Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Геополитика и геоэкономика: Бермудский треугольник решения проблемы путей модернизации украинской ГТС в новом формате

15.11.2010

Автор:

Теги:


Геополитика и геоэкономика: Бермудский треугольник решения проблемы путей модернизации украинской ГТС в новом формате

Послеукрепления своих позиций на местных выборах и соглашений о расширении транспортировки нефти в Беларусь, украинские власти и олигархи посылают России сигнал о смене курса и формата переговоров, инициируя создание трехстороннего соглашения по транспортировке газа между Евросоюзом, Украиной и Россией.

"Формула определения цены на российский газ для Украины уже не соответствует рыночной конъюнктуре", - заявил премьер-министр Украины Николай Азаров на заседании украинского правительства 10 ноября с.г.

При этом Азаров подчеркнул, что Украина является и останется надежным партнером для России и Евросоюза в транспортировке газа, а участие РФ и ЕС в модернизации украинской газотранспортной системы позволит повысить уровень гарантий транспортировки на долгосрочную перспективу.

Ранеепрезидент Украины Виктор Янукович заявлял, что Украина намерена привлечь к модернизации своей газотранспортной системы Россию и страны ЕС, а украинские власти также заявляли, что для управления ГТС предлагается создать трехсторонний консорциум.


На встрече с представителями организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене премьер-министр Украины поднял вопрос о получении Украинойстатуса страны-наблюдателя ОПЕК, а также получил согласие представителяОПЕК на то, что формула, по которой высчитывается стоимость цены российского газа для Украины, "не соответствует рыночным реалиям", поскольку начались серьезные разработки сланцевого газа в США и Европе.

В то время как, Россия является влиятельным игроком на рынке энергоресурсов, Украина является серьезным игроком на транзитном рынке. Попытки Украины договориться с ОПЕК о приобретении статуса наблюдателя являются сигналом о смене курса, хотя эффективность давления с этой стороны на Россию с требованием снизить цену на газ выглядит сомнительно.

Сегодня в региональной энергетической политике Украина старается максимально использовать свою решающую роль как импортера энергоносителей и как пока еще основного канала их транзита из России в Европу.

"Сам факт попытки ведения украинским правительством своей игры говорито том, что из положения младшего брата мы теперь хотим перейти к статусу честного партнера", - считает украинский политолог Полина Платонова. "Заявления в ОПЭК - это просто понятный и простой сигнал - роли изменились и формат переговоров - тоже".

Присерьезных геополитических сдвигах меняется геоэкономическая ситуация в мире и отношения между традиционными центрами силы становятся все менее устойчивыми.

Так,значительно более консолидированную, чем весьма аморфный и слабый ЕС, сегодня занимает Южная Америка, влияющая определенным образом даже на США через поставки энергоресурсов. Все больше нефти начинает потреблять стремительно развивающийся Китай, создающий специальный резервный фонд нефти и т.п.

Наряду с этим, уже недоброй традицией на Украине стала политизация энергетических вопросов бизнес-группами. После смены власти в Украине команда совладельца трейдера "Росукрэнерго" газового олигарха Дмитрия Фирташа уверенно возвращается в газовый бизнес страны, оттесняя конкурентов. Невзирая на то, вернут ли его в схему поставки газа или нет, интересы спонсора Партии регионов, будут учтены.

Отметим, что в июне Стокгольмский арбитражный суд удовлетворил иск "РосУкрЭнерго" к НАК  "Нафтогаз"о незаконном растаможивании 11 млрд. куб. м газа. Суд постановил вернуть газ РУЭ, а также вернуть дополнительно в 1,1 млрд. куб. м газа вкачестве компенсации за нарушение условий контракта.

В Украине и России ни для кого не секрет, что целые президентские и иные кампании проходили при мощном финансировании Фирташа, и сегодня отношения между Украиной и Россией в значительной мере зависят от финансовых интересов группы Фирташа, основные лоббистские интересы которого во многом совпадают с последними заявлениями премьера Украины Азарова, а главой администрации Президента Украины является давний газовый партнер Фирташа Сергей Левочкин.

КомпанииФирташа принадлежит 90% акций газоторговой компании "Centragas" (Австрия), которая в свою очередь контролирует 50% акций компании "РосУкрЭнерго", выступавшей посредником в газовых отношениях Украины и России в 2005-2009 гг.

Фирташбросил вызов "Газпрому" еще в 2007 году, создав управляющую компанию Group DF, а после событий 2009 года испытывает неприязнь к премьер-министру РФ Владимиру Путину, что мешает налаживанию взаимовыгодных отношений с премьером РФ сегодня.

Напомним, что в 2009 году именно Фирташ предложил создать газовый консорциум при участии Украины, России и ЕС. Он заявил в интервью агентству Bloomberg,что Украина должна создать совместное предприятие с российским "Газпромом" и европейскими компаниями, включая E.ON AG и GDF Suez SA, для того чтобы гарантировать поставки газа в Европу. По его словам, Россия, Украина и ЕС должны иметь равные доли участия в данном СП.

9февраля 2010 года победитель президентских выборов на Украине лидер Партии регионов, Виктор Янукович заявил, что, вступив в должность главы государства, намерен воссоздать консорциум по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС).

Корни "газового конфликта" кроются в расхождении интересов тех группвлияния, которые сегодня стоят за Януковичем, с бизнес-интересами группы Путина, а противостояние "донецкие" - "питерские" может привести ктруднопрогнозируемым  результатам.

В связи с изложенным, а также из-за договоренностей Президента Украины Виктора Януковича с Президентом Беларуси Александром Лукашенко иПрезидентом Венесуэлы Уго Чавесом о расширении проекта транспортировки нефти в Беларусь, непосредственно затрагивающих интересы РФ, Путин не подписал соглашение о поставках нефти по украинской территории во время визита в Киев, а подтвердил намерение создать в ноябре совместное российско-болгарское предприятие по разработке технико-экономического обоснования болгарского участка газопровода "Южного потока".  

В октябре Азарову не удалось убедить  Путина в том, что следует поменять формулу цены за российский газ, и РФ согласилась лишь создать рабочую группу, которая, как сообщил на заседании кабинета министров Азаров, будет заниматься вопросом пересмотра газовых соглашений, что на данном этапе в меньшей степени беспокоит саму  РФ.

"Мыза расширение сотрудничества с Украиной, перевод его на долгосрочную разумную основу, но это абсолютно не отменяет строительство "Южного потока", - сказал 11 ноября на пресс-конференции в Москве глава Российского газового общества, вице-спикер Госдумы России Валерий Язев.

РФпроводит лабильную политику и предполагает, что к 2020 году импорт газав ЕС увеличится на 200 млрд. кубометров в год, и, по мнению Язева,  "в любом случае - 100 млрд. куб. м - это будет российский газ, под это нужны новые трубопроводные мощности. Мы будем диверсифицировать потоки -будет и "Северный поток", украинскую ГТС будем расширять, если будут найдены условия экономически выгодные и разумные для российского участия, "Южный поток" будем строить, сжиженный газ будем транспортировать в Европу, а если нужно будет - новые потоки построим", -сказал Язев.

Официальный представитель "Газпрома"  Сергей Куприянов заявил, что компанию устраивает действующий контракт с Украиной: "мы можем рассматривать разные предложения и пожелания, хотя, безусловно, как поставщика, нас устраивает этот "действующий" контракт".

Дляпреодоления технологического отставания от стран ЕС и РФ перед Украинойстоит задача в партнерстве с сильным союзником проводить давно назревшую модернизацию экономического потенциала и предотвратить крах нетолько предприятий, а и ряда отраслей.

Обострение отношений между Украиной и Россией и беспокойство по поводунормальной доставки энергоносителей из РФ в страны Европы привели к тому, что ЕБРР выразил готовность финансировать "неоднозначные соглашения" все еще находящиеся в стадии обсуждения между Киевом и Москвой, согласно которому "Газпром" должен получить "свою долю участия вукраинской газотранспортной системе".

Николай Азаров заявлял ранее, что Украина планирует пересмотреть формулу цены на газ в межправительственных соглашениях, чтобы снизить стоимость топлива на 1/3. Взамен "Нафтогаз Украины" обещал увеличить закупку у"Газпрома" и создать с ним совместное предприятие на взаимовыгодных условиях.

Эти намерения во многом совпадают с ключевыми лоббистскими интересами Фирташа - посредник в схеме поставок газа в Украину и снижение стоимостигаза для подконтрольных Фирташу предприятий.

Всвязи с изложенным, на газовых переговорах с Москвой лоббисты Фирташа будут активно торговаться, невзирая на угрозу финансового краха страны. На первый взгляд, парадоксально, но российский конкурент Фирташа Виктор Вексельберг в сложившейся ситуации выступает альтернативой фирташевским планам с угрозой тотальной монополизации газового рынка.

По мнению Азарова, все заинтересованные стороны имеют шанс повысить уровень гарантий на долгосрочную перспективу, если будет создано трехстороннее соглашение по транспортировке газа между ЕС, Украиной и Россией, когда вопрос модернизации украинской газотранспортной системы будет обсуждаться в Брюсселе 22 ноября в формате Украина-ЕС-Россия.

"Этобудет первая трехсторонняя встреча, которая должна дать ответ, какими темпами, силами, ресурсами и с участием каких сторон будет осуществляться модернизация ГТС", - сказал украинский премьер.

Экспертысчитают, что многое в решении сложной проблемы и возможного трехстороннего соглашения зависит от комплекса факторов и учета современных реалий и тенденции развития рынка газа в Европе, потенциальных возможностей и воли всех участников трехстороннего соглашения.

Приэтом представители РФ, Украины и ЕС считают возможным свое участие в консорциуме, если будут найдены условия экономически выгодные и разумныедля их участия, с четким определением принадлежности отдельных частей ГТС. По мнению экс-председателя правления «Нафтогаза» Олега Дубины, планы по увеличению мощности украинской ГТС без учета потребностей ЕС в российском газе являются недальновидными. «Сегодня никто даже не говорит о потенциально обещанных финансовыми евроинститутами миллиардах долларов на реконструкцию украинской ГТС. Потому что увеличивать мощность нашей ГТС без учета планов ЕС по закупкероссийского газа и планов «Газпрома» - виртуальная затея».

При этом, экс-спикер украинского парламента  АрсенийЯценюк считает, что "я уже высказывался за то, что нужно создавать трехстороннее предприятие ЕС - РФ - Украина, которое бы предусматривало возможность доступа к российским ресурсам, транзит Украиной и позицию конечного потребителя в ЕС. Если это трехсторонний консорциум, то я готов об этом говорить. Но при этом речь не может идти о том, что целью этого совместного предприятия станет доступ к управлению украинской трубой. Должен быть консорциум по добыче, поставкам и продаже газа. У нас своя часть как в добыче, так и в продаже, у россиян - в транзите и продаже, европейцев - в добыче и транзите".

Длясохранения за Украиной ГТС в стране нет консолидированных политических сил, обладающих волей, а необходимы союзные отношения Украины и РФ, поскольку Украина неспособна принять самостоятельно равноправное участиев треугольнике РФ-Украина-ЕС, а принципиально новых форматов в ближайшем будущем не предвидится.

Присотрудничестве в рамках обозначенного треугольника, не следует забыватьо кризисе самой идеи Евросоюза, предложенной Европейской конституцией, иего неоднородности.

По мнению экспертов, в случае осуществления трехстороннего проекта выиграет прежде всего Европа, поскольку возрастет надежность поставок энергоносителей."Сейчас вопросы, связанные с транзитом и с поставками, разделены и находятся в разных руках. Если за транзит отвечает Украина, то за поставки - Россия и Украина. Если все это будет объединено, ясно, что и надежность такого рода взаимоотношений будет выше, в том числе и для европейцев", - сказал Куприянов.

При «многовекторной» внешней политике Украина в условиях строительства  «Северногопотока» и «Южного потока», а также добычи Европой сланцевого газа и развития альтернативных источников энергии, в ближайшее время постепенноутратит ключевую роль транзитера энергоносителей с Востока на Запад. Поскольку оба фактора обусловливают уменьшение транзита российского газапо украинской ГТС с последующим экономическим крахом.

Ужетретий газопровод из России в Германию «Северный поток» считается символом тесного российско-германского сотрудничества в сфере энергетики. Сотрудничества с мощной страной, а не расплывчатым ЕС, которую Путин видел участником газового консорциума Украина-РФ-Германия.

«Для Германии трехсторонний консорциум выгоден в той части, чтобы РФ поддержала Европейскую энергетическую хартию и допустила Германию к своим газовым месторождениям. Вариант консорциума, где РФ при помощи Украины получает существенные козыри за счет управления нашей ГТС, а Германия за счет Украины точно также выторговывает себе возможность добычи газа, выгоден как РФ, так и Германии», - считает народный депутат Украины Вячеслав Черновол.

Напомним,законопроект Кабмина  7249 "О внесении изменений в ст. 7 закона "О трубопроводном транспорте" (относительно распорядителя объектами жилищного фонда)" зарегистрирован на сайте Верховного Совета Украины 13 октября. По словам народного депутата Александра Гудымы, данными изменениями в закон правительство планирует отменить запрет на передачу украинской газотранспортной системы (ГТС) в управление, консорциум или концессию.

Изложенноеактуализирует поиск альтернативных источников энергии и путей поставок энергоносителей, внедрения инноваций и энергосберегающих технологий.Хватит ли Украине политической воли самой добывать сланцевый газ (как это делает США и начинает делать Польша и некоторые другие страны Европы), развивать и инвестировать в альтернативные виды энергии в Украине (ветер, солнце, биотопливо, мусор) и строить низкоуглеродную конкурентоспособную экономику в условиях доминирования на энергорынке олигархов, покажет ближайшее время. Судя по последним сигналам и шагам украинской власти,  разъединенная Украина вновь мечется на распутье.

Вместес тем, при отсутствии консолидированных политических элит, обладающих волей, конструктивная позиция Украины должна состоять, прежде всего, в правильности выстраивания отношений с Россией, стратегии внешней политики, направленной на защиту интересов всех граждан страны, а не только правящей бюрократии, олигархов.

Посколькугазовая торговля слишком долго осуществлялась по коррупционным схемам со сторон всех участников, в настоящее сторонам придется приложить все усилия, чтобы коррупционные схемы были удалены из продвигаемого Украинойтак называемого газового консорциума, а Россия реально признана одной из главных действующих сторон.

Выкристаллизовавшиеся в октябре проблемы свидетельствуют о развитии бизнес-конфликта между российской стороной и"акционерами власти", которые едва ли приведут к созданию предлагаемого украинской стороной газового консорциума. "И когда акционеры Партии регионов и власти это почувствуют, - а они уже это почувствовали, - они начнут себя защищать",- резонно полагает Яценюк.

Взаимовыгодноерешение проблемы сегодня лежит в слиянии "Газпрома" и "Нафтогаза Украины", что на данном этапе представляется труднодостижимым, посколькуукраинской стороне, связанной с интересами газового олигарха, не хватает воли, а российской – определенного компромисса с учетом новых реалий и консолидированной позиции внутри самой РФ.  

Вто время как, основные игроки – и РФ, и страны ЕС - имеют реальные альтернативные варианты решения проблемы в ближайшей перспективе, Украина находится в поиске и вновь показывает неадекватность проводимой страной внешней политики реалиям на геоэкономической карте Европы и мира.

"Главное,чтобы  бизнес-конфликт между украинскими и российскими партнерами не трансформировался в межгосударственный конфликт интересов. Какие бы гарантии ни давал аморфный ЕС, главным в решении проблемы остаются принципиальные взаимовыгодные договоренности между стратегическими партнерами - Украиной и РФ - с учетом государственных  интересовна длительную перспективу с созданием экономического союза, а не продвижения интересов олигархов", - считает эксперт Владимир Матвеев. «Украина на субъекта мировой политики не тянет».

Матвей Владимиров, г. Киев

фото: www.treehugger.com


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение