Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Каспийский вопрос: на пути к выходу из тупика. Ч.1

07.11.2010

Автор:

Теги:

18-го ноября должен состояться очередной саммит глав государств прикаспийского региона - Азербайджана, Казахстана, Ирана, России и Туркменистана. Очевидно, что актуальность проведения очередного каспийского саммита обусловлена тем, что уже сравнительно продолжительное время каспийская проблематика не обсуждалась в пятистороннем формате. Последнее, 26-е, заседание Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел было проведено в ноябре 2009 года в Ашхабаде. Следующее же заседание, предварительно намеченное на первый квартал 2010 года в Тегеране, по неизвестным причинам до сих пор не состоялось.

Правда, в марте этого года в Баку на том же уровне обсуждались основные принципы сотрудничества в вопросах безопасности на Каспии. В данном случае речь идет о продолжении работы над проектом соглашения о взаимодействии по линии пограничных, таможенных служб и ведомств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности Каспийского моря. Вместе с тем, оценивая результаты этой встречи, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров признался в том, что самые важные вопросы, связанным с правовым статусом Каспия, включая использование водной поверхности, завершение разграничения морского дна, рыболовство, судоходство, демилитаризация, движение военных кораблей и т.д., пока остаются несогласованными?

Поэтому вполне объяснимо единодушие Москвы и Баку в том, чтобы активизировать процесс обсуждения рассматриваемых вопросов с участием всех без исключения стран Каспийского бассейна. И пущенное в ход российским президентом выражение относительно общего - Каспийского пространства вполне может стать ключевым при выработке и реализации новых подходов в вопросе расширения сотрудничества прикаспийских государств и формирования для этого соответствующих механизмов.
Следует отметить, что на сегодняшний день в Каспийском регионе сложился вполне хороший фундамент для выхода процесса взаимодействия соответствующих государств на качественно новый уровень. Причем это касается не только приближения к положительному решению основного каспийского вопроса, но и ориентации указанного процесса на долгосрочную перспективу. Основаниями для такого вывода являются имеющиеся на сегодняшний день позитивные результаты и достижения в рамках двустороннего и многостороннего взаимодействия прикаспийских государств друг с другом практически по всем ключевым направлениям межгосударственных отношений в Каспийском регионе. Стоит перечислить хотя бы те из них, которые имели место в текущем году.

В области обеспечения безопасности
. Как уже отмечалось выше, прикаспийские государства продвинулись в разработке проекта соглашения о взаимодействии по линии пограничных, таможенных служб и ведомств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности Каспийского моря. Данный документ регулирует вопросы борьбы с терроризмом, наркобизнесом, торговлей оружием, другими видами организованной преступности, а также пресечения незаконной транспортировки ядерных материалов и компонентов оружия массового поражения.

По словам заместителя министра иностранных дел Халафа Халафова, прикаспийским государствам удалось достичь договоренности по всем основным принципам сотрудничества в вопросах безопасности. Следующим же шагом должно стать создание механизма обеспечения этого сотрудничества. В частности, планируется определить список соответствующих государственных структур, которые будут участвовать в этом процессе.

В пользу актуальности ускорения данного процесса свидетельствует беспрецедентное событие, связанное с нападением 8 июля этого года группы вооруженных лиц на иранский сухогруз «Саман», который шел по акватории Каспийского моря близ берегов Дагестана из иранского порта Энзели в казахстанский порт Актау (Казахстан). Однако экипажу судна удалось вызвать на помощь российских пограничников, которые отбили данное нападение.

Хотя никто из экипажа иранского судна и российских пограничников не пострадал, тем не менее риск повторения подобных инцидентов, свидетельствующих о развитии на Каспийском море пиратства, является большим. Нужно отметить, что одной из серьезных проблем обеспечения безопасности в регионе было и остается браконьерство. При этом в течение последних нескольких лет браконьеры стали активно оказывать вооруженное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов и даже сами нападают на них. К примеру, по данным пограничного управления ФСБ по Калмыкии и Астраханской области, в 2007-2008 гг. в данном регионе было совершено 7 нападений на пограничные катера. Тем самым браконьеры фактически осуществляют пиратскую деятельность. Кроме того, имели место случаи нападения вооруженных людей на мирных рыбаков с отъемом у них улова, плавсредств и т.д.

Все это обуславливает необходимость инициирования вопроса по поводу формирования на Каспийском море системы коллективной безопасности с участием всех прикаспийских государств. За основу же этой системы может быть взят уже имеющийся опыт взаимодействия пограничных служб и правоохранительных органов России, Азербайджана и Казахстана в борьбе с браконьерством, контрабандой и другими правонарушениями в зоне Каспийского бассейна.

В качестве примера подобного сотрудничества можно привести проведенные 14 июня пограничными службами России и Азербайджана совместные учения, направленные на выявление и предотвращение террористической и контрабандисткой деятельности, незаконного оборота наркотических средств, нелегальной миграции и иной незаконной деятельности, защиту биологических ресурсов, оказание помощи потерпевшим крушение суднам и спасение людей на Каспии.

В области добычи и транспортировки нефти и газа. Хотя для каждой из прикаспийских стран вопрос добычи и экспорта углеводородов рассматривается и решается с максимальным учетом своих собственных интересов, тем не менее имеют место как соответствующее торгово-экономическое сотрудничество, так и реализуемые и перспективные проекты на многосторонней основе.

Наиболее всего в этом направлении продвинулись Россия и Казахстан, которые, в частности, сотрудничают в рамках совместного освоения нефтяных месторождений - российских Центральное и Хвалынское и казахстанского Курмангазы, Каспийского трубопроводного консорциума, являющегося оператором нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск», и ТОО «КазРосГаз», одним из ключевых проектов которого является переработка сырого газа с Карачаганакского месторождения на Оренбургском газоперерабатывающем заводе.

Среди других примеров межгосударственного партнерства в рассматриваемой сфере можно отметить:

- сотрудничество Казахстана и Туркменистана с Ираном по схеме SWAP-операций в рамках замещения нефти, предполагающей доставку двумя центрально-азиатскими государствами нефти в Иран, который, в свою очередь, отгружает в своих портах в Персидском заливе аналогичные объемы своей нефти иностранным импортерам в пользу указанных государств. По некоторым данным, ежегодный объем нефти в Иран составляет: из Казахстана - 1,2 млн. тонн, из Туркменистана - 2 млн. тонн;

- экспорт Азербайджаном своего газа в Россию через газопровод «Баку - Ново-Филя», проходящий от Баку до российской границы по побережью Каспийского моря;

- разработка Россией и Ираном «Дорожной карты» о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, рассчитанной на долгосрочную перспективу;

- проект создания Прикаспийского газопровода с участием России, Казахстана и Туркменистана;
- проект создания Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), ориентированной на поставку казахстанской нефти в Азербайджан и оттуда - за рубеж, прежде всего через нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан».

Правда, реализация последних двух проектов в силу различных политических и экономических факторов в настоящее время фактически приостановлена. Вместе с тем перспектива их возобновления вполне может стать предметом обсуждения всех прикаспийских государств при условии, что указанные маршруты транспортировки нефти и газа будут функционировать с учетом интересов развития всего Каспийского региона и взаимодействия входящих в него государств.

В области судоходства. В данной сфере следует отметить практику встреч представителей администраций портов прикаспийских государств. На текущий момент уже были проведены две таких встречи - 5-6 мая 2009 года в иранском порту Энзели и 23-24 апреля этого года в Астрахани. В ходе данных встреч были обсуждены вопросы сотрудничества в области развития инфраструктуры портов, привлечения инвестиций, обеспечения безопасности мореплавания и т.д.

Самым важным итогом астраханского заседания стало подписание его участниками протокола о намерениях по созданию Ассоциации судоходных компаний Прикаспийских государств. Данное объединение создается по предложению российской стороны в целях координации соответствующей работы, в том числе по увеличению объемов грузоперевозок. При положительном решении данного вопроса указанная ассоциация может стать одним из ключевых механизмов для постоянной системы взаимодействия стран Каспийского региона.

На уровне двусторонних отношений особенно выделяется реализуемый с июля 2009 года Россией в сотрудничестве с Казахстаном проект строительства нового судоходного канала, соединяющего Каспийское море и Азово-Черноморский бассейн. Проект призван увеличить объемы вводно-транспортного сообщения и грузопотоков по данному направлению. Известно, что летом этого года ОАО «Институт Гидропроект» завершило разработку технического задания для строительства данного канала.

Следует также отметить договоренность между соответствующими службами Азербайджана и Ирана относительно возобновления морского пассажирского рейса между Баку и Энзели. В 1998 году по неизвестным причинам данное морское сообщение между двумя странами было временно приостановлено. Теперь же пассажирские рейсы по данному маршруту планируется осуществлять два раза в неделю на иранском судне, рассчитано на 150 пассажиров. Для этого в Баку будет создано постоянное представительство соответствующей иранской судоходной компании. Иран также планирует в перспективе осуществлять пассажирские перевозки в Баку из других своих каспийских портов Амирабада и Ноушехра.

В области торгово-экономического сотрудничества несырьевого характера. Хороший пример в этой сфере демонстрируют взаимоотношения между Казахстаном и Ираном на зерновом рынке. В данном случае речь идет о поставках Ирану казахстанского зерна. Ежегодный объем этих поставок составляет около 1 млн. тонн зерна, 80% из которого составляет пшеница.

В рамках такого сотрудничества 31 мая в иранском порту Амирабад состоялась церемония пуска в эксплуатацию зернового терминала, построенного в рамках совместного проекта с участием казахстанского холдинга «КазАгро» и иранской компании «Бехдис Теджерад Альбор». При производственной мощности перевалки до 700 тыс. тонн терминал позволяет единовременно хранить 53 тыс. тонн зерна.

В области межрегионального сотрудничества.
Нужно отметить, что в рамках межрегионального сотрудничества на Каспийском море ключевую роль играют не столько государственные структуры центрального уровня, сколько административно-территориальные единицы, представляющие соответствующие регионы тех или иных прикаспийских стран.

Наибольшую активность в этом процессе демонстрирует Астраханская область. Только в этом году здесь имели место следующие важные события:
- встреча 26 апреля в Астрахани министра международных и внешнеэкономических связей Астраханской области Дениса Афанасьева с представителями крупных компаний Ирана в сфере морских перевозок и портовых услуг и исполнительным директором свободной экономической зоны в порту Энзели Фирузабади. В ходе этой встречи иранские грузоперевозчики выразили намерение инвестировать в развитие портовой инфраструктуры Астраханской области с целью создания условий для осуществления контейнерных перевозок из Ирана;

- визит 7-8 мая в Астрахань президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. В ходе его встречи с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным обсуждались вопросы открытия в Астрахани дипломатического представительства Туркменистана, сотрудничества в области комплексного исследования морских биологических ресурсов, строительства объектов для разработки нефтегазовых месторождений на туркменском шельфе Каспия, открытия в городе Туркменбаши филиалов российских вузов, готовящих специалистов по туризму, и т.д.

- рабочий визит 19-21 мая в Туркменистан официальной делегации Астраханской области во главе с министром экономического развития АО Аскаром Кабикеевым. В ходе встреч астраханцев с представителями туркменского правительства были обсуждены такие вопросы, как активизация морского сообщения между портами Туркменбаши и Оля, налаживание прямого воздушного сообщения между Астраханью, Туркменбаши и Ашхабадом, открытие в Астрахани Торгового дома Туркменистана и т.д.

- визит 22 июля в Астраханскую область официальной делегации провинции Мазандарани (Иран). В ходе их встречи с официальными представителями Астраханской области были обсуждены вопросы развития сотрудничества по линии торговли, строительства, пищевой промышленности, образования и науки, а также создания в Астрахани русско-иранского торгового дома;

- визит 30 августа в Астраханскую область официальной делегации из Азербайджана во главе с руководителем исполнительной власти Наримановского района города Баку Абдином Фарзалиевым. Во время приема азербайджанцев губернатором области им было отмечено, что Астраханскую область и Азербайджан объединяет много проектов, включая запланированное в 2010 году строительство транспортного терминала.

Аналогичную практику данного сотрудничества используют и другие прикаспийские государства. Так, например, 19-20 мая этого года в Баку с рабочим визитом посетила делегация Мангыстауской области Казахстана во главе с акимом области Крымбеком Кушербаевым. В ходе их встреч с официальными лицами Азербайджана, в частности, обсуждались вопросы сотрудничества в сфере строительства платформ, морских оснований и подводных трубопроводов на Каспии.
В области назменого транспортного сообщения. В данном случае нужно отметить деятельность заинтересованных субъектов, направленную на развитие железнодорожного сообщения между прикаспийскими государствами.

В частности, здесь нужно отметить реализуемый ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) проект по созданию прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном в районе Каспийского моря в рамках формирования целостной железнодорожной инфраструктуры международного транспортного коридора «Север - Юг». Протяженность данного пути, идущего от Санкт-Петербурга до иранского порта Бендер-Аббас, составит около 4,5 тыс. км.

Не менее важным является совместный проект Казахстана, Туркменистана и Ирана по строительству железной дороги по маршруту Узень - Кызылкая - Берекет - Этрек - Горган общей протяженностью 686 км. В его рамках 22 июля в Астане состоялось первое заседание Трехстороннего координационного комитета, в ходе которого его участники представили свои национальные отчеты и обсудили различные вопросы дальнейшей реализации этого проекта.

В области экологии и охраны биоресурсов. Развитию межгосударственного сотрудничества в данной сфере благоприятствует прежде всего наличие соответствующей правовой основы в лице действующей с 12 августа 2008 года Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря. Реализация основных положений данного документа находит свое выражение в соответствующих действиях прикаспийских государств на двух- и многосторонней основе.

В частности, можно отметить проведенные в Москве 26-29 января этого года консультации между экспертами России и Ирана по вопросам защиты морской среды Каспийского моря. В ходе этих консультаций их участниками были подготовлены проекты таких документов, как протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью (протокол по чрезвычайным ситуациям). Данные документы направлены на согласование в уполномоченные органы всех прикаспийских государств. Ожидается, что они будут подписаны в ноябре текущего года.

 

Сергей Михеев.

 

Продолжение следует...


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение