Обзор экономической жизни республик Средней Азии и Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстан был отмечен МВФ как одна из наиболее стран в области развития экономики. Собственные статистические данные подтверждают выводы международной организации: несмотря на неблагоприятные климатические условия, собран неплохой урожай зерновых, растут инвестиции в ЖКХ, в отраслевую программу развития водоснабжения, растет внешнеторговый оборот со странами ЕС.
Обзор экономической жизни республик Средней Азии и Казахстана
Обзор экономической жизни республик Средней Азии и Казахстана за 25 -31 октября 2010 г. Аза Ашотовна Мигранян Ведущий эксперт регионального филиала Института стран СНГ в Бишкеке, доктор экономических наук, профессор Киргизско-Российского Славянского университета перейти на страницу автора Рассматриваемый период в странах Центральной Азии и Казахстана прошел под знаком оптимистичного прогноза МВФ, в котором отмечается, что экономический подъем в странах Кавказа и Центральной Азии (КЦА) набирает обороты. [1] В 2010 году прогнозируется повышение темпов роста в регионе до 5,75% по сравнению с 3,5% в 2009 году, заявил Международный Валютный Фонд (МВФ) в своем докладе "Перспективы развития региональной экономики" по Кавказу и Центральной Азии, который был выпущен 28 октября.[2] Меры бюджетного стимулирования, принятые правительствами многих стран региона, в сочетании с благоприятными внешними условиями, помогли стимулировать подъем после мирового кризиса, говорится в документе. "Перспективы региона в целом позитивны, хотя в некоторых странах пройдет время, прежде чем показатели располагаемого дохода на душу населения вернутся к уровням, наблюдавшимся до 2009 года", - отмечает заместитель директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Дэвид Оуэн.[3] Казахстан был отмечен МВФ как одна из наиболее стран в области развития экономики. Собственные статистические данные подтверждают выводы международной организации: несмотря на неблагоприятные климатические условия, собран неплохой урожай зерновых, растут инвестиции в ЖКХ, в отраслевую программу развития водоснабжения, растет внешнеторговый оборот со странами ЕС. 1. Объем государственного неприкосновенного запаса продовольственного зерна в Казахстане составляет 500 тысяч тонн. Казахстан в текущем году собрал урожай зерновых в бункерном весе в объеме 13,6 миллиона тонн, объем валовой продукции сельского хозяйства за 9 месяцев составил более одного триллиона тенге.[4] 2. Затраты на развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Казахстане увеличатся в четыре раза по сравнению с предыдущим десятилетием. Если за предыдущие десять лет из республиканского и местных бюджетов было выделено 63,9 миллиарда тенге, то в предстоящие пять лет намерены выделить более 250 миллиардов тенге на мероприятия в сфере коммунального хозяйства.[5] 3. Акцизы на табачную продукцию в Казахстане в 2011-2014 годах будут ежегодно повышаться на 25%. Соответствующая норма содержится в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения».[6] 4. Правительство Казахстана сегодня утвердило государственную отраслевую программу развития водоснабжения «Ак-Булак». Программа рассчитана на 2011-2020 годы. На реализацию программы ежегодно планируется выделять не менее 60 млрд. тенге, а в 2011 году будет направлено 70,5 млрд. тенге. В рамках программы будет выполнена оценка технического состояния систем водоснабжения. Также будут разработаны обоснования для инвестиций в развитие систем водоснабжения и водоотведения 55 городов с населением в каждом свыше 25 тыс. человек.[7] 5. Товарооборот между Казахстаном и странами Европейского союза в первом полугодии 2010 года составил 18,8 миллиарда долларов против 10,7 миллиардов за аналогичный период прошлого года. На долю ЕС приходится свыше 40% общего внешнеторгового оборота и треть накопленного иностранного капитала в казахстанской экономике. Торговый оборот между нашей страной и ЕС превышает суммарный объем торговли Евросоюза со всеми семью другими государствами Центральной Азии и Южного Кавказа вместе взятыми. В 2009 году он составил 28,8 миллиарда долларов, первом полугодии 2010-го – 18,6 миллиарда, что заметно больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (10,7 миллиарда долларов).[8] В Киргизии на прошлой неделе существенно повысились запросы по сумме внешней финансовой помощи. Вместо обещанных 245 млн.долл. внешних вливаний до конца 2010 года первый вице-премьер-министр Амангельди Муралиев Киргизстана объявил о потребностях $670 миллионов до конца текущего года. По его словам, $330 миллионов пойдет на поддержку бюджета, $340 миллионов - на финансирование других программ. «Стоит отметить, что Россия обещала выделить Киргизстану $160 миллионов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, США помогут $20 миллионами. Эти средства планируется направить на развитие энергетики, улучшение инфраструктуры, поддержку бюджета», - сказал Амангельди Муралиев. Он отметил, что всего в течение двух лет помощь доноров составит около $1 миллиарда.[9] При этом государственные органы продолжают рапортовать о выполнении и перевыполнении сбора налогов, об усилении борьбы с коррупцией (на сей раз в горнодобывающей отрасли), о сокращении потерь электроэнергии. Стоит отметить решение городского суда Бишкек о банкротстве печально известного бывшего системообразующего коммерческого банка «Азия УниверсалБанк». Население же больше озабочено подведением финансовых итогов по предвыборной кампании (см. приложение 1). 6. В Киргизстане за 9 месяцев 2010 года по налогу на основе добровольного патента в бюджет поступило 749 миллионов сомов. План выполнен на 101,7 процента. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года в казну поступило на 28,7 миллиона сомов больше. Увеличение поступления связано с улучшением налогового администрирования, внедрением годовых и именных патентов, а также с включением в Перечень видов деятельности, осуществляемых на основе добровольного патента, вида деятельности «услуги игровых автоматов с неденежным выигрышем.[10] В связи со сложившейся сложной экономической ситуацией в стране, с обращением профсоюза предпринимателей торгово-рыночного комплекса «Дордой» и в соответствии с нормами Налогового кодекса снижены ставки налога на основе добровольного патента на 30 процентов на периоды май, июль-август и октябрь-декабрь 2010 года 7. В сентябре 2010 года на обслуживание внешнего долга Киргизстана израсходовано 528 миллионов 291 тысяча 800 сомов. Общая сумма выплат, осуществляемых Минфином на государственной основе, в сентябре 2010 года составила 1 миллиард 669 миллионов 313 тысяч сомов. Из них на текущие гранты единицам сектора госуправления выделено 484 миллиона 460 тысяч сомов, на гранты международным организациям - 10 миллионов сомов. На обслуживание внутреннего долга республики израсходовано 125 миллионов 400 тысяч сомов, на пособия по социальной помощи населению - 20 миллионов сомов. При этом расходы по статье «Здания и сооружения» в сентябре 2010 года составили 402 миллиона 499 тысяч сомов.[11] 8. В Киргизстан по состоянию на 15 октября 2010 года после апрельских и июньских событий по линии Министерства иностранных дел поступило гуманитарной помощи более чем на $197 миллионов 353 тысячи. Учитывают средства и матценности, переданные Киргизстану на уровне межгосударственных соглашений, в рамках помощи чрезвычайного характера и помощи по линии ООН. При этом сумма более чем в $197 миллионов носит ориентировочный характер, так как часть помощи поступала в Киргизстан в виде продовольствия, ГСМ, строительных материалов, медикаментов, одеял, одежды и не оценивалась в денежном эквиваленте.[12] 9. В Киргизстане с 2008 года количество действующих лицензий в добывающей промышленности сокращено на 1 тысячу 80: в 2008 году выдано 2 тысячи лицензий на разработку месторождений, в 2009-м эта цифра упала до 1 тысячи 520, и уже в 2010-м она составила 920 разрешений. Сокращение количества лицензий - шаг в борьбе с коррупцией, так как известны факты, когда владельцы лицензий держали их на руках, не приступали к работам и ждали момента выгодной перепродажи. В итоге такие разрешения были аннулированы.[13] 10. В Киргизстане более двух процентов платежей горнодобывающих компаний идут в министерства и ведомства мимо госбюджета. Уровень налогового бремени горнодобывающих компаний в КР составляет 12-18 процентов от дохода. При этом поступления налогов в местный бюджет незначительны и составляют не более 6 процентов от общей суммы фискальных выплат.[14] 11. Потери электроэнергии в распределительных сетях Киргизстана по итогам 9 месяцев 2010 года составили 25,8 процента. При этом наблюдается снижение потерь электроэнергии в распредсетях.[15] В 2010 году сбор платежей в распредкомпаниях за отпущенную электроэнергию составил 3 миллиарда 828 миллионов сомов, что на 544 миллиона сомов больше, чем за соответствующий период 2009 года. При этом сбор платежей за электроэнергию вырабатывающих станций составляет 3 миллиарда 256 миллионов сомов, что на 37 процентов больше, чем в 2009 году, а сбор по ОАО «НЭСК» оценивается в 1 миллиард 940 миллионов сомов, то есть на 47 процентов больше, чем в предыдущем году. За счет улучшения работы энергокомпаний задолженность снизилась до 350 миллионов сомов.[16] 12. В Киргизстане Открытое акционерное общество «АзияУниверсалБанк» признано неплатежеспособным. Судебная коллегия по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда полностью отменила решение Межрайонного суда Бишкека по экономическим делам и приняла новое решение, в соответствии с которым ОАО «АзияУниверсалБанк» признано неплатежеспособным. Возбуждена процедура его банкротства, и специальным администратором АУБа назначено Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов при Национальном банке КР.[17] В Таджикистане на прошлой неделе была достигнута договоренность с Узбекистаном о реструктуризации внешнего долга этой республике. Однако положительные подвижки во взаимоотношениях между этими странами нивелируются постоянным поиском и созданием образа внешнего «недоброжелателя», который противодействует нормальному экономическому развитию и сотрудничеству этих соседних стран (см. приложение 3). И как бы в пику нормализации отношений продолжается строительство Рогунской ГЭС без учета интересов Узбекистана, о которых он неустанно напоминает Отчет по использованию «народных средств», собранных в процессе реализации акций этого объекта населению представлен в приложении 2. Кроме того, в республике продолжается хлопкоуборочная кампания, в процессе которой не обходится без привлечения дополнительной помощи городского населения (в духе советских времен). Планируется рост тарифов на электроэнергию по рекомендации внешних доноров, что очень напоминает прошлогодний киргизский опыт. 13. Таджикистан достиг предварительной договоренности о реструктуризации госдолга перед Узбекистаном. "В ходе переговоров с узбекской стороной мы предложили реструктуризировать госдолг Таджикистана в связи с влиянием мирового финансового кризиса и стихийными бедствиями, нанесшими урон нашей экономике", - сказал главу Минфина С. Наджмиддинова.[18] Реструктуризация госдолга продолжится три года до 2013 года включительно, объем погашения долга сократится наполовину. В 2011-2013 годах Таджикистан будет ежегодно выплачивать Узбекистану по 5 миллионов долларов, а в 2013-2016 годах - уже по 11 миллионов долларов каждый год. Сейчас Таджикистан должен ежегодно выплачивать Узбекистану в счет погашения своей задолженности по 11 миллионов долларов. Размер госдолга Таджикистана перед Узбекистаном составляет 35 миллионов долларов. Срок погашения всего объема госдолга перед Узбекистаном - по 2016 год включительно. На обслуживание внешнего долга за январь-сентябрь текущего года выделено 47,6 миллиона долларов.[19] 14. Хлопкоробы Хатлона выполнили намеченные задания по сбору хлопка. В текущем году было собрано 194,5 тысяч тонн «белого золота» на площади 100 тыс. 598 гектаров. Из 18 хлопкосеющих районов области с плановыми заданиями справились хлопкоробы 14 районов. Всего в Хатлонской области выращиванием хлопка заняты 12 тыс. дехканских хозяйств.[20] 15. По оперативным сводкам Управления сельского хозяйства Согдийской области на сегодняшний день, хлопкосеющими районами области сданы приёмным пунктам 83357 тонн хлопка-сырца, что составляет 90,61 % годового плана. Айнинский, Канибадамский, Истаравшанский и Матчинский районы успешно выполнили план и ныне сдают хлопок в счёт обязательств. Хлопкоробы и все участники хлопкоуборочной страды уверены в достижении цели, и они направляют все свои усилия и возможности на выполнение, первых за последние 20 лет, плановых заданий.[21] 16. 26 октября 2010 года – заместитель главы миссии Ниша Квост приняла участие в церемонии передачи гуманитарной помощи стоимостью около 8,9 млн. долларов США, доставленной Проектом ХОУП для народа Таджикистана.[22] Это уже третий авиарейс с медикаментами, осуществлённый Проектом ХОУП в этом году, начиная с 2002 года. Проект ХОУП доставил в Таджикистан лекарства и медицинские материалы на общую сумму в 242 млн. доллара.[23] 17. ОАХК «Барки Точик» планирует увеличить тарифы на электроэнергию с начала следующего года. Свои предложения руководство энергохолдинга уже направило Правительству РТ. Предлагается увеличить тарифы для населения на 20%, а для юридических лиц – на 25%. Возможно, будут предложены наименьшие проценты, но повышение, всё же должно произойти, все тарифы будут согласовываться с антимонопольным органом. Ранее международные донорские организации рекомендовали Таджикистану повысить стоимость электроэнергии до конца 2010 года до 2,5 центов за 1 кВтч, чтобы довести энергетический сектор республики до уровня рентабельности и сделать его привлекательным, для потенциальных зарубежных инвесторов. Таким образом, «Барки точик» ежегодно повышает стоимость электроэнергии в среднем на 50%, объясняя это необходимостью реализации Программы стратегии реформ в энергетическом секторе, и содействием развитию экономики страны, при содействии международных финансовых институтов. В начале 2010 года тарифы на электроэнергию были повышены на 20-25%, в зависимости от категории потребителей. Тогда таджикские энергетики говорили, что примерно настолько же, вырастут цены и в начале второй половины этого года, но этого так и не произошло.[24] В Узбекистане на прошлой неделе получили подтверждение и признание своим успехам в экономическом развитии от мирового сообщества (см. доклад МВФ). При этом продолжается поступательное освоение инвестиций и развитие в направлении повышения индустриализации. Одновременно ужесточаются правила борьбы с ростом теневых операций по валютным операциям, что в принципе противоречит западноевропейской концепции создания и развития либеральной рыночной экономики. Эти противоречия не мешают укреплению узбекско-германского экономического сотрудничества. Проблемы строительства объектов гидроэлектроэнергетики и взаимоотношения с Таджикистаном, несмотря на небольшие подвижки, все остаются в центре внимания, как в самой республике, так и мирового сообщества (см. приложение 4).. 18. Государственно-акционерная компания «Узбекэнерго» в 2010-2012 годах построит малую гидроэлектростанцию «Камолот» в Ташкентской области. «Узбекэнерго» объявила тендер на поставку оборудования для строительства малой ГЭС стартовой стоимостью 3,8 млн долларов. По условиям тендера, победитель должен осуществить поставку «под ключ» гидротурбинной установки в комплекте с системой автоматизированного управления и гидрогенераторного оборудования мощностью 8 МВт. Срок поставки – 12 месяцев. Тендерные предложения принимаются до 29 ноября. Итоги конкурса планируется подвести в конце текущего года.[25] Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных средств «Узбекэнерго», а также кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана. В настоящее время в энергосистеме Узбекистана действуют 45 электростанций общей мощностью более 12,4 тысячи МВт, в том числе общая мощность 16 электростанций «Узбекэнерго» – 12,04 тысячи МВт. Оставшаяся часть электроэнергии вырабатывается автономными тепловыми электростанциями промышленных предприятий и малыми ГЭС, входящими в структуру Министерства сельского и водного хозяйства. Потенциальная возможность производства электроэнергии – 56-57 млрд кВтч. 19. Уголовный кодекс дополнят нормой, освобождающей лицо от ответственности при сообщении о готовящемся или совершаемом незаконном приобретении или сбыте валютных ценностей. Законодательная палата Олий Мажлиса одобрила в первом чтении концепцию проекта закона о внесении дополнения в статью 177 Уголовного кодекса (Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей). Документ был внесен на рассмотрение Генеральным прокурором Узбекистана. Поправка предусматривает освобождение лица от ответственности в случае добровольного заявления о готовящемся или совершаемом преступлении и активном участии в его раскрытии.[26] 20. Навоийский горно-металлургический комбинат в 2011-2013 годах внедрит на ряде производств автоматизированную систему контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ). Утвержден сетевой график внедрения АСКУЭ в Центральном, Южном рудоуправлениях, в рудоуправлении №5, на ПО «Навоийский машиностроительный завод», на ГМЗ-1 и в Объединенной энергослужбе комбината. По оценке специалистов НГМК, АСКУЭ позволит оперативно реагировать на любые отклонения от установленных лимитов энергопотребления и позволит предприятию экономить до 200 млн кВтч электроэнергии в год. Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных средств комбината.[27] 21. Проект госбюджета Узбекистана на 2011 год предусматривает снижение ставки налога на доходы физических лиц и дальнейшее повышение размеров заработной платы бюджетникам. Кабинет Министров на прошлой неделе одобрил прогноз макроэкономических показателей, основные направления налоговой и бюджетной политики и проект государственного бюджета на 2011 год, которые будут направлены на рассмотрение в Законодательную палату Олий Мажлиса. В концепции налоговой политики предусмотрено снижение ставки налога на доходы физических лиц по первой шкале (доходы в размере до пяти минимальных заработных плат) с 11% до 10% и по второй шкале (от 5 до 10 минимальных зарплат) с 17% до 16%.[28] Для стимулирования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства предусматривается снижение базовой ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий с 7% до 6% и введение усовершенствованного порядка его уплаты. Концепция налоговой и бюджетной политики и проект госбюджета также предусматривают рост доходов и благосостояния населения, повышение размеров заработной платы работников бюджетной сферы и приравненных к ней платежей, усиление адресности социальной защиты населения. 22. Акционерное производственное объединение «Узбекский металлургический комбинат» («Узметкомбинат») ввело в эксплуатацию производство медной и латунной фольги. На предприятии установлена технологическая линия по производству фольги толщиной 0,1-0,25 мм и мощностью 500 тонн в год. Поставщиками оборудования выступили американская I2S и швейцарская Nobag Nobs Engineering AG. В первой половине 2011 года на новых мощностях планируется освоить производство фольги толщиной 0,03-01 мм. Общий объем инвестиций в проект составит 4,1 млн долларов. Новая продукция предназначена для потребителей в автомобильной и строительной промышленностях. Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств «Узметкомбината».[29] 23. Алмалыкский горно-металлургический комбинат до конца текущего года завершит реконструкцию автономной теплоэлектроцентрали стоимостью 7,3 млн долларов. Модернизация ТЭЦ позволит увеличить выработку электроэнергии на 228 млн кВтч. Поставщиками оборудования выступят российские ЗАО «Энергомаш-БЗЭМ» (котельное оборудование) и ООО «НПФ Ракурс» (система автоматического управления). Финансирование проекта осуществляется за счет кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана, а также собственных средств комбината.[30] 24. В соответствии с соглашением "О партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и ЕС" в торговле между Узбекистаном и Германией установлен режим наибольшего благоприятствования. В результате по итогам 2009 года объем двустороннего товарооборота между нашими странами составил $469,4 млн., а за январь-август 2010 года - $338,6 млн. В настоящее время в Республике Узбекистан осуществляют свою деятельность 129 предприятий, созданных при участии инвесторов из Германии, из которых 25 - со 100% немецким капиталом и 104 совместных. Сфера их деятельности в основном сконцентрирована в таких отраслях как легкая промышленность, производство медицинских и фармацевтических препаратов, переработка сельхозпродукции, грузовые и пассажирские перевозки и автосервис, научные разработки, торговля и др.[31] МАТЕРИК

Поделиться: