Каспийский вопрос: на пути к выходу из тупика. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Еще более важным событием стало проведение 14-16 июня в Тегеране 31-го заседания Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря. Его участники обсудили такие вопросы, как определение общих допустимых уловов осетровых рыб и распределение их по национальным квотам, а также заслушали национальные отчеты за 2009 год по рыбохозяйственным исследованиям на Каспии, искусственному воспроизводству водных биоресурсов и результатам борьбы с браконьерством.
Каспийский вопрос: на пути к выходу из тупика. Ч.2

Еще более важным событием стало проведение 14-16 июня в Тегеране 31-го заседания Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря. Его участники обсудили такие вопросы, как определение общих допустимых уловов осетровых рыб и распределение их по национальным квотам, а также заслушали национальные отчеты за 2009 год по рыбохозяйственным исследованиям на Каспии, искусственному воспроизводству водных биоресурсов и результатам борьбы с браконьерством. По итогам данного мероприятия Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря, в частности, приняла решение о снижении квоты на вылов рыбы на 7% для всех стран региона. Это событие важно с точки зрения не только охраны окружающей среды Каспийского бассейна, но и как показатель постепенного формирования устойчивых механизмов межгосударственного сотрудничества, способных обеспечивать принятие и реализацию совместных решений прикаспийских государств. Помимо этого прикаспийские страны намерены в скором времени подписать соглашения, регламентирующие охрану окружающей среды на Каспии. Эти документы, в частности, будут регулировать вопросы обеспечения безопасности нефтедобычи, включая недопущение загрязнения моря. Судя по всему, к такому решению прикаспийские государства пришли под влиянием произошедшей в апреле этого года ситуации в Мексиканском заливе, где произошел разлив нефти в результате аварии на нефтяной платформе. В целом, приведенные выше примеры межгосударственного взаимодействия в зоне Каспийского бассейна важны в интересах поддержания и расширения атмосферы доверия и партнерства между прикаспийскими странами. В свою очередь именно этот процесс может стать одним из ключевых условий положительного решения в перспективе самого каспийского вопроса. Актуальность поддержания и расширения разноуровневого партнерства между прикаспийскими государствами обусловлена также активным участием в так называемой «большой геополитической «игре» вокруг Каспийского моря и его углеводородных ресурсов внешних игроков, включая в первую очередь США, Европейский союз, Турцию и Китай. В результате их действий, особенно на уровне двусторонней дипломатии в отношениях с прикаспийскими государствами, вопросы поиска, освоения и эксплуатации потенциальных месторождений нефти и газа Каспия и экспорта данных углеводородов на мировые рынки, уже давно перешли из чисто экономической плоскости в политико-стратегическую. В частности, США в качестве одного из ключевых инструментов продвижения своих интересов используют оказание военно-технической помощи Азербайджану и Казахстану. В 2005 году отдельные представители Пентагона заявили о намерении своей страны создать при сотрудничестве с двумя указанными прикаспийскими странами подразделения так называемой «Каспийской стражи» для охраны нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» и нефтяных ресурсов Каспия от угроз со стороны международных террористов. По некоторым данным, это должна быть международная военная группировка, включающая 120 тыс. военнослужащих. В рамках «Каспийской стражи» планируется развертывание станций и командных пунктов, а также центров для проведения морских и воздушных операций. В реализацию этого проекта США были намерены вложить 130 млн. долларов. Правда, в настоящее время каких-либо конкретных действий по реализации американцами данного проекта не наблюдается. Вместе с тем не исключено, что власти США не отказались от создания «Каспийской стражи» вообще и готовы вернуться к нему в любое время. Разве что теперь для этого могут быть выбраны несколько иные формы и методы, чем предполагалось первоначально. Причем вполне вероятно, что на соответствующие шаги Вашингтон может подвигнуть нарастание обострения в его отношениях с Тегераном. В этих условиях остальные прикаспийские государства фактически являются заложниками сложных отношений между Ираном и США. С одной стороны, их, видимо, не может не беспокоить деятельность Ирана по развитию своей атомной энергетики, что вполне может привести к созданию им своего ядерного оружия. С другой стороны, не могут не вызывать опасения и часто повторяющиеся в последние годы официальными представителями США и союзных им государств угрозы о возможном нанесении по Ирану «превентивных ударов». Учитывая военное присутствие США в соседних с ним Афганистане и Ираке и фактическое игнорирование с их стороны международных норм и правил при решении относительно вступления в войну с той или иной страной, подобное развитие событий вполне может стать реальностью. На фоне всего этого, в частности, обращает на себя внимание отчет «Иран: интересы и политические реакции», подготовленный специалистом по вопросам Ближнего Востока Исследовательского центра Конгресса США Кеннетом Кацманом и представленный им конгрессменам. В этом отчете, в частности, говорится о том, что «Проводимая Ираном в Центральной Азии политика выявляет претензии этой страны к природным ресурсам Каспия, в особенности интересы, направленные против Азербайджана». Очевидно, что тем самым американцы пытаются, играя на имеющихся противоречиях между Азербайджаном и Ираном, внести максимальную разобщенность между ними. Свой вклад в формировании атмосферы недоверия в Каспийском регионе вносит и Европейский союз, являющийся лоббистом реализации проекта по строительству магистрального газопровода «Набукко». Со стороны официальных лиц Евросоюза, отдельных европейских государств и коммерческих компаний в последнее время наблюдается активность по привлечению к участию в данном проекте Азербайджана, Туркменистана и Казахстана. При этом с их стороны четко прослеживаются установки на то, чтобы убедить официальные круги данных государств в выгодности транспортировки своего газа в обход России. Тем самым они фактически пытаются сформировать негативное отношение указанных государств к России. В какой-то степени им это удается, если учитывать, к примеру, пассивность Туркменистана в дальнейшей реализации проекта строительства Прикаспийского газопровода. Инициаторы проекта «Набукко» также пытаются внести разногласия в отношения указанных прикаспийских государств с Ираном. Нужно отметить, что в феврале этого года министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки в ходе встречи с министром энергетики Турции Танером Йылдызом заявил о том, что его страна заинтересована в участии в проекте «Набукко». Однако 23 августа консорциум «Nabucco Gas Pipeline International», являющийся оператором указанного проекта, сделал заявление о том, что его участники приняли решение продлить данный газопровод от Эрзрума (Турция) до границы с Грузией и Ираком, но не строить ветку до Ирана. Фактически такой подход означает и отказ консорциума от иранского газа в процессе будущего функционирования «Nabucco». Безусловно, что такое решение является частью политико-экономической блокады Ирана со стороны США и их союзников и ставит его в несколько уязвимое положение. Вместе с тем это обстоятельство открывает возможности для сближения Ирана с другими прикаспийскими государствами по тем или иным вопросам межгосударственного взаимодействия. Кстати, в условиях новых международных санкций большую поддержку Ирану оказала Россия, подтвердившая готовность поставлять ему нефтепродукты. В этих условиях как никогда актуальна инициатива России по созданию Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), которая была выдвинута в 2008 году. Кстати, в конце августа этого года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в своем интервью азербайджанским СМИ заявил, что «...есть все основания для того, чтобы объединяющие нас вопросы, касающиеся сотрудничества в торговле, транзите и многого другого, рассматривались в рамках структуры, которая будет не обременительна, а будет достаточно гибкая, которая позволит вести разговор в пятистороннем формате по тем проектам, которые требуют такого многостороннего сотрудничества». Судя по всему, вопрос о создании ОКЭС Россия будет выносить на предстоящий каспийский саммит. Таким образом, развивая сотрудничество по различным вопросам на двух- и многосторонней основе, страны Каспийского региона заложили относительно хорошую почву для возобновления активной фазы переговорного процесса по основному каспийскому вопросу с приближением к его положительному решению. Возможное же принятие предложения России о создании ОЭС может стать весьма серьезным катализатором ускорения данного процесса. Так или иначе, но других альтернатив для сохранения благоприятной во всех отношениях атмосферы на Каспии и противостоять для этого воздействию негативных тенденций глобализации и проискам конкретных внешних сил у прикаспийских государств в настоящее время не наблюдается. Ещё раз стоит честно констатировать простой факт - у «прикаспийской пятёрки», как у всего региона в целом, есть только два реальных выбора. Первый - инерционный сценарий, в рамках которого все, имеющиеся ныне, негативные тенденции будут и дальше развиваться, постепенно ведя к обострению напряжённости на Каспии. Способствовать этому будут внерегиональные силы, которые, как всегда играют на простом принципе - «разделяй и властвуй». Это явление уже сейчас проявляется на Каспии со всей очевидностью. Этим силам не очень интересно, какими негативными для региона последствиями может закончиться данная политика. Созидание в данном случае не является их целью. Проще говоря, им здесь не жить. Их не волнует, что стимулируемое ими соперничество может привести к вооружённым конфликтам. Более того, они уже планируют эти конфликты. Иначе, зачем им нужны проекты типа «Каспийской стражи»? Их намерения совершенно очевидны - сначала подогреть внутрирегиональную конкуренцию, затем довести её до появления очагов напряжённости, а потом под этим предлогом обосновать необходимость своего масштабного политического, экономического и военного присутствия на Каспии. Что будет дальше - также не трудно догадаться. Дальше может последовать втягивание региона в ещё более серьёзные конфликты (например, война на Каспии против Ирана). То, что все эти авантюрные планы неизбежно принесут катастрофические последствия для всех сфер жизни в регионе, также совершенно очевидно. Этот путь - путь к саморазрушению, экологической катастрофе и тупику в развитии. Второй сценарий - внутрирегиональная кооперация «пятёрки». Только те, кто действительно заинтересован в процветании и спокойствии региона способны за столом переговоров выработать оптимальную и гармоничную модель взаимоотношений на Каспии. Только таким образом - через региональную интеграцию - есть реальный шанс избежать конфликтов и непоправимых ошибок. Только так можно добиться лучшего будущего для этого региона планеты. Будущего, которое в первую очередь будет лучшим для населения прикаспийских стран, даст качественно новые перспективы развития, выходящие за рамки нынешних концепций хищнического использования Каспия для обеспечения благополучия так называемого «золотого миллиарда» и реализации здесь их геополитических авантюр. Сергей Михеев Генеральный директор Института каспийского сотрудничества

Поделиться: