Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Актуальные проблемы сотрудничества Казахстана и России в сфере безопасности

07.11.2010

Автор:

Теги:
 

Глобальные угрозы современности - экстремизм и терроризм, которые, по словам Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, подобно раковым метастазам, шаг за шагом поражают все современную цивилизацию, исходят из Афганистана, других стран так называемой дуги нестабильности, проходящей через государства Центральной Азии, и неуклонно продвигаются в направлении России и стран Европейского Союза. Поэтому сегодня обеспечить прочную европейскую безопасность, не учитывая азиатское измерение безопасности, в принципе невозможно. На наш взгляд, пришло время новой системы безопасности, а именно евроазиатской безопасности.

            Радует, что наши европейские партнеры по ОБСЕ наряду с определением «единая, неделимая, всеобъемлющая безопасность на пространстве ОБСЕ», согласились с термином «европейская и евроазиатская безопасность», который предлагался, в том числе на наших научных мероприятиях. Именно проблемы евроазиатской безопасности предполагается обсудить на предстоящем 1-2 декабря  с.г. в Астане саммите ОБСЕ. 

В России существует шкала национальных угроз, сформулированных еше президентом РФ В.В.Путиным:

- терроризм;

- незаконная миграция;

- наркобизнес;

- обеспечение безопасности государственной границы[1]

Исходя из этого, перед специальными и правоохранительными службами РФ были поставлены следующие задачи:

1. Реализовать цивилизованную миграционную политику, поскольку Россия заинтересована в привлечении из-за рубежа квалифицированных специалистов и рабочей силы. Однако незаконная миграция и, связанные с ней, нелегальный подверженный криминальному влиянию рынок труда и неподконтрольные финансовые потоки наносят существенный ущерб национальной экономике.

2. Повести самое решительное наступление на наркобизнес, так как увеличение в стране количества наркоманов, в том числе среди молодежи - это прямая угроза будущему российской нации. Необходима серьезная активизация работы по ликвидации наркогруппировок, нейтрализации экономических основ наркобизнеса, выявлению маршрутов наркобизнеса.

3. Создание эффективных и устойчивых антинаркотических «поясов безопасности». Причем не только в районе границ Российской Федерации, но и по внешним границам СНГ.[2]

Вопросы взаимодействия Казахстана и России в целях обеспечения национальной и региональной безопасности являются постоянной темой на двусторонних переговорах.

Уже на Первом Форуме приграничных областей Казахстана и России в Омске 15 апреля 2003 года Президент России В.В.Путин обратил внимание на следующие задачи по обеспечению безопасности в приграничье:

  • 1) cовместная охрана казахстанско-российской границы и углубление

взаимодействия пограничников двух стран;

  • 2) повышение эффективности совместной борьбы с наркобизнесом,

терроризмом, транснациональной преступностью, предупреждение незаконной миграции, эпидемиологических и иных угроз.[3]

На Втором Форуме приграничных областей Казахстана и России в Челябинске 17 мая 2005 года тему обеспечения безопасности продолжил Президент РК Н. Назарбаев.

Глава Казахстана, в частности, заявил, что перед обоими государствами остро стоят проблемы обеспечения своей безопасности в новых условиях, прежде всего экономической безопасности, а также в сфере обороны, борьбы с организованной преступностью и наркотрафиком, незаконной торговли. Поэтому, по мнению Президента РК Н. Назарбаева, очевидной становится необходимость усиления взаимодействия правоохранительных, пограничных, таможенных и миграционных служб Казахстана и России.[4]

 

Сотрудничество спецслужб РК и РФ против терроризма

 и религиозного экстремизма

В настоящее время созданы в целом правовые и организационные условия для сотрудничества спецслужб Казахстана и России, как на двустороннем уровне, так и в рамках Региональной Антитеррористической структуры ШОС, Антитеррористического центра стран СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности. На территории Казахстана состоялись международные оперативно-тактические учения спецслужб и органов безопасности стран СНГ, а также стран-членов ШОС. Последние такие учения прошли на днях на территории Жамбылской области в Казахстане.

Продолжается активный диалог между руководителями КНБ РК и ФСБ РФ по актуальным вопросам борьбы с международным терроризмом, взаимодействия в контразведывательской деятельности. При этом особое внимание уделяется борьбе с транснациональной преступностью, которая идет через границу, протяженностью в 7 тысяч километров, - вследствие чего эта проблема является «насущной для Казахстана и России».[5]

Казахстанские эксперты по антитеррору полагают, что зарубежные террористы продолжают рассматривать Казахстан в качестве вербовочной базы для использования казахстанских граждан в преступных целях, пытаясь создать на территории республики свои структурные звенья и опорные пункты.[6]

На протяжении ряда лет на территории Казахстана пытаются укрыться, используя поддельные документы, участники террористических банд - граждане России, Узбекистана и других стран. Так, в 2004 - 2005 гг. на территории Казахстана были задержаны и экстрадированы в Россию, Узбекистан, другие государства одиннадцать лиц, причастных к террористической деятельности.[7]

Указанные операции по нейтрализации скрывающихся от уголовного преследования террористов свидетельствуют о том, что между спецслужбами РК и РФ налаживаются механизмы взаимодействия.

В настоящее время в целях обеспечения национальной безопасности, а также во исполнение ряда международных договоров, подписанной Республикой Казахстан в области борьбы с терроризмом, Верховным Судом РК по заявлению Генерального Прокурора РК признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Казахстана следующих международных организаций:

  • 1. «Аль-Каеда»;
  • 2. «Исламская партия Восточного Туркестана»;
  • 3. «Курдский народный конгресс»;
  • 4. «Исламское движение Узбекистана»;
  • 5. «Асбат-аль-Ансар»;
  • 6. «Братья мусульмане»;
  • 7. Движение «Талибан»;
  • 8. «Боз Гурд»;
  • 9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»;
  • 10. «Лашкар-и-Тайба»;
  • 11. «Общество социальных реформ»;
  • 12. «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами».

Действующим законодательством РК предусмотрена уголовная ответственность за создание, руководство и участие в деятельности террористической группы, а также за организацию либо участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма.

 КНБ РК и ФСБ РФ активно сотрудничают по пресечению проникновения наркотиков из Афганистана в Россию и Европу, а также созданию антинаркотического пояса вокруг Афганистана. Сотрудники КНБ РК регулярно проводят совместно с коллегами из России, Таджикистана и Узбекистана спецоперации, в рамках которых пресекаются международные каналы наркотрафика из Афганистана. Так, в рамках операции «Тайфун» совместно с ФСБ России и СНБ Узбекистана ликвидировано центральноазиатское наркосообщество, возбуждено 24 уголовных дела. На территории Казахстана, России и Узбекистана задержано свыше 42 активных члена наркоструктуры, изъято 805 килограммов героина и 100 килограммов опия.[8]

За последние годы органами КНБ РК пресечено 239 наркогруппировок, ликвидировано 234 наркоканала, из незаконного оборота изъято свыше 8,677 тонн наркосредств, в том числе 1,353 тонны героина,  227 килограммов опия, 5108 таблеток синтетических наркотиков, 486 килограммов гашиша, 8,692 тонны марихуаны. Стоимость изъятых наркотиков на преступном рынке составляет свыше 12 млрд. тенге, с их помощью можно было вовлечь в наркозависимость более 1,5 млн. человек.

                        Совместная охрана государственной границы

По расчетам российских экспертов, оборудование одного километра государственной границы на равнинной местности между Россией и Казахстаном составляет 1-3 млн. долларов, в горной - 15-20 млн. долларов, а строительство и оборудование одного погранично контрольно-пропускного пункта потребует от 3 до 15 млн. долларов. Общие же расходы на обустройство казахстанско-российской границы, по примерным подсчетам, составляют около 1 млрд. долларов.

Руководители погранслужб РФ и РК на своих рабочих встреч обсуждают вопросы совместной охраны границы и проведения совместных операций по пресечению нелегального оборота наркотиков, контрабанды, незаконной миграции. По словам руководителя погранслужбы ФСБ РК, взаимодействие пограничников двух стран «в настоящее время отличает деловой характер, по всем вопросам достигнуто взаимопонимание». [9]

 

Сотрудничество таможенных структур РК и РФ

Таможенные службы двух стран в связи с созданием Таможенного союза заинтересованы в активизации сотрудничества во время «переходного этапа».

За 8 месяцев 2010 года таможенными органами РК возбуждено 530 уголовных дел, в том числе по экономической контрабанде- 321 дело, по уклонению уплаты от таможенных платежей и сборов - 51, по контрабанде наркотиков - 95. сумма изъятых товаров и валюты составила 2,774 млрд. тенге (за этот же период 2009 года- 1,003 млрд. тенге). Возмещено ущерб государству на сумму 11,5 млрд. тенге.[10]

 

Сотрудничество органов внутренних дел РК и РФ

Наибольшей активности в организации двустороннего сотрудничества добились министерства внутренних дел Казахстана и России, руководители которых уделяют пристальное внимание налаживанию совместного сотрудничества в борьбе с криминальной преступностью.

На совместных совещания руководителей МВД РК и РФ обсуждаются перспективы двустороннего сотрудничества в борьбе с трансграничной преступностью. МВД РФ выражает особое беспокойство в связи с неэффективным противодействием притоку нелегальных мигрантов из Таджикистана и Узбекистана на российско-казахстанской границе.

МВД РК выступает за активизацию совместной борьбы с организованной преступностью, поскольку отдельные криминальные группировки тесно связаны и имеют взаимный интерес как в Казахстане, так и в России. В то время как органы внутренних дел обеих стран не добились взаимодействия в борьбе с ними, прежде всего, в ликвидации их международных связей.  Зачастую преступники, совершив преступление в одной стране, скрываются на территории соседней, пользуясь сохраняющейся относительной ее прозрачностью. Поэтому, по мнению казахстанских полицейских, необходимо наладить рабочие каналы связи и информационного обмена между органами внутренних дел РК и РФ, что особенно важно для приграничных областей,

 

Проблемы совместной борьбы с наркотрафиком

Для Казахстана и России сохраняет особую актуальность проблема борьбы с наркотрафиком из Афганистана.

За последние 10 лет производство опиатов в мире выросло в два раза. Главным поставщиком опиатов является Афганистан. Основной мишенью наркоугрозы  является молодежь. По словам Президента РФ Д.А.Медведева, за последние восемь лет из-за употребления только афганского героина в мире погиб один миллион человек, не достигших возраста 35 лет. Для того, чтобы противостоять этому злу, необходимо бороться не только с наркотрафиком, но и теми социальными факторами, которые его порождают- бедность, неравенство, коррупция.[11]

На территории Центральной Азии сложилась устойчивая международная наркосеть, объединяющая организованные транснациональные наркоструктуры. Казахстан, занимая особое геополитическое положение в Центральной Азии,  оказался в зоне транзита наркотрафика из стран «золотого полумесяца» в Россию и Европу. По данным казахстанских спецслужб, Казахстан превратился в объект экспансии международного наркобизнеса, в орбиту которого все больше втягиваются отечественные наркодельцы и организованные преступные группы.[12]

Генерал Джеймс Джонс, советник президента США по национальной безопасности, выступая на Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (г.Сочи, 5-6 октября 2010 г.)  заявил, что в глобальную торговлю наркотиками вовлекаются криминальные группировки России, Китая, Италии и Балкан - стран и регионов, которые ранее существенно не страдали от наркотрафика. При этом средства от продажи афганского опиума и героина идут на финансирование Талибана, а также повстанцев и криминальных группировок в Центральной Азии, на Кавказе и в России. По мнению американского генерала, «последствия трагичны как для семей, так и для целых общин, так как подобная незаконная деятельность может сопровождаться неописуемым насилием».[13]

То, что Казахстан является страной транзита, а не назначения, не снижает опасности, так около 11 % наркотиков, проходящих через казахстанскую территорию, оседает здесь.

В связи с этим, наркооборот в Казахстане стремительно набирает темпы. По данным МВД РК, если в 1990 г. в Казахстане не было изъято ни одного грамма наркотиков, то в 1991 году впервые было изъято 10 граммов. В 2005 году количество конфискованного только героина выросло до 300-400 килограммов.

В 2006-2008 годах правоохранительными органами РК было выявлено 31 тысяча наркопреступлений, пресечена деятельность 27 организованных преступных групп. Было изъято 76,5 тонн наркотиков, в том числе свыше 70 тонн марихуаны, около трех тысяч тонн героина, почти одна тонна опия. В 2009 году в Казахстане было выявлено свыше 9,7 тысяч наркопреступлений, ликвидировано 10 организованных преступных банд.[14]

Увеличивающийся вал наркотиков наносит ущерб здоровью казахстанцев. На протяжении 5 последних лет число наркопотребителей составляет 53-55 тысяч человек (в 2005 г.- 47 тысяч наркоманов). Только в Алматы состоят на учете в наркодиспансере полторы тысячи подростков. Основную группу наркоманов составляют лица в возрасте 17-26 лет (42,5 %). В среднем по Казахстану на 292 жителя приходится 1 наркоман, а в Алматы - 1 наркоман на 159 жителей. Женщины составляют 9% от всех поставленных на учет наркоманов.[15]

На необходимость активизации международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом обращает внимание советник президента США по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс. В частности, он сообщил о налаживании российско-американского сотрудничества  по вопросу Афганистана, углублении сотрудничества в борьбе против «жестокого экстремизма»,  а также над предотвращением распространения ядерного оружия.[16]

Казахстана интегрирован в международную систему контроля над наркотиками, ратифицировал        все три конвенции ООН в сфере контроля над наркотиками, является участником более 50 многосторонних и двусторонних соглашений в этой сфере.[17] Казахстан выступил инициатором создания в Алматы Центрально-Азиатского регионального информационного и координационного центра (ЦАРИКЦ) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. На развитие ЦАРИКЦ Казахстан выделил свыше $2,7 миллионов.

Несмотря на принимаемые меры, в том числе при содействии международных организаций, приостановить наркотрафик не удается.

Следовательно, международный наркобизнес продолжает использовать территорию РК в качестве транзита и эта тенденция нарастает.

 

                                    Проблемы совместной борьбы с нелегальной миграцией

В современном мире внушительных размеров достигает легальная и нелегальная миграция, основными причинами которой являются политическая и экономическая нестабильность в одних странах, демографический кризис - в других, ускоряемые такими факторами, как глобализация рынков труда, обмен информацией, специалистами, технологиями.

В Центральной Азии, как и на всем постсоветском пространстве после распада СССР, проявились миграционные процессы, вызванные резким ухудшением социально-экономического положения во всех новых независимых государствах, усилением этнического и конфессионального отчуждения, «прозрачностью» границ. За 15 лет независимого существования постсоветских республик социально-экономическое и политическое развитие в них сложилось по-разному. В результате в региональном миграционном аспекте Россия и Казахстан являются сейчас «принимающими» государствами, а Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан - «отправляющими».

По данным экспертов, треть трудовых ресурсов Кыргызстана и Таджикистана работает за пределами своих стран, а их денежные переводы формируют до половины ВВП этих стран.[18] Как считают узбекские эксперты, количество мигрантов из Узбекистана составляет от 600 тысяч до 1,5 млн. человек в год (от 3 % до 6 % населения страны). В основном узбекские мигранты едут в Россию, хотя в последнее время доля отправляющихся туда сократилась с 80 % в 1994 г. до 60 % в 2004 г. Всё большее число узбекских граждан едет в Казахстан - 25 % от общего числа в 2004 г.[19]

Казахстан официально привлекает иностранную рабочую силу с 1993 года. К настоящему времени численность зарубежных рабочих на казахстанском рынке труда выросла в 13 раз, и их число колеблется от 500 тысяч до 1 млн. человек. По прогнозам число гастарбайтеров в Казахстане в ближайшее время вырастет до 45 % от числа экономически занятого населения.[20]

Трудовую миграцию, являющуюся международным процессом, невозможно решить мерами, действующими в одной отдельно взятой стране. Однако международное сотрудничество, в том числе на уровне казахстанско-российских отношений, пока развивается недостаточно активно.

 

Таким образом, специальными службами и правоохранительными органами РК и РФ осуществляется сотрудничество по противодействию угрозам национальной и региональной безопасности.

В связи с созданием Таможенного союза особого внимания заслуживает укрепление южных границ этого объединения. В настоящее время казахстанской стороной осуществляется материально-техническое укрепление пограничной охраны, возводятся инженерные сооружения и заграждения.

Тем не менее, пока не достигнута достаточно эффективная координация деятельности между спецслужбами и правоохранительными структурами России и Казахстана. Этому в значительной мере препятствует межведомственное соперничество правоохранительных органов как в России, так и в Казахстане. Это видно, например, по сводкам борьбы с наркоманией, публикуемым в СМИ Казахстана и России. Каждое ведомство рапортует о победах своего ведомства. КНБ, МВД ведут эту борьбу порознь. В России этим занимается ещё и специальное агентство. Такая разобщенность не может не перейти на двусторонний уровень сотрудничества.

В сфере двустороннего сотрудничества органов МВД РК и РФ - необходимо сконцентрировать первостепенное внимание на создании единой базы информации о всех преступлениях, совершаемых в странах-партнерах, сделав её доступной для правоохранительных органов обеих стран.

Необходимо активизировать миграционное сотрудничество стран-членов СНГ, Таможенного союза. В первую очередь необходимо согласование законодательства о миграции, включая заключение соглашений о приграничной трудовой миграции, защите прав мигрантов.

 



[1] Путин В.В. Выступление на встрече с высшими офицерами РФ, Москва, БКД, 27 июля 2005/www.kremlin.ru

[2] Там же

[3] www.In.mid.ru/ns

[4] Казахстанская правда, 18 мая 2005

[5] www.nomad.su

[6] www.knb.kz/page

[7] www.nomad.su

[8] Белый след. Незаконный оборот наркотиков- угроза национальной безопасности./Литер, 7 октября 2010 г.

[9] Сообщение Центра общественных связей ФСБ РФ, 26 янв. 2004 //www.mid.ru/ns

[10] Границы в Таможенном Союзе приближаются к евростандартам./ Казахстанская правда,

    5 октября 2010 года.

[11] Медведев Д.А. Выступление на Международном  форуме «Афганское наркопроизводство- вызов мировому сообществу». Москва, 9 июня 2010 г./ yttp/www//kremlin/ru/

[12] Белый след. Незаконный оборот наркотиков- угроза национальной безопасности./Литер, 7 октября 2010 г.

[13] Русская служба «Голоса Америки», 05 октября 2010/ http:www.voanews.com/Russian/news/America/

[14] Баймагамбетов С. О казахстанском рецепте борьбы с наркобизнесом./ http://www.rian.ru/., 9 июля 2010 г.

[15] Известия-Казахстан, 17 июля 2006

[16] Русская служба «Голоса Америки», 5 октября 2010/http:www.voanews.com/Russian/news/America/

[17] Баймагамбетов С. О казахстанском рецепте борьбы с наркобизнесом./ http://www.rian.ru/., 9 июля 2010 г.

[18] Панорама, 16 сентября 2006

[19] Панорама, 02 июня 2006

[20] Панорама, 16 сентября 2006

 

Султанов Б.К.

директор КИСИ при Президенте РК,

член Казахстанско-Российского экспертного совета


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение