Местные выборы в России и Украине: сравнительный анализ избирательных кампаний в двух странах

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Выборы – важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.
Местные выборы в России и Украине: сравнительный анализ избирательных кампаний в двух странах
Местные выборы в России и Украине: сравнительный анализ избирательных кампаний в двух странах <br /><br />Выборы – важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.<br /><br />Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким же образом обстоит ситуация и в Украине. Выборы в представительные органы государственной власти субъектов Федерации проводятся, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым с учетом единой нормы представительства. Вместе с тем, по решению ряда субъектов Российской Федерации, выборы в их представительные органы власти осуществляются по смешанной системе: часть депутатов избирается на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, а другая часть – на основе системы пропорционального представительства по общекраевому (общеобластному, общегородскому и т.п.) избирательному округу.<br /><br />Согласно новой редакции Закона «О выборах депутатов Верховной Рады автономной республики Крым, местных советов, сельских, поселковых, городских голов» в Украине действует смешанная – мажоритарно-пропорциональная система: одна половина депутатов местных советов избирается по партийным спискам, вторая – в одномандатных округах, хотя выдвигать кандидатов в этих округах могут только местные партийные организации. По смешанной системе избираются депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым, а также областных, районных и городских советов. В то же время депутаты сельских и поселковых советов избираются по мажоритарной системе. Первоначально новая редакция закона о местных выборах предполагала, что в выборах могут принимать участие лишь те местные партийные организации, которые были зарегистрированы не менее, чем за 365 дней до выборов. Однако, эта норма вызвала негативную реакцию международных организаций, и Верховная Рада отменила ее.<br /><br />Образование избирательных округов на территории субъектов Российской Федерации проводится решением республиканской (краевой, областной и т.д.) избирательной комиссии не позднее чем за 40 дней до выборов. Решением этой же комиссии в каждом избирательном округе образуется окружная избирательная комиссия в составе председателя и 10 - 14 членов, половина из которых назначается из числа лиц, предложенных представительными органами власти, а другая половина – из предложенных главами местной администрации.<br /><br />В Украине ситуация обстоит следующим образом: центральная избирательная комиссия (а не областной, районный или городской совет) формирует областные, районные, городские (городов областного значения) территориальные избирательные комиссии (ТИК) за 45 дней до выборов. Районные ТИК формируют городские (кроме городов областного значения), сельские и поселковые ТИК, расположенные на территории соответствующего района за 41 день до дня выборов. Городские ТИК (в городах с районным делением) формируют районные в городе ТИК за 36 дней до выборов. Местные выборы  назначаются не позднее чем за 60  дней до дня выборов, а избирательный процесс начинается за 50  дней до дня проведения выборов. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.<br /><br />Проанализировав несколько пунктов организации и проведения местных выборов в Украине и в Российской Федерации, можно говорить о том, что эти две системы очень похожи между собой. Важно заметить, что к предвыборным баталиям в России у ее граждан в настоящее время весьма слабый интерес. Крупные федеральные избирательные кампании закончились, при этом Единый день голосования, объявляемый каждые полгода, вызывает бурный ажиотаж и возмущение с подачи оппозиционных политических сил. Однако местные выборы не побуждают подавляющее большинство жителей страны к активным действиям, о чем свидетельствует крайне низкий уровень явки в регионах.<br /><br />В то же время,  к Украине, а в особенности, к внутриполитическим процессам, происходящим в ней,  интерес со стороны  как самих жителей страны, так и мирового сообщества, а особенно РФ,  колоссальный, импульсом к чему послужило и знаменитое обращение Президента РФ Д.А.Медведева в своем видеоблоге, и последовавшее за ним не отправление посла на Украину, и яростная борьба за президентское кресло Украины двух основных политических конкурентов, которые и в украинском, и в российском обществе отождествлялись как пророссийские и антироссийские силы.<br /><br />На данный момент, рассматривая сложившуюся предвыборную ситуацию и общественные настроения в Украине, можно увидеть четкую тенденцию к выстраиванию нынешним руководством страны «вертикали власти», аналогичной российской. С одной стороны, желание  Президента В.Януковича и его соратников создать сильно централизованную систему управления, может быть оправдано необходимостью взять под контроль выполнение реформ, так необходимых сейчас для преодоления кризисных явлений. Но с другой стороны, возникает ситуация, когда правящая партия автоматически становится ответственной и за все свои возможные ошибки и неудачи в экономической и социальной сфере. В итоге, с учетом традиционно нестабильного общественно-политического фона в Украине, вполне могут произойти непредсказуемые явления, вызванные масштабным подрывом доверия к власти. Уже годами опробованная в России властная вертикаль вполне может принести и для Украины положительные моменты, однако при этом она нанесет удар по основе собственно украинской политической системы – конкуренции. Единственное что остается делать – это ждать. Как говорится – время покажет.<br /><br />Светлана Полегенько, г. Чернигов, информационный аналитик-международник, Черниговский филиал Киевского славистического университета.<br /><br /><br /><br />Ежегодный информационно-аналитический бюллетень №1/2010 "Украина-Россия. Второе  дыхание".
Теги: Украина

Поделиться: