Россия, Москва

info@ia-centr.ru

М. Свердлик. Казахская диаспора на территории России. Постановка проблемы.

01.11.2010

Автор:

Теги:

В настоящее время на территории РФ проживает по разным данным от 600 до 1,5 миллионов казахов.  Данные всероссийской переписи населения в 2002 г. зафиксировали  654 тысячи человек.
В основном районы компактного проживания казахов находятся в приграничных с Республикой Казахстан регионах – в Алтайском крае, Омской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях.
В Астраханской области проживает 142,6 тысячи казахов — крупнейшая в России община. Они составляют 14,2 % населения области — вторая после русских по численности национальная община. В Володарском районе они составляют большинство населения, много казахов в Харабалинском, Красноярском и других районах области.
В Саратовской области казахи составляют 3,98 % населения — вторая по численности после русских национальная общность, в Волгоградской — 1,68 % — третья по численности общность после русских и украинцев.
В Оренбургской области проживает 125,5 тысяч казахов, что составляет 5,76 % населения области, это третья по численности после русских и татар национальная общность области.
В Омской области казахи составляют 3,92 % населения — вторую по численности после русских национальную общность.
В Алтайском крае проживает 9,8 тысяч казахов, что составляет всего 0,37 % населения, в том числе в Барнауле — около тысячи человек, в районах Кулундинском — 500 человек, Благовещенском — около 600, Михайловском — 1488, Бурлинском — 1542 человека.
В центрально-европейской части России число казахов относительно невелико и живут они дисперсно, в основном в крупных городах. Около 30 тысяч казахов проживает в Москве и Санкт-Петербурге.
Зарегистрировано 3 казахские региональные национально-культурные автономии: в Москве, Астрахани и Оренбурге.
Российских казахов можно разделить на 2 группы – это казахи, поселившиеся не территории России в середине 18 века и проживающие на приграничных территориях и мигранты советского и постсоветского периодов.
Соответственно первая  группа попадает под понятие ирреденты, а вторая - диаспоры.
Вопрос о значении термина «диаспора» был нами подробно рассмотрен в предыдущей главе.
Большая советская энциклопедия определяет Ирредентизм (итал. irredentismo, от irredento - неосвобожденный, находящийся под чужим владычеством) как политическое и общественное движение в Италии в конце 19 - начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель с итальянским населением.  
Шире можно определить ирредентизм как этническое общественно-политическое движение за присоединение всех групп так называемого разделённого народа вокруг единого национального государственного ядра, то есть воссоединение всех сопредельных этнических земель народа.
В отличие от диаспоры, члены ирреденты рассеянно проживают на территории удаленных от их исторической родины государств, они, как правило, компактно расселены в государствах, граничащих с их исторической Родиной, особенно высока их концентрация в приграничных, сопредельных территориях .
Именно это  соотношение терминов диаспора/ирредента породило в современной науке оживленные дискуссии и баталии геополитической направленности.
В 90-х годах, после распада СССР тема Российско-Казахстанского пограничья  стала предметом исследований со стороны и российских и казахстанских ученых.
В Казахстане начала формироваться новая этноцентриская идеология. В рамках казахской историографии произошел ряд существенных изменений в оценке исторических событий предшествующего периода.
Учеными Казахстана доказывается древность возникновения казахской государственности, акцентируется утрата в результате колониальной политики России национально-религиозных особенностей казахов и тщательно изучается расселение казахов в Сибири.
Утверждается, что процесс поступательного развития казахской государственности был прерван царской Россией, превратившей Казахстан в колонию. Говорится о тотальной колонизации Казахстана Россией. Авторы искажают характер в целом мирного и по преимуществу добровольного присоединения казахских жузов к России, что зафиксировано в сотнях архивных документах, многие из которых опубликованы.
Происходит пересмотр истории взаимоотношений России и Казахстана и, прежде всего, ревизия характера и последствий присоединения казахских жузов к Российской империи. Основная суть этих публикаций сводится к отрицанию добровольного и мирного вхождения Казахстана в состав Российского государства,
Политика России в этом регионе представляется как захватническая, последствия же присоединения - как исключительно негативные. Россия представляется как страна, отнявшее у казахов их государственность, грабившая национальные богатства народа, отнимая у него его лучшие земли.
16 декабря 1996 г. в своем докладе, посвященном 10-летию массовых беспорядков в Алма-Ате, Н. Назарбаев выступил с докладом, выдержки из которого в полной степени дают представление о векторе приложения доказательных усилий ученых независимого Казахстана:
“Почти полторы тысячи лет назад тюрки создали первое великое государство — Тюркский каганат, наследниками которого стали многие государства, в том числе наша страна.
...Благодаря несомненному превосходству кочевые народы смогли захватить регионы, занятые оседлым земледельческим населением...
...Империи, созданные тюрками, хотя и возникали в результате завоеваний, в дальнейшем играли определенную цивилизующую роль”. В том же докладе Назарбаев так оценивает политику России:
“Царское самодержавие в России вело политику натравливания одних народов на другие. В частности, эти методы были использованы для развязывания войны между казахами и ойратами с целью истребления обоих народов. Таковы были предпосылки последующих событий XVIII века, в итоге приведших к потере независимости... и превращения Казахстана в колонию Российской Империи.
...Независимо от методов присоединения Казахстана к России суть его оставалась одной — колонизация.
...В середине 60-х годов XIX века царское правительство перешло от жестокой военно-казачьей колонизации Казахстана к крестьянской.
...Переселенческая политика царской России нанесла тяжелейший удар по хозяйственной жизни казахского общества”.
В заключение своего доклада Назарбаев подчеркивает:
“Мы должны сегодня отдать себе отчет в том, что любая доктрина, основанная на приоритете классового над национальным, обречена на провал. Целая группа мифов — от пресловутого “советского народа” до особой роли “старшего брата” — на деле скрывала многолетнюю политику подавления национального чувства и национального сознания”.*
По мнению казахстанского этнографа М.С. Муканова,  этническая территория казахов сложилась в 16-17 вв. в пределах границ, что обозначают сейчас территорию Республики Казахстан. Современная же казахстанская историография, по сути дела, переписывает заново всю новую и новейшую историю, и создание в 1920 г. автономной, а затем в 1936 г. союзной республики Казахстан уже рассматривает как "закономерное" развитие прежней государственности.
По результатам исследования посвященного изучению процессов переселения русских на территорию Центральной Азии, проведенной Ириной Ерофеевой, на территории Рудного Алтая и на левобережной стороне бассейна Верхнего Иртыша от Семипалатинска до Зайсана в 17 - первой половине 18 вв. размещались только ойратские кочевые племена, которые оставались ближайшими соседями первых русских переселенцев вплоть до середины 18 века.  К началу 30-х годов XIX в. европейские мигранты расселились на большей части территории Рудного Алтая, где основали свыше 50 больших и малых деревень, объединенных в три крестьянские волости. Помимо русских крестьян и казаков на правую сторону Иртыша постоянно мигрировали, начиная с середины 50-х годов 18 в., различные социальные подразделения казахов Среднего жуза.
Еще по сведениям известного русского ученого и путешественника П.П. Семенова-Тянь-Шанского в древности и в средние века это была этническая территория алтайцев (урянхайцев), а затем западных монголов-ойратов. Калмыки занимали верхние части Черного Иртыша на востоке и места к западу от озера Зайсан; урянхайцы кочевали севернее, в долинах Бухтармы, Нарыма, Курчума и в окрестностях оз. Марка. Во второй половине XVIII в. после падения Джунгарского ханства и разорения его китайскими войсками, в речную область Черного Иртыша вошли киргизы (казахи), которые вытеснили из речной области Черного Иртыша и урянхайцев, заняв не только долины р. Курчума и Кабы, но и Нарыма и Бухтармы в ее вершинах. Бассейн р. Иртыша от р. Оми до оз. Зайсан в первой четверти XVIII века был занят русскими, отодвинувшими алтайские и ойратские, но не казахские, кочевья на юго-восток.  
Г. М. Мендикулова, в своих работах пишет, что казахская ирредента в России была создана колониальными захватами и присоединениями исконных казахских территорий российским государством в период царизма, а также необоснованным отторжением территории вдоль северной границы Западного, Северного и Восточного Казахстана в пользу РСФСР в 1924 г.
Территории Нижнего Поволжья, Южного Урала, юга Западной Сибири входили в ареал распространения казахской народности, что будто бы подтверждается родословными племен и родов, издревле обитавших на них и участвовавших в этногенезе казахов.
Она утверждает также, что территория юга Западной Сибири была заселена казахскими родами и племенами задолго до прихода русских колонизаторов. В советский период земли Астраханской, Оренбургской, Тобольской, Томской, Енисейской губерний были включены в состав РСФСР, к ней же отошли земли Оренбургского, Сибирского и частично Уральского казачьих войск, что в общей сложности, по ее подсчетам, составило 600 тыс. кв. км. Таким образом, делает вывод автор, казахская ирредента в России возникла вследствие незнания или умышленного замалчивания этногеографии казахского народа в прошлом, абсолютного игнорирования экономических, этнических и других интересов коренного населения данных территорий. Интенсивное заселение названных территорий переселенцами из Центральных и Малороссийских губерний России приводило, по ее мнению, к изменению этнического состава населения, что позволяло впоследствии говорить об «исконных русских землях» в Нижнем Поволжье, Южном Урале, Сибири.
С изменением образа жизни в XX в. – переходом кочевников на оседлость в естественным образом ушла в прошлое и перекочёвка.
Близкие родственники распылились в ареале прежнего кочевания, а установление межгосударственной границы разделило этих людей и на межгосударственном уровне.
Подытоживая все вышесказанное мы видим, что одно и то же историческое событие описывается с прямо противоположных позиций, причем ученые Казахстана ставят акцент именно на насильственном формировании казахской ирреденты, преднамеренно углубляя историю присутствия казахов на территории Алтая, что, надо заметить, вносит существенные трудности в работу с материалом.  
Рассмотрение этого исторического спора важно для данного исследования по ряду причин:  исследования по данной проблематике, именуемое "ирредентизмом", занимают одно из приоритетных направлений в конфликтологии, истории международных отношений, этнической политике.
Исследования такого рода являются одним  из важнейших компонентов внешней политики государства, влияющим на межгосударственные взаимоотношения.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение