Россия и Украина: мусульманский диалог

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Позиционирование России и Украины как сугубо (или по большей части) православных стран вредит отношениям наших стран с мусульманским миром.Это не призыв отказываться от своих традиций. Россия и Украина должны беречь унаследованную от предков христианскую культуру, общие восточно-европейские корни. Но и закрывать глаза на наличие сильных (или значительных) мусульманских общин нельзя.
Россия и Украина: мусульманский диалог
Позиционирование России и Украины как сугубо (или по большей части) православных стран вредит отношениям наших стран с мусульманским миром. Это не призыв отказываться от своих традиций. Россия и Украина должны беречь унаследованную от предков христианскую культуру, общие восточно-европейские корни. Но и закрывать глаза на наличие сильных (или значительных) мусульманских общин нельзя. На первый взгляд ситуация в наших странах разная. Если в России приблизительно от 15 до 20 млн. мусульман, то на Украине эта цифра не превышает миллиона, к тому же тут есть всего лишь одна территория с компактным проживанием народа с мусульманской религией – полуостров Крым. Посмотрим на вопрос с другой стороны – оба государства выбрали европейский путь развития. В обоих странах мусульманские общины стоят особняком от прочего общества, более трепетно относясь к своим традициям, религии и обычаям. Нельзя забывать, что обе общины включают в себя большой протестный потенциал – в лице безработной молодежи и общего низкого уровня жизни. Как мы знаем, это дополняется стремительным демографическим ростом общины (и переходом в ислам отдельных представителей славянских народов) на фоне «демографической зимы» у русских и украинцев. К сожалению, зачастую тему мусульман нам преподносят как опасность. Но на самом деле не меньшую опасность в культурном плане для славянских народов несут сами наши народы (саморазрушение). Это не свидетельствует в пользу коллективного самоубийства. Просто до сих пор никто не сумел предложить выход из ситуации (или реализовать предложенное). Очевидно, что России и Украине в глобализирующемся мире необходимо поддерживать широкие связи с разными группировками государств. С практической точки зрения едва ли не ключевыми являются отношения с мусульманским миром – Ближним Востоком и Средней Азией как одними из крупнейших экспортеров природных и трудовых ресурсов (актуальность этого фактора будет только повышаться в ближайшие десятилетия). К сожалению, не менее очевидны стремления группы государств столкнуть Россию и другие по большей части православные страны с мусульманским миром, от которого выиграют только сторонние игроки. Вольно или невольно, но современные СМИ охотно преувеличивают и тиражируют негативные стороны отношений христианского и мусульманского миров в России и Украине. Мы заразились тотальной боязнью террора, которая как вирус передалась всему миру после терактов 11 сентября 2001 года. Исторически мусульманские народы были неотъемлемой частью наших стран с того самого момента когда русское общество стало российским (после расширения в XVI веке). Отношение к мусульманам как к чужим в христианском обществе более свойственно Северной Америке и Европе: если Европа организовывала «крестовые походы» в Средневековье, то США делают это теперь. Исламский мир более сложен, чем его представляют СМИ. Он стремительно обновляется, о чем говорит становление светских государств в традиционно исламских странах (Египет, Индонезия, Турция, Сирия, Ливан, Малайзия и др.). Как религия ислам тоже не статичен – в нем появляется все больше обновленческих тенденций, стремящихся примирить шариат с западным правом. По мере развития глобализации и средств связи эти тенденции будут только усиливаться и ими будет охвачено все большее число народов (тут можно сказать, что Интернет приходит в горы и пустыни). Более того будет увеличиваться и богатство исламских стран. Пока никто не то что не нашел – не приблизился к новому экономически более выгодному источнику энергии чем нефть и газ. Надо учитывать, что такие регионы как Центральная Азия и Каспийское море еще не открыли всех своих углеводородных богатств. Таким образом, страны, проводящие модернизацию своих экономик, более кого-либо еще заинтересованы в стабильности и надежности государств этих регионов. Все глобальные игроки пытаются отстроить свои отношения с мусульманскими странами в «индивидуальном порядке», параллельно не уважая исламскую культуру и обычаи. Европа и Америка похожи на бизнесменов, которые ведут дела с мусульманами через белые перчатки – боясь «замараться», строя культурные барьеры перед этой мощно развивающейся культурой. Такой – противоестественный для Восточной Европы – подход навязывается и России с Украиной. Вместо того чтобы быть новым заградительным барьером Запада против Востока (в прошлый раз они, кстати, нас за это не поблагодарили), нам надо стать субъектами мусульманской политики в нескольких ключевых регионах – полноправно вступить в старые организации исламских стран (типа «Исламской конференции»), организовать новые и развивать еще не опробованные форматы внутри- и межконфессионального диалога. Возьмем тему крымских татар. Наверняка, украинские власти и общество заинтересованы в том, чтобы они получали качественное, неэкстремисткое образование от богословов-неваххабитов. А сейчас с этим дефицит. В Крым просто рвутся всевозможные исламисты из Аравии, Средней и Передней Азии. Нам нужно организовать площадки для общения и сотрудничества молодежи двух стран, чтобы молодые люди видели, как мусульманство легко существует в светском государстве. Более того, обе наши страны кровно нуждаются в работе с крупным бизнесом и государственными монополями по организации занятости и социальной адаптации молодых и неблагоустроенных мусульман. Это не просто поле для диалога – это новое стратегическое направление для сотрудничества России и Украины. Для того чтобы набраться опыта, полезно выйти за узкие межстрановые рамки и организовывать мусульманский диалог в масштабе всего Причерноморья, где (с учетом Турции) проживает более 70 млн. мусульман. Турки имеют примерно 90-летний опыт построения светского государства на базе мусульманской страны. И напоследок – все эти диалоги и обмены и так идут на уровне общества – хотим мы того или нет. Мусульмане общаются, учатся, входят в политику. Для этого случая очень подходит старая пословица – «не можешь одолеть – возглавь». Олег Горбунов, г. Москва, журналист глава молодежного политического клуба «Вектор»

Поделиться: