Владимир Король. Мажилис: весеннее обострение.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как всегда, апрель принёс с собой очередную порцию слухов о глобальных политических перестановках в высших эшелонах власти РК. Помимо виртуального возвращения Нуртая Абыкаева и не менее гипотетического обретения Касым-Жомартом Токаевым статуса претендента номер один, обращает на себя внимание информация о возможных досрочных перевыборах Мажилиса Парламента РК.
Владимир Король. Мажилис: весеннее обострение.

Как всегда, апрель принёс с собой очередную порцию слухов о глобальных политических перестановках в высших эшелонах власти РК. Помимо виртуального возвращения Нуртая Абыкаева и не менее гипотетического обретения Касым-Жомартом Токаевым статуса претендента номер один, обращает на себя внимание информация о возможных досрочных перевыборах Мажилиса Парламента РК.

Мотивировка этого слуха настолько туманна и неконкретна, а, вместе с тем, сама версия скорого роспуска «вбрасывается» в информационное пространство с частотой столь пугающей, что по неволе возникает мысль о направленной дезинформации. Или же, напротив, подготовке общественного мнения к скорым переменам. Правда "подготовка" эта ведется довольно странными методами и даже такие монстры казахстанской политологии как Данияр Ашимбаев вычисляют симптомы по косвенным признакам. Пробный шар?

В российских экспертных кругах интерпретация данного мессeджа предельно проста. Это решение может быть связано с предстоящим председательством Казахстана в ОБСЕ и необходимостью «вписаться» в европейские стандарты с образом более демократичным, нежели однопартийный парламент. Ещё один побудительный мотив - это возможность для определённого круга заинтересованных лиц на вполне легальных началах «перепилить» очередную порцию бюджетных и внебюджетных средств, которые, как всегда, немеренно расходуются на мероприятия подобного рода. На это обстоятельство указывает и Д. Ашимбаев.

Против версии перевыборов свидетельствуют, конечно, "репутационные риски" для самого Казахстана, так и для его ближайших соседей, которые с искренним азартом доказывали летом 2007 года, что однопартийная система и есть высшее достижение "азиатской" или "степной" демократии, а теперь, получается, будут вынуждены плясать от обратного. Впрочем, проблемы частных лиц ничто перед реальной возможностью вступить на председательство в ОБСЕ в новом, еще более демократическом костюме.

Замечу, и в Казахстане, и в России уже неоднократно совершались действия вне формальной логики, которые после соответствующей коррекции в медийном пространстве выдавались за образцы дальновидности и политической мудрости.

Если перевыборы состоятся, и, если, в основе этого решения будет лежать ситуативная реакция на давление со стороны Запада, то сразу возникает вопрос: кто станет вторым, а может и третьим счастливцем из числа партийных структур РК, вошедших в «круг избранных». На данный момент просматривается только одна партия, участие которой в деятельности Мажилиса устроит как власти, так и «прогрессивное мировое сообщество». Это объединённая социал-демократическая партия Жармахана Туякбая.

Остальные «полуоппозиционные партии» либо находятся в стадии полураспада, либо ещё не прошли фазу организационно-технических трудностей, как например, партия Булата Абилова. Хотя, его присутствие в депутатском корпусе очевидно вызовет недовольство со стороны многих представителей ближайшего президентского окружения.

Шансы байменовского "Ак Жола" и вовсе кажутся минимальными. Но, впрочем, известно, что Алихан Байменов перед каждыми выборами всегда возрождается, словно Феникс из пепла. И, всё же, двухпартийная модель для нового Мажилиса (на уровне политтехнологических фантазий) кажется наиболее реальной.

Генеральный директор ИАЦ Алексей Власов полагает, что ни в России, ни на Западе перевыборы в Мажилис не вызовут недоумения или ажиотажа. "Казахстанские власти приучили всех к максимальной управляемости процессами. Если они так сделают, значит это кому-то надо" - утверждает эксперт.

Да только стоит ли игра свеч? Ведь никто же всерьёз не поверит, что вся эта процедура затеяна для того, чтобы довести до очередного логического конца (какого же по счёту?) политические реформы в РК. И, тем более, трудно придумать минимально убедительное обоснование, увязав, как это принято, с многочисленными стратегиями развития РК.

Ну и, наконец, стоит подумать о судьбах нынешних мажилисменов, которые (не подумайте только ничего плохого!) столько сил отдали для достижения заветной цели, а теперь вдруг могут оказаться перед новым выбором. И в прямом, и в переносном смысле. Что же касается российских, казахстанских и прочих экспертов, главных обоснователей целесообразности однопартийного Мажилиса, то я не сомневаюсь, что они легко и без особых напрягов найдут такие же резоны и для двухпартийного парламента, и, даже страшно сказать, ТРЕХпартийного Мажилиса.

P.S. А самое смешное, если перевыборы состоятся и "Нур Отан" наберт 97%. И все....

Об авторе: выпускник РГГУ, эксперт ИАЦ с марта 2008.

Теги: Казахстан

Поделиться: