О саммите без прикрас. Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
онятно, что по опросу по новой архитектуре европейской безопасности, любые прорывные документы подписывать, наверно, преждевременно. Все-таки большинство деталей этого проекта ещё прописаны только в черновом варианте, и период согласования и увязки позиций может занять достаточно длительное время.
О саммите без прикрас. Ч.1.

Интервью с генеральным директором ИАЦ А.В. Власовым. Журнал ЕвроАзия.

О саммите без прикрас. Часть I

В.: Завтра в Астане открывается Саммит ОБСЕ, первый за последние 11 лет форум этой международной организации. Для начала неожиданный вопрос: можно ли сказать, что решение о проведении саммита это, прежде всего, дань уважения Нурсултану Назарбаеву?

О.: В определенной мере подобные оценки имеют право на существование. Роль авторитета казахстанского лидера, безусловно, была очень велика в тот момент, когда было принято окончательное решение о том, что саммит все-таки состоится. Конечно, значимость этого события для ОБСЕ как влиятельной международной организации исключительно велика. Ведь на протяжении 11 лет организация не могла сформировать общую повестку дня, которая бы одинаково устраивала бы Россию и Запад. Преодоление этих противоречий, безусловно, заслуга Астаны.

В каком-то смысле Казахстану и повезло, я имею в виду, заметное снижение уровня конфликтогенности между основными игроками мировой политики. Ту самую перезагрузку, о которой так много говорили, но которая стала давать конкретные результаты только в последний год. Ну, и Астана, конечно, воспользовалась этими позитивными изменениями для того, чтобы извлечь серьезные имиджевые выгоды от самого факта проведения саммита в столице Страны-Председателя.

В.: Можно ли ожидать, что на Саммите будут подписаны какие-то прорывные документы, или же все ограничится общими декларациями, не имеющими реальной политической значимости?

О.: Моя оценка 50:50. Понятно, что по вопросу о новой архитектуре европейской безопасности, любые прорывные документы подписывать, наверно, преждевременно. Все-таки большинство деталей этого проекта ещё прописаны только в черновом варианте, и период согласования и увязки позиций может занять достаточно длительное время.

А вот по теме Маастрихт-плюс и Нагорного Карабаха ожидания достаточно большие. Но по второму вопросу многое зависит не только от Астаны, но и от позиции Еревана и Баку.

Если Армения выразит готовность подписать документ, фиксирующий конкретные сроки освобождения нескольких районов Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху, то это будет очень серьезный успех казахстанской дипломатии, который с начала этого года поддерживал усилия Москвы, направленные на развитие более эффективного диалога между сторонами конфликта.

И я думаю, что неслучайно, господин Зальбер, директор центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов, заявил, что уже в ближайшее время можно ожидать каких-то шагов вперед касательно рамочных условий разрешений этого конфликта.

Впрочем, нужно признать, что тема Нагорного Карабаха настолько сложна и непредсказуема, что в любой момент, даже за минуту до подписания уже согласованного документа, могут произойти какие-то случайности, которые в конечном счете, сорвут уже достигнутые договоренности.

Ну а в остальном, как говорится, все должно пойти в штатном режиме, но ещё раз подчеркну, что не нужно ставить завышенную планку ожиданий. Хорошо уже то, что удалось впервые встретиться спустя 11 лет.

В.: Как изменился Казахстан за год Председательства? Насколько этот высокий статус повлиял на ход внутриполитического процесса?

О.: Я думаю, что надо быть объективным и признать, что заметного влияния председательство ОБСЕ на главные тренды внутриполитического развития страны не оказало.

Да, были внесены изменения в ряд законов, нацеленные на демократизацию важнейших институтов казахстанского общества. Да, активизировалась работа неправительственного сектора, но связывать эти тенденции с председательством страны в ОБСЕ, было бы, мне лично кажется, несколько прямолинейной оценкой.

Знаете, в свое время В.О. Ключевский говорил о том, что монголы не оказали большого влияния на развитие русских земель XIII-XV веков, поскольку они выступали как внешний фактор, а мотором развития любого общества является, прежде всего, факторы внутреннего порядка.

Так и сейчас ОБСЕ – это все-таки фактор внешний, работающий, на международный имидж Казахстана, а глубокие процессы внутреннего развития казахстанского общества едва ли можно уложить в прокрустово ложе трех корзин ОБСЕ.

Точно также и в 2011 году председательство Казахстана в ОИК, безусловно, закрепит роль страны как геополитического моста между Европой и Азией, но это вовсе не будет означать, что на смену европейскому вектору внутреннего развития, придет, предположим, исламский.

Казахстан был, есть и будет страной уникально сочетающей несколько цивилизационных кодов, которые присутствуют в общественной жизни, независимо от того, является ли страна Председателем ОБСЕ, или же возглавляет структуру, интегрирующую исламский мир. В этом отношении влияние председательства в ОБСЕ на внутреннюю политику преувеличивать все-таки не стоит.

В.: Как вы оцениваете организационно-техническую подготовку саммита?

О.: Я думаю, что сделано все возможное для успешной работы форума. Хотя, конечно, Астана пока не тот город, который можно назвать приспособленным для проведения крупнейших международных встреч, прежде всего это касается аэропорта и гостиничного комплекса.

Но уже то, насколько в этих условиях четко сработали службы столицы, показывает, что для Ак Орды саммит – это проект, на который поставлено слишком многое, и допустить каких-либо срывов или даже шероховатостей невозможно в принципе.

Продолжение следует…

Поделиться: