Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ОБСУЖДАЯ СТРАТЕГИЮ СКФО-2025

15.11.2010

Автор:

Теги:

ОБСУЖДАЯ СТРАТЕГИЮСКФО-2025

 

«План Хлопонина», так стали называть правительственную Стратегию развитияСеверо-Кавказского Федерального Округа до 2025 года, декларируется как набормер социально-экономического развития региона. Обсуждая этот документ, нужнопонимать, в какой контекст он вписан, какие задачи предлагает решить, а какиене затрагивает и обходит…

 

Критика Стратегии идет в основном по нескольким базовым направлениям.Прозвучали тезисы о том, что Стратегия не учитывает характер местной власти, построеннойна принципах этнического баланса крайне закрытых элитных группировок, ненуждающихся в программах модернизации. Другой набор аргументов сводится к тому,что Стратегия, по сути идеологически оформляет и без того сверхдотационнуюэкономическую политику Москвы на Кавказе (на реализацию Стратегии потребуетсяоколо 600 млрд. рублей, около 100 млрд. из них государственные). И это крометех денег, что идут по линии бюджета (напомним, объем бюджетных трансфертов врегион в 2009 году составил 117 млрд. рублей). Сами по себе это серьезные темыдля обсуждения.

Но главный недостаток видимо глубже. Стратегия не указывает направлениеответа на генеральный политический вопрос - как «сшить» расколотое иконгломератное социальное пространство Кавказа, а затем интегрировать в тканьбольшой России. Появление документа, конечно, демонстрирует, что федеральнаявласть крайне озабоченна ситуаций в регионе. Однако, Стратегия не предлагаетрадикально новых методов управления, лишь суммируя и обобщая прежнюю практику врамках «экономического» ответа на кавказские вызовы. Из этого можно сделатьвывод, что данный набор мер регулирования признан достаточным.

 

Чему собственно должен противостоять любой документ стратегическогопланирования на Кавказе, какую главную опасность подразумевать? Нужно признать,что одно из решений, развязывающих цепочку возникших кризисов последнихдвадцати лет, подразумевает постепенное сепаратистское движение кавказскихреспублик от уровня самостоятельных (уникальных) субъектов РФ к полной их независимости.Данное решение до сих пор имеет влиятельных сторонников и может быть поддержанонаселением ряда кавказских субъектов. Дело даже не в том, что Москва должна вочтобы ни стало заблокировать эти потенциальные тенденции (понятно, что этосамый неприятный сценарий развития России в целом). Проблема в том, что мы неможем гарантировать, что так называемый кадыровский вариант (а он признан какнаиболее эффективный метод правления, и, по сути, предлагается к внедрению вдругих субъектах СКФО) через 15-20 лет не поставит в итоге Москву перед фактомсуверенности, уже не только Чечни. Кто даст сегодня железобетонные гарантии,что этого не произойдет, учитывая известные тренды?

Таким образом, не имея в арсенале иных средств политического контроля, кромеварианта – отдать на откуп местной лояльной элите, власть предлагаетсосредоточиться на общем экономическом «ремонте» хозяйственных комплексоврегиона, не подразумевая политических реформ. И Стратегия, в своей сфере,следуя общей риторике российской модернизации, как раз и очерчивает такую схемудействий. Значит, в отсутствии других долгосрочных стратегических мер насегодняшний день, мы получаем практически единственный инструмент влияния насоциально-экономическую жизнь региона в перспективе 2025 года.

 

Учитывая, что Стратегия не безупречна и многие положения требуюткорректировки на низкий уровень безопасности региона, следует отдавать себеотчет в том, что федеральные власти отказываться от неё не станут. Поэтому уэкспертов по проблемам региона и отраслевых специалистов возникает по сути дваварианта ответа на этот документ. Первый – отказать ему в жизнеспособности ввиду известных и перечисленных недостатков. Второй - попытаться разобратьсякаким образом могут быть реализованы заданные положения Стратегии, какиекоррективы можно внести в последующие шаги и решения властей для улучшениякачества жизни в регионе и предотвращения сепаратистских трендов. Ключевымитемами в этом обсуждении являются: борьба с безработицей; восстановлениеагросектора; вопросы обеспечения социальной безопасности; и наконец,определение способов общественного контроля за этой программой. Многиерекомендации не могут быть воплощены в отрыве от остальной части России.

 

Трудовые ресурсы

 

Собственно это был первый вопрос, на который обратил внимание Путин, когдапоручил Хлопонину создать эту программу (совещание, посвященноесоциально-экономическому развитию субъектов СКФО от 25 января 2010 года).Отсюда видимо и то внимание, что уделено ему в Стратегии. В документе естьконстатация проблемы сравнительно с другими субъектами РФ высокого ростанаселения, избытка безработной молодежи, отраженна динамика по районам и поотраслям, при этом нет описания гендерных характеристик потенциальных трудовыхресурсов. Что предлагается в качестве мер для исправления ситуации? Цитирую:«Для решения проблемы избытка трудовых ресурсов СКФО ежегодные размеры трудовоймиграции должны составлять 30 – 40 тыс. человек. В приеме мигрантов требуетсязадействовать десятки регионов Российской Федерации». Не будем доказыватьнасколько это решение удачно или нет. Главное, что в Стратегии не отраженнотехнологии исполнения (это, кстати, одно из слабых мест документа - многиепредлагаемые решения прописаны пунктиром, без деталей). Нам предлагаетсявоспользоваться опытом не работающей программы переселения соотечественниковиз-за рубежа (заметим, что там все-таки был предложен какой-никакой, номеханизм реализации)? В нынешних условиях провозглашать лозунг о перемещениимассы кавказского населения, не имея соответствующих механизмов, значит сразузагонять эту Стратегию в тупик.

Что можно предложить в плане коррекции? Для начала имеет смысл провестикомплексную инвентаризацию трудовых ресурсов региона. Во-первых, нужно получитькачественные характеристики ресурсов, т.е. четкое представление о том какимипрофессиями владеют люди, и какие мог ли бы освоить. Мы знаем лишь общиехарактеристики, сводимые к тому, что в регионе люди работать не хотят, но умелодержат автомат, и мы не знаем, какие профессии они могут освоить заново или вернутсяк старой, если будут созданы условия. Возможно, что всероссийский опроснаселения даст ответ на этот вопрос. Второй момент – привязка фактических ипотенциальных трудовых ресурсов к местным стройкам (инфраструктура и отдельныеобъекты). Определив номенклатуру необходимых специальностей и количестволюдских ресурсов, потребуется создать сеть для подготовки и переподготовкикадров. И лишь затем, проведя подобный учет специалистов, направить избытокресурсов вовне. Опять же тут необходима привязка трудовой миграции с Кавказа ккрупнейшим инфраструктурным проектам РФ: по линии железных дорог, автодора,строительства новых и реконструкции старых каналов системы «Волго-Дон». Крупныестройки по всей территории РФ, так и объекты за рубежом, нужно заполнятьвакансиями кавказцев в той мере в какой позволит их квалификация. По сути,необходимо наличие госпрограммы подготовки рабочих специалистов в вузах наоснове запросов будущих строек по всей стране. Также допустимо вводить комплектациюспециалистов согласно принципу первоочередности: 5-10% специальностей настройках РФ оставить приоритетными за Кавказом.

 

Агросектор.

 

В целом регион СКФО является аграрным. Но сельское хозяйство (садоводство,виноградарство, виноделие) и скотоводство развивается неравномерно, имеетколоссальные дисбалансы. Если Ставрополье остается признанной житницей России,то в других регионах СКФО, сохраняющих значительную долю сельского хозяйства вВРП, давно намечен тренд падения эффективности, что отражается в длительномснижении доли сельхоз производства Кавказа в общем по России. Населениезанимается с.х. не как доходным производством, а как единственным источникомминимальных доходов. Стратегия не отвечает на вопрос как вернуть сельскомухозяйству Кавказа престижность и доходность. Если мы признаем, что СеверныйКавказ это территория бедствия, а проблему нужно ставить именно таким образом,то нужны и соответствующие революционные подходы в регулировании агро отрасли:полное освобождение от налогов на три-пять лет; минимальные проценты задолгосрочный кредит; бесплатный лизинг техники; более низкие проценты поипотеке частного жилья нежели в остальной РФ; уведомительная регистрациябизнеса. Люди должны рассчитывают на то, что в этой сфере бизнеса они получат больше,чем от других видов деятельности в других местах.

К сожалению, в России был совершенно проигнорирован опыт западноевропейскойсельхоз кооперации (в производстве, торговле и финансировании агрохозяйств).Кооперативы являлись мощнейшим рычаг подъема национальных европейских экономикпосле войны (Райффайзен банк начинал именно как кооперативный, концерн Valioявляется кооперативом) обходящим препятствия посредников и хищническойконкуренции. Естественно развивать эту систему возможно только в условиях достаточнойстепени автономности бизнеса от местной власти. СКФО мог бы стать испытательнымполигоном для подобной практики. Но пока, насколько можно судить по структуреСтратегии, федеральные власти намерены сконцентрировать фокус усилий только натуризме (выделят 60 млрд. рублей, определят шесть особых экономических зон длякурортов, и перечень налоговых льгот).

 

Безопасность

 

Дальнейшее экономическое развитие региона невозможно в отсутствии прогрессав вопросе безопасности. Ранее, достаточно глубоко анализировалась проблемаработы и взаимодействия федеральных спецслужб и местных силовых органов. Врамках социально-экономической Стратегии значительное место должно быть уделенофакторам поддержания здорового социального климата. Проблема требует специальногорассмотрения и простых рецептов нет. Тем не менее, федеральная власть должнаиметь набор не только репрессивных, но и гуманитарных мер, умещающих притокмолодежи в террористическое подполье. Необходима специальная реабилитация исоциальная работа с семьями действующих и бывших боевиков. Пора исключить изнормы ситуацию, при которой участниками терактов становятся жены и родственникибоевиков. В этой работе очевидная опора могла бы быть найдена в зарубежных ироссийских социально ориентированных некоммерческих организациях (НКО),приглашенных действовать на Кавказе. К этой же теме относится созданиеспециальных образовательных программ для школ Кавказа, в целях адаптации иинтеграции кавказцев в российское общество. Такой задачи попросту не ставилось.

 

Меры общественного контроля

 

Если власть всерьез взялась изменить ситуацию на Северном Кавказе, то нужносоздать необходимую среду общественного понимания для чего это делается. Нужныпонятные ответы на обывательские вопросы. Чем российский Кавказ хуже или лучшеостальной России? Почему Россия должна платить за это? Не является ли Россиязаложником Кавказа? Ответы на этот вопрос придадут Стратегии развития СКФОнациональный характер. Известно, что под реализацию Стратегии будет созданфедеральный телеканал, по идее он и должен показать гражданам, куда двигаетсявласть. Конечно, в этой практике велика опасность срыва в чистопропагандистские мероприятия. По сути, мы упираемся в известную проблемуприсущую всей России – возможность гражданам контролировать действия властей.Если на уровне местных властей (собственно как и федеральных) невозможноговорить о введении системы конкурентных выборов, то возможно внедрять хотя быотдельные элементы общественного контроля не затрагивающие основы правления.Например, каждый населенный пункт (от аула до города) в рамках Стратегии должениметь свой план развития. Граждане должны знать: что вот здесь через год будетраспахана земля для фермы, здесь будет построена дорога, здесь пройдетгазопровод, здесь восстановлен или построен санаторий. Люди должны получитьвозможность контролировать реализацию этих документов у себя на месте, ивозможность прямого или косвенного, через СМИ, выхода на контролирующиеинстанции власти. Тем самым будет повышена ответственность местных властей нижнегоуровня.

 

***

 

Часть якобы исключительно кавказских проблем возникла в процессе трансляциив регион общероссийского административного опыта – это хищение бюджетныхсредств, высочайшие уровни «отката». Их бессмысленно решать только в рамкаходного федерального округа (хотя такие попытки, если будут предпринятыХлопониным, должны поощряться). Но если в России до сих пор нет ясного ответафедеральной власти на вопрос соотношения политических реформ и экономическоймодернизации. То на Кавказе эта проблема усугубляется тем, что там стоит задачаполитической модернизации конгломератного общества (такого, где слитны элементысовременности и архаики). То есть получается проблема в квадрате.

Москва старается не обращать внимание на особенности традиционных методовправления местных властей, тем более, что там велика доля «непонятной»исламской составляющей. Но вряд ли это улучшает ситуацию. Квазиавторитарная,замешанная на религиозной солидарности консолидация местной власти (особенно вЧечне), не демонстрирует больших успехов на ниве решениясоциально-экономических задач и проблем безопасности. Если мы будем говорить вцелом о регионе, то клановая консолидация вокруг фигуры региональногоруководителя вряд ли поощряет повышение уровня политической и административнойкультуры власти, и опять же не способствует модернизации в нормальном пониманииэтого слова. Каким образом изменить конструкцию власти, и есть ли вообщенеобходимость и ресурсы ее менять – этот вопрос видимо выходит не только зарамки Стратегии, но за пределы компетенции полпреда Хлопонина.

 

http://www.politcom.ru/10995.html

09.11.2010

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение