Прорыва по Нагорному Карабаху не следует ждать и от Астаны

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
За последнее время реального прогресса в переговорах вокруг Нагорного Карабаха добиться так и не удалось. Хотя нельзя не отметить усилия президента России Дмитрия Медведева, которому удалось на недавней трехсторонней встрече в Астрахани помочь сторонам достичь согласия по гуманитарным вопросам, нельзя говорить о том, что стороны сблизили позиции по поводу самих азербайджанских территорий. И вряд ли в ближайшее время можно ожидать, что ситуация измениться. Дело в том, что Еревану не выгодно предпринимать реальные шаги по мирному урегулированию конфликта, так как очевидно, что международное мнение далеко не в пользу армян. Тем более, что расклад геополитических сил в регионе благоприятствует Баку, учитывая интересы Запада в энергоресурсах страны.
Прорыва по Нагорному Карабаху не следует ждать и от Астаны

Прорыва по Нагорному Карабаху не следует ждать и от Астаны

Эльмира Таривердиева

Казахстан, который год назад, в качестве страны-председателя ОБСЕ, предложил Азербайджану и Армении диалоговую площадку для мирных переговоров по Нагорному Карабаху, принимает у себя саммит организации.

От саммита в Астане некоторые наблюдатели снова ждут сдвига в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако, на деле, прорыва от саммита в Астане, где очевидно состоится встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, ждать не стоит.

За последнее время реального прогресса в переговорах вокруг Нагорного Карабаха добиться так и не удалось. Хотя нельзя не отметить усилия президента России Дмитрия Медведева, которому удалось на недавней трехсторонней встрече в Астрахани помочь сторонам достичь согласия по гуманитарным вопросам, нельзя говорить о том, что стороны сблизили позиции по поводу самих азербайджанских территорий.

И вряд ли в ближайшее время можно ожидать, что ситуация измениться. Дело в том, что Еревану не выгодно предпринимать реальные шаги по мирному урегулированию конфликта, так как очевидно, что международное мнение далеко не в пользу армян. Тем более, что расклад геополитических сил в регионе благоприятствует Баку, учитывая интересы Запада в энергоресурсах страны.

Понимая это, Еревану удобнее сохранять существующий статус-кво как можно дольше, затягивая процесс урегулирования на неопределенное время.

При этом, хорошо понимая, что правда на стороне Баку, Армения делает все, чтобы создать видимость активности и готовности к переговорному процессу. Однако, судя по всему, на самих переговорах, Армения не проявляет конструктивизма. Особенно заметно это стало после подписания протоколов между Турцией и Арменией в октябре 2009-го, которые сулили Армении открытие границ с соседом. Тогда, на переговорах сторон нагорно-карабахского конфликта, Армения вдруг вернулась к, казалось бы уже обговоренным несколько лет назад, пунктам переговоров вокруг азербайджанских земель.

Армяно-турецкие протоколы так и не были ратифицированы, однако, позиция Еревана так и не изменилась. Официальный Ереван не делает уступок в вопросах освобождения оккупированных азербайджанских земель, не соглашается на компромиссы Азербайджана и выступает периодически с провокационными заявлениями о признании независимости Нагорного Карабаха и переименовании азербайджанских районов на армянский лад. Такие действия явно идут в разрез с реальным желанием придти к соглашению по Нагорному Карабаху. Кроме того, Армения до сих пор так и не согласилась на обновленный вариант базового документа по урегулированию – Мадридских принципов и не пошла на уступки в вопросе освобождения оккупированных азербайджанских территорий.

Исходя из этого, прорыва на саммите ОБСЕ в Астане, в вопросе нагорно-карабахского урегулирования, ждать просто наивно. Ереван останется верным своей нынешней стратегии по поддержанию конфликта в замороженном состоянии будет добиваться того, чтобы Мадридские принципы рухнули окончательно, что повлечет за собой еще более, если это возможно, тяжелые последствия для процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

И международные наблюдатели тут не при чем. Как председатель ОБСЕ, Казахстан должен и обязан был высказаться и выйти с предложением в начале своего председательства, назвав достижение подвижек в переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией одним из приоритетов своего председательства. Однако, одно дело предлагать инициативы, а другое - ждать конкретных результатов миротворческой деятельности.

Ни Россия, ни Вашингтон, ни ОБСЕ, ни Казахстан, как председатель, ни любой другой международный посредник не могут сыграть решающей роли в процессе переговоров по территориальному спору Азербайджана и Армении, в силу того, что Ереван нынешнее положение вещей устраивает и сдвигаться со своей неконструктивной, но весьма удобной позиции.

ВК

Поделиться: