Украина-Россия-Европа: треугольник вопросов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Тональность российско-украинского сотрудничества пошла на спад за последнее время, тогда как оптимизм относительно сближения с Европой у украинских политиков вырос. Пора проанализировать эти тенденции и понять, что конкретно идет не так.
Украина-Россия-Европа: треугольник вопросов

Тональность российско-украинского сотрудничества пошла на спад за последнее время, тогда как оптимизм относительно сближения с Европой у украинских политиков вырос. Пора проанализировать эти тенденции и понять, что конкретно идет не так.

Политическая импотенция

Россиятак до сих пор и не предложила глобального проекта, который был бы привлекателен для простых украинцев больше, чем европейский.

Длясовременных граждан Украины Европа – это олицетворение достатка: высокий уровень зарплат и социального обеспечения, комфортные курорты, политическая стабильность и бОльшие перспективы для развития собственного бизнеса. Граждане, выбравшие Россию для трудовой миграции сделали это, скорее, не потому, что Россия им представляется более комфортной страной, а потому, что сюда быстрее и проще приехать, легче устроиться.

Проблема в России давно осмысленная экспертным сообществом. Но для ее решения не сделано буквально ничего!

Так,в прошлом году ряд украинских и российских политиков предложили проект «Карты русского» для граждан Украины, которые называют себя русскими. Карта подразумевала упрощение устройства на работу и пребывания в России, плюс комплекс социальной защиты. Российский МИД отверг инициативу, сочтя ее неактуальной. С учетом «прагматизма» наших отношений, легко сделать вывод, что россияне просто не захотели тратиться на повышение комфортабельности пребывания в России для гражданУкраины. Мол, они как ехали, так и будут ехать – зачем дополнительно тратиться. Отмечу, что такими действиями Россия – как и в 1991 году – еще раз показала – на судьбу русских, оставшихся за пределами России ей по большому счету плевать. И о них заботиться она не будет.

Мягкое втягивание

Другуюкартину мы видим в отношениях с Европой. После переговоров 2005-2006 годов был заключен ряд соглашений по ослаблению визового режима для отдельных категорий украинских граждан (журналистов, политиков, бизнесменов и др.), которым теперь не надо платить за оформление виз. Наповестке дня нынешних переговоров уже стоит постепенное введение безвизового режима для остальных категорий граждан. Украинские эксперты ожидают, что это будет поэтапно и с постановкой определенных условий со стороны Европы: окончательная демаркация границы с Россией и т.д. С учетом ряда заключенных договоров между Медведевым и Януковичем долго ждать этого не придется.

ЧленомЕвропейского Союза Украина не станет еще долго – ЕС еще не «переварил» недавно присоединенные страны. Однако уже по созданию безвизового режимас ЕС Украина продвинулась куда больше России, для которой европейцы пока обходятся общими заявлениями.

Совсем не братское отношение

Оченьярко характеризует современный этап российско-украинских отношений переговоры по созданию авиа- и судостроительного холдингов. Россия предложила включить несколько производящий авиадетали компанию плюс конструкторское бюро. Украина получает право на небольшую долю прибыли. Причем продукция КБ уходит в Россию и там ею распоряжаются. Украинцев это не устроило (ровно как и предложение по поглощению «Нефтегаза Украины» российским «Газпромом»). На что пока мы получаем только такую реакцию представителей российского экспертного сообщества – «не хотите ине надо!» И это может полностью обнулить результаты договоренностей, заключенных Медведевым и Януковичем в мае этого года.

Логикапереговоров проста: россияне предлагают что-либо, что не устраивает украинцев (которые имеют выбор – сотрудничать с русскими или с европейцами). Стороны не идут на уступки. Переговоры заходят в тупик.

Причемудивительно поведение как украинцев, так и россиян, которое соответствует, скорее, поведению конкурентов, а не партнеров: Украина – «Русские, пойдите нам на уступки!» Россия – «Нет, не хотите по-нашему, не надо вовсе».

Россияневедут себя как хозяева положения, тогда как украинцы пытаются выторговать как можно больше, не учитывая угрозу срыва переговоров и скатывания к положению «а-ля при Ющенко».

Ужесейчас мы чувствуем влияние такого подхода: предложения по интеграции вряде областей (кроме ядерной) не получили своего продолжения. Это относится к идеям зернового союза России, Украины и Казахстана, интеграции в судостроении и ВПК. Наоборот, мы видим свертывание сотрудничества России с крупным украинским поставщиком военной продукции– компанией «Мотор Сич» - и захождение переговоров по созданию нефтегазовых и авиастроительных объединений в тупик.

Неизбежный конец

Логичнымзавершением такого межгосударственного общения станет не просто полное свертывание кооперационных инициатив, но ужесточение режима пересечения границы (по мере неизбежного сближения Украины с Европейским Союзом). Если взглянуть на историю Украины после развала СССР, то таков конец кажется еще более неизбежным: Украина отдаляется от Росси год от года.

«Братский»подход не просто не приемлем – его никто не поддержит. Элиты мыслят очень капиталистично. Отсюда и проистекают попытки «урвать кусок» у соседа. Россия и Украина как два отдельных хозяйствующих субъекта в обозримой перспективе вряд ли смогут найти общий язык по ключевым вопросам сотрудничества.

Обенаши страны заново строят экономику, обе страны стремятся максимально полно (и выгодно) войти в западные интеграционные объединения. В рамках таких правил игры Россия не конкурент Западу и всему миру. Мы объективнонаходимся на периферии (или полупериферии) мировой экономики, чтобы самим диктовать условия ее развития. Поэтому Украина – объективно! – стремится к тому полюсу силы, который мощнее и предлагает более выгодныеусловия для интеграции.

ПоэтомуРоссия и Украина в ближайшее время не перестанут быть, скорее, не партнерами, а конкурентами в мировой игре. Ранее, Украина обогнала Россию по вступлению в ВТО. Гонка продолжается. И сейчас на повестке днястоит вопрос – кто быстрее сблизится с ЕС? Пока и здесь Украина нас обходит.

Смена акцентов

Очевидно,Россия и Украина должны найти новую повестку дня для своего сотрудничества. Если ранее в поле зрения попадали «макровопросы», то теперь мы должны спуститься до нужд простых россиян и украинцев, в первую очередь – молодых.

Обенаши страны сталкиваются с забюрократизированностью, препятствиями для развития малого и среднего бизнеса, реформированием системы образования,здравоохранения и проч. По этим вопросам мы могли бы сформулировать обще подходы и совместно вырабатывать пути решения проблем. Молодежь двух стран (которая психологически наиболее открыта для малого бизнеса) вэтом случае ближе друг другу, чем крупнее капиталисты по обе стороны границы, выступающие их естественными конкурентами.

Следующаятема – образовательная. Наши страны до сих пор не признают аттестаты, дипломы и научные диссертации друг друга. Это осложняет молодежные контакты и развитие образовательных систем. Страшно представить, сколькоспециалистов из Украины не смогли работать в России из-за этого?! При том, что вскоре Европа должна стать более благоприятной для межвузовского сотрудничества после полного вступления в силу Болонской системы.

Ко всему прочему следует учитывать и тот факт, что молодые как наиболее «дремучи» в разжигании межнациональной ненависти, так и обладает большимноваторством в решении различных вопросов. Нужны только площадки и поощрение молодежных инициатив.

Альтернатива?

Европейскийвыбор делает не весь народ. Это прерогатива элиты. Очень важно, как относится к этому молодежь. И в России и в Украине элиты и молодежь либоуже живут/перевели активы в Европу либо стремятся туда.

Для того чтобы Россия хоть как-то была привлекательна для украинской элиты и молодежи нужно выполнение нескольких условий.

Негативные:

- Европа должна полностью закрыться для восточных соседей. Условия для такого шага уже вполне готовы: нарастающая пенсионная катастрофа и сложности с миграционным потоком (а также ассимиляцией мусульман) вынудят Европу все больше уделять внимание своим внутренним проблемам. Есть возможность, что Украину, как Беларусь и Молдову Европа попробует использовать для противопоставления нарастающей мусульманской общине и сэтой целью попытается включить их в свой состав. Но такой сценарий кажется пока маловероятным, так как Старая Европа еще не «переварила» трудо-миграционное давление со стороны недавно присоединенных восточноевропейских стран.

- Европейская социально-экономическая модель потерпит крах вследствие нерешения миграционной проблемы и дополнительных посткризисных ударов поэкономике. Это также кажется пока слабовероятным, учитывая экономическую мощь Евросоюза. Так что с легкой душой делаем вывод, что Европа на протяжении ближайших пары десятилетий будет оставаться для абсолютного большинства населения Украины «морковкой», подвешенной к потолку.

Позитивные причины приоритетной ориентации на Россию:

  1. Смена тактики российской элиты по отношению к украинской: предоставление последним шанса приобщиться к энергетическому и другим рынкам России, демонстрация способов интеграции украинской элиты в российскую. Учитывая энергетический патернализм и непреходящую ценность для Кремля нефтегазовых ресурсов России, это кажется почти призрачным вариантом.
  2. Выработка новой модели общественно-экономического устройства (эдакий «капитализм с российским лицом»). Учитывая противоречие между ориентацией россиян на патернализм и капиталистическо-индивидуалистской установкой элит, к такой модели мы придем нескоро и через большие социальные муки. Другое дело, что это такая же острая проблема и для Украины, перед которой стоит перспектива стать первой христианской национально сплоченной страной постсоветского пространства (что приблизит ее к Европе). Однако Украина Януковича только отдаляется от этой цели, так как консервирует нестабильный межнациональный «недомир», сохранившийся после «революции» Виктора Ющенко. Проблема в том, что элиты постсоветских государств просто не дошли до мысли, что необходимо системно подойти к формированию социальной структуры общества. Большинство постсоветских руководителей вышли на волне перестройки и продолжают идти в фарватере перемен, а не формировать их сами (за редким исключением). Очевидно, осмысление этой задачи придет только экономическим ростом, который невозможен без технической модернизации и выходом из сырьевого характера экономик. И это также невозможно без тесного сотрудничества стран бывшего СССР (из-за наличия промкомплекса, бывшего ранее единым). Круг почти замкнулся. Кто-то должен уступить в этой игре первым.

Извсего этого следует логичный вывод – Украине грозит застрять в «серой зоне» между ЕС и Россией на ближайшие десятилетия, что сильно затормозитее экономический рост и законсервирует нынешнее нестабильное социально-политическое устройство. Существует единственный выход: Украина сама должна выступать инициатором интеграционных объединений – постепенно перетягивать на себя восточноевропейское политическое «одеяло».

Олег Горбунов, г. Москва, глава МПК "Вектор"

фото: obozrevatel.com

Поделиться: