подоходный налог до 13 процентов, что привело к резкому росту собираемости налогов.

Несмотря на некоторую разницу в структуре и качественных характеристиках российской и украинской экономики, следовало бы по крайне мере взять на заметку положительный опыт России в деле наведения порядка в налоговой сфере. Однако новая власть решила не обращать внимания на опыт российских коллег.

Кроме того, отторжение, возможно, не было бы столь яростным и повсеместным, если бы разработчики проекта соблюли минимальные правила приличия и провели предварительные консультации с представителями бизнес-сообщества, которые не относятся к традиционному олигархическому пулу.

В ходе обсуждения проекта также были последовательно провалены предложения оппозиции о введении налога на роскошь и ограничении использования кипрских оффшоров. Так, по данным статистического бюллетеня Государственного комитета статистики Украины за январь-июль 2010 года в экономику Кипра украинские предприятия вложили около 6 млрд. 300 млн. дол. США. При этом в экономики крупных европейских стран и России было инвестировано значительно меньше.

Без перемен.

Несмотря на президентское вето и массовые протесты бизнесменов из разных частей страны, вероятность того, что документ будет действительно переработан, а курс экономической политики власти изменится, невелика. Все закончится, скорее всего, очередными косметическими поправками, не затрагивающими сути документа, но позволяющими снизить уровень отторжения среди бизнесменов.

Во – первых, полностью отказаться от почти принятого проекта - значит проявить слабость, признать, что многомесячные старания оказались потрачены впустую, а президент не контролирует своих подчиненных, которые готовят никуда не годный документ.

Конечно, в этой ситуации Янукович может пожертвовать частью своих соратников, свалив на главу правительство и экономической блок всю ответственность за неудачу.

Однако тогда перед президентом встанет другая проблема.

Дело в том, что у Виктора Януковича нет больше таких крупных политических фигур, которые были бы равноудалены от двух мощнейших лоббистских группировок Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова.

Следует заметить, что в прессе высказывались предположения, что одним из инициаторов

«бизнес-майдана» является близкий друг самого богатого человека Украины Андрей Клюев, стремящийся таким образом занять место Николая Азарова.

В любом случае назначение премьером Андрея Клюева или Юрия Бойко может вызвать крайнее недовольство одной из конкурирующих группировок, что приведет к возникновению сильного очага напряженности в окружении Януковича.

Во-вторых, МВФ уже одобрил принятый депутатами документ, увязав с этим предоставление очередного транша. Составление нового проекта налогового кодекса являлось одним из обязательств, которое брала на себя власть в обмен на получение многомиллиардного кредита. Серьезная задержка с принятием кодекса может в свою очередь повлиять на сроки предоставления транша, а правительство сейчас крайне нуждается в «живых» деньгах. Вообще же, позиция, занятая МВФ в истории с налоговым кодексом, еще раз продемонстрировала, что данную организацию вопреки официальной идеологии интересует, прежде всего, формальная сторона, а не развитие экономики в странах, которым фонд предоставляет кредиты.

Наконец, проект налогового кодекса, составленный правительством и одобренный парламентским большинством, как нельзя лучше отражает мировоззрение правящего класса, абсолютного уверенного в том, что основой могущества и процветания страны является могущество и процветание крупных корпораций, ради защиты интересов которых можно легко пожертвовать интересами других групп населения.

Стоит заметить, что «налоговая библия», составленная регионалами, очень органично сочетается с новым проектом трудового кодекса, ставящего на первое место интересы работодателя и сводящего влияние и так маломощных профсоюзов фактически к нулю.

Перефразируя известное высказывание Павла Милюкова, история с налоговым кодексом – это не глупость. Это система.

Павел Рыков

Поделиться: