Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Отмена В.Ф. Януковичем «Политреформы – 2004»: последствия для отношений России и Украины

15.11.2010

Автор:

Теги:
Отмена В.Ф. Януковичем «Политреформы – 2004»: последствия для отношений России и Украины

Смена президента на Украине повлекла за собой непосредственные изменения, касающиеся законов, превращающих страну в парламентскую республику. «Политреформа – 2004», принятая в период «оранжевой» революции и превращавшая Украину в парламентско-президентскую республику была отменена, а Виктором Януковичем был избран путь на централизацию власти. Теперь статус президента соответствуют словам Виктора Федоровича: «Это – сильный президент, у которого есть практические рычаги координации и контроля по реализации ключевых вопросов реформ и стратегического курса государства»[1]. Некоторые эксперты называют подобную позицию «Вторым Кучмой», другие «Вторым Путиным», но точно ясна позиция Януковича об усилении роли президента в стране и возвращению ему прав, которых он лишился благодаря действиям предшествующих президентских Администраций.

Нашла поддержку инициатива Януковича и в Конституционном Суде. 1 октября 2010 года Конституционный Суд Украины признал неконституционным закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года №2222-ІV «Политреформы-2004» и возобновление Конституции 1996 года было принято еще в четверг 30 сентября, но оглашено только в пятницу. Представление 252 депутатов от «Партии регионов» поддержало 17 из 18 судей Конституционного суда. Единственным судьей, который отказался отменять изменения в Конституцию 2004 года, был назначенный еще Виктором Ющенко судья Виктор Шишкин[2]. Данный шаг подчеркивал солидарность Конституционного Суда в плане выстраивания предсказуемой политики новым президентом. «Политреформу-2004» называли причиной дестабилизации политики в Украине, как представители власти, так и представители оппозиции.

Возвращение президенту ряда полномочий и, в тоже время, урезание ранее расширенных полномочий Верховной Рады – все это принесла с собой отмена «Политреформы – 2004».

Янукович получил ранее утерянные права, которыми полноценно пользовался до него только Кучма. Как подчеркивает Владимир Фесенко, директор института проблем управления им. Горшенина: «Главное принципиальное изменение – это возможность президента принимать решение в любой момент без утверждения решения парламентом и премьер-министром, и любым членом правительства. Таким образом, резко усиливается влияние президента на исполнительную власть»[3].

Теперь действующий президент может: 1) самостоятельно определяться с кандидатурой премьер-министра и вносить ее на рассмотрение Верховной Рады; 2) освобождать от должности Генерального прокурора; 3) назначать или освобождать руководителя Службы безопасности; 4) назначать и освобождать председателя Фонда государственного имущества; 5) назначать и освобождать председателя Антимонопольного комитета; 6) образовывать, ликвидировать и реорганизовывать любые органы центральной исполнительной власти; 7) назначать и освобождать председателя Госкомитета телевидения и радиовещания Украины (требуется согласие Парламента).

Президенту также возвращается право издавать указы по вопросам, не урегулированным действующим законодательством[4].

У него же появляется «право лично формировать Кабинет Министров, который в результате такой конституционной операции превращается в технический придаток администрации президента» - как замечает в своей оценке отмены «Политреформы-2004» директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Одним из главных президентских приобретений стало наделение его правом принимать отставку Кабинета Министров лично без согласия на то Верховной Рады. Однако президент теперь не сможет распускать Правительство в последние шесть месяцев своих полномочий. В отношениях с Радой так же произошли изменения. Теперь у президента остается лишь одно основание для принятия решения о роспуске Парламента –

невозможность начать пленарные заседания в течение 30 дней текущей сессии. Но и здесь президент остался в выигрыше: сама процедура роспуска Парламента упростились – не требуется проводить консультации со спикером и лидерами фракций, но в то же время акт о роспуске Верховной Рады должен быть визирован премьер-министром.

Изменятся и полномочия Парламента Украины. Теперь Верховной Раде не нужно формировать для своей полноценной работы правящую коалицию. Таким образом, при президентстве Виктора Януковича не будет возникать стремлений пересмотреть состав коалиции, а, следовательно, и воздействовать на президента, благодаря многочисленным «подковерным играм». Юрий Якименко, директора политико-правовых программ Центра Разумкова, определяет этот момент так: «коалиция не нужна – это плавающее большинство, которое может быть любым. Полностью отпадает необходимость в формировании коалиции депутатских фракций и вообще во фракциях».

Из-за этого потеряет Верховная Рада и влияние на исполнительную власть в стране. Ранее коалиция самостоятельно назначала членов Кабинета Министров, за исключением министра обороны и министра иностранных дел, кандидатуры которых вносились президентом, теперь данная деятельность вне ее компетенции. Не сможет теперь спикер Рады замещать должность главы государства, теперь эта обязанность переходит к премьер-министру. Утрачивает он право безотлагательно публиковать за своей подписью законы, не подписанные президентом в десятидневный срок или после преодоления Парламентом вето главы государства.

Кроме того, глава Верховной Рады лишается полномочий организовывать работу Парламента и координировать деятельность его органов. Теперь он будет иметь право организовывать подготовку вопросов к рассмотрению на заседаниях Парламента.

К потерям Верховной Рады можно отнести: 1) право внесения кандидатуры премьер-министра; 2) право освобождения от занимаемой должности отдельных членов правительства; 3) право согласовывать назначение и освобождение от занимаемой должности руководителей СБУ, Антимонопольного комитета и Фонда государственного имущества; 4) право освобождать Генерального прокурора; 5) право управлять своими постановлениями деятельностью Правительства.

Сократится теперь и срок действия полномочий Верховной Рады до 4 лет, именно такой период для ее работы определяла Конституция 1996 года, этого желает и нынешний президент. Однако, как отмечает Вадим Карасев, корректируя сроки своих полномочий, Верховная Рада их может продлить до 2015 года, и тем самым снять проблему парламентских выборов 2012 года для Партии регионов и для президента.

Наводится порядок и в правах и обязанностях депутатов. Отныне народные депутаты лишаются права совмещать работу в различных органах представительской или представительской и исполнительной власти. Вступает в силу норма закона «О статусе народного депутата Украины», согласно которой народный депутат, назначенный (избранный) на какую-то должность, допускается к выполнению обязанностей на новом месте работы только после представления заявления о снятии с него полномочий народного депутата Украины. В тоже время утрачивает силу положение, согласно которому депутат, выходя из фракции, лишался своего мандата.

Последствия отмены «Политреформы-2004» еще до конца не определены. Они могут затрагивать не только деятельность президента и Рады, но и других органов власти, а также, непосредственно, и законодательство Украины.

Весьма интересно мнение об увеличении роли Администрации Президента в результате отмены политреформы. Фактически, сейчас Администрация Президента становится вторым правительством, а, возможно, во многих вопросах намного более важным правительством, чем Кабинет Министров Украины Николая Азарова", - заявил директор Института проблем управления имени Горшенина политолог Владимир Фесенко.

Он так же отметил, что "решение Конституционного Суда является очередным шагом на пути формирования новой политической системы, которая может работать в режиме управляемой демократии"[5].

Однако это еще не все. Как заявил спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин, чтобы отменить все неконституционные изменения в Конституцию, нужно изменить порядка 40 законов, потому отмена Конституционным Судом «Политреформы-2004» стала лишь первым шагом к наведению порядка в украинском законодательстве.

Актуально и то, что начатые шаги по укреплению института президентства отразятся на взаимоотношениях России и Украины. Фактически, система управления на Украине станет, похожа на российскую: сильная централизация власти, большой объем полномочий у президента страны, контроль над губернаторами. Обещания Януковича и в дальнейшем совершенствовать систему управления Украины приведет, скорее всего, к переходу к президентской республике.

Участие президента России Дмитрия Медведева и президента Украины Виктора Януковича в первом региональном российско-украинском экономическом форуме в Геленджике позволяет говорить о становлении более благоприятных отношений между Москвой и Киевом, нежели это было в период президентства Виктора Ющенко. «Нам удалось вывести российско-украинские отношения из депрессивного состояния, и я хотел бы поблагодарить всех, кто принимал в этом участие», - заявил президент России Дмитрий Медведев[6]. Об этом говорят и экономические показатели: за последние полгода товарооборот между Россией и Украиной составил в два раза больше, чем за подобный период в 2009 году. Европа, в свою очередь, не особо охотно принимает украинские товары, потому Россия продолжает являться основным рынком для их сбыта.

Еще большее укрепление власти Януковича в Украине должно способствовать, по мнению экспертов, развитию позитивных тенденций в экономическом взаимодействии между Россией и Украиной. Газовые соглашения, соглашения по атому, совместные проекты, все это будет в большей степени зависеть от позиции президента Украины, а не выступать в качестве объекта спекуляции украинских политических элит. «Сильный президент» сможет стабилизовать политическую и экономическую ситуацию на Украине, а вместе с тем, вывести систему отношений Украина – Россия на более высокий конструктивный уровень.



Антон Бредихин, г. Ростов-на-Дону, политолог, студент факультета социологии и политологии Южного Федерального университета.


Ежегодный информационно-аналитический бюллетень №1/2010 "Украина-Россия. Второе дыхание".

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение