Интеграция Кавказа будет на руку практически всем

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Член комитета "Карабах", экс-министр внутренних дел, советник первого президента Армении по вопросам национальной безопасности Ашот Манучарян рассказал ВК о своем видении перспектив урегулирования на Южном Кавказе.
Интеграция Кавказа будет на руку практически всем
Ашот Манучарян
 Член комитета "Карабах", экс-министр внутренних дел, советник первого президента Армении по вопросам национальной безопасности Ашот Манучарян рассказал ВК о своем видении перспектив урегулирования на Южном Кавказе. - После пятидневной войны в Южной Осетии много говорится об уходе США с Южного Кавказа и параллельном наращивании присутствия России в регионе. Насколько это соответствует действительной расстановке сил, особенно по части Армении? - Армения сейчас переживает достаточно бурный период. На шахматном языке ситуацию это назвали бы ситуацией с богатой фигурной игрой. Все кому не лень занимаются проблемами Армении, принадлежащей к региону, который играет ключевую роль вне зависимости от упорных слухов о снижении к нему интереса. Борьба за Кавказ, которая идет уже более двадцати лет, остается частью глобального противостояния и чувствительной точкой соприкосновения интересов. Если в этой борьбе есть определенность в отношении Грузии и Азербайджана, в достаточной степени ориентированных на Запад, то за Армению идет борьба более серьезная. Несмотря на расхожее мнение, что в Армении всем управляет Россия, в реальности геополитические процессы идут в направлении полного вытеснения России из страны. Это дает США и Великобритании основания для относительной консолидации с остальной Европой в этом вопросе. Позиции Запада в регионе уже превалируют над позициями России, и они продолжают стремительно наращиваться. Речи же о том, что Россия усилилась в регионе, в частности в Армении, вытеснив отсюда США, - лишь часть общей кампании по вытеснению России с Южного Кавказа. - Как это отражается на внутриполитических процессах в Армении? - Что касается внутриполитических сил и политического поля Армении, то они в большей части ангажированы если не силами, то самими внешнеполитическими процессами вокруг Армении и региона в целом. Часть политиков, вступив в сделку с внешними силами, стала проводниками намерений этих сил. Другая часть непосредственно вовлечена в процессы по обеспечению тех или иных интересов и целей. Сил же, исходящих в своих действиях исключительно из интересов Армении, очень мало. Такой силой сегодня пытается быть движение "Сардарапат". Насколько им это удается - другой вопрос, но они пытаются действовать именно в этом ключе. В других политических кругах ситуация намного сложнее. В том же Армянском национальном конгрессе есть силы, которые пытаются действовать исходя из интересов Армении, но зачастую им в этом не хватает квалификации, точности оценок и технологических возможностей. Иногда же в АНК силы, ангажированные внешними процессами, проявляют свою волю, корректируя внутренние процессы. - А как насчет ангажированности власти? - Власть во всех своих проявлениях практически полностью находится под внешним влиянием. Власть расплачивается национальными интересами Армении, получая взамен извне право на эксплуатацию собственного населения. Собственно говоря, личное обогащение за счет страны - единственное право, которое им дается взамен. Запад и Россия в этом отличаются лишь технологиями, так как Запад действует на порядок более тонко. - В чем первостепенный интерес России и Запада к Армении? - Речь идет о борьбе за управление кавказским коммуникационным коридором, остающимся единственным, нейтральным коридором в Евразии. Чтобы попытаться соединить Восток с Западом, нужно либо действовать через Россию, либо через Иран, которые считаются глобальными игроками, либо через Турцию, претендующую на эту роль. - Не противоречит ли реализации этой установки карабахский конфликт, разделяющий кавказский коридор линией военного противостояния. Можно ли назвать урегулирование конфликта необходимым фактором для задействования этого коридора? - Коммуникационный коридор может иметь «задвижки», которые зачастую даже полезны. Стране, стремящейся установить контроль над коридором, нужен контроль над «задвижками». До 2008 года коридором владел Запад, а у России были две «задвижки» - Южная Осетия и Карабах. Москва в любой момент могла инициировать какие-то действия, которые бы привели к закрытию коридора. Ликвидацию этих «задвижек» и можно считать глобальной задачей Запада. Еще более изощренная задача - установление собственного контроля над ними. В результате пятидневной войны Россия приобрела Южную Осетию, но потеряла возможность маневра в коридоре на югоосетинском направлении, то есть эта война была выгодна американцам. Осталась карабахская «задвижка», которую Россия также чуть не потеряла в 2008 году, поскольку программа действий по Южной Осетии носила глобальный характер. Фактически Россия в этой войне осталась в проигрыше. Но получила и тактический выигрыш, сформировав себе на постсоветском пространстве имидж силы, способной двинуть танки, которым ничего противопоставить, поскольку все разговоры о НАТО, ООН и т.д. - фикция. После этого Москва решила форсировать решение карабахского вопроса, в результате чего появились Мадридские принципы, а единственное разногласие касалось того, кто будет стоять в Карабахе в качестве миротворцев. Все это продолжалось в течение месяца, после чего наступили более «трезвые» времена, стало ясно, что Москва потеряет последнюю «задвижку», а вслед за этим и Армению как союзника. Все вернулось на круги своя. Нагорно-карабахский конфликт всегда был для Армении двояким фактором, с одной стороны сдерживающим развитие республики, с другой - козырным тузом, свидетельствующим о глобальном значении Армении для мира. Кавказ всегда был местом успешного разворачивания позитивных сил и потенциала. Интеграция Кавказа будет на руку практически всем. В этом случае практически глобальные игроки стремились бы иметь хорошие отношения с новым интегрированным регионом. В реальности сегодня возможно конфедеративное объединение между Арменией, Грузией, Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией и Нагорным Карабахом. Тем самым будет достигнуто решение всех конфликтов, однако лишь случае если этим будут заниматься сами кавказские народы, без участия сверхдержав. Беседовал Давид Степанян источник: Вестник Кавказа

Поделиться: