Опыт толерантности и согласия

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прошедшая в Астане XVI сессия Ассамблеи народа Казахстана стала знаковым событием года. И не случайно многие выступавшие делегаты обращали внимание на сопряженность этого форума, тех идей, которые высказаны в ходе обсуждения, с вопросами, поднятыми в ходе председательства Казахстана в ОБСЕ.
Опыт толерантности и согласия
Прошедшая в Астане XVI сессия Ассамблеи народа Казахстана стала знаковым событием года. И не случайно многие выступавшие делегаты обращали внимание на сопряженность этого форума, тех идей, которые высказаны в ходе обсуждения, с вопросами, поднятыми в ходе председательства Казахстана в ОБСЕ. Действительно, актуальность изучения модели межэтнического согласия возрастает в условиях серьезного кризиса мультикультурализма, который мы наблюдаем в «старой» и «новой» Европе. Поэтому нет сомнений в том, что одной из важнейших тем на Саммите ОБСЕ в Астане станут принципы и инструменты толерантности как универсального средства борьбы с проявлениями ксенофобии и религиозной нетерпимости. Совокупность политических практик - инструментов государственной политики в сфере межэтнических отношений, среди которых важнейшее место занимает ассамблея, - именно эта часть казахстанского опыта воспринимается уже не как уникальное, а как универсальное начало, как руководство к действию, как позитивный опыт для решения глобальных задач. В то же время Казахстан создает вектор развития межэтнического согласия, выстраивает схему, механизмы его реализации, но каждодневная работа, взаимодействие на местах, решение текущих, ситуативных проблем невозможно без участия гражданского общества. Если взглянуть на модель межэтнического согласия с этих позиций, то мы четко видим ту роль и то место, которое занимает АНК в этой системе. Она - коммуникатор, который соединяет общество и власть в рамках столь тонкого и столь сложного сюжета, коим является проблема межнациональных отношений. В условиях новых рисков и вызовов, с которыми мир сталкивается в начале нового столетия, значимость этих усилий особенно очевидна. Важно постичь сущность казахстанской модели согласия, рассмотреть инструменты ее практической реализации, в том числе роль лидерского фактора в разработке и воплощении стратегии межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Ведь, как и каждый интеллектуальный продукт, эта стратегия основана на авторском начале, а потому не будет преувеличением называть ее «Моделью Нурсултана Назарбаева» - национального лидера, соединившего в политических практиках глубокое понимание внутренних факторов развития нового государства. Напомню слова, произнесенные Президентом Казахстана на десятилетии ассамблеи: «На наших глазах разваливаются целые государства. Причина развала - столкновение национальных интересов. Поэтому когда мы говорим, что главным достижением страны является межэтническое согласие, мир и стабильность в нашем общем доме, это не просто известная истина. Это серьезный успех в нестабильном мире». Слова эти оказались пророческими. Мир стоит на пороге глубоких перемен. Следовательно, «Дух Астаны», о котором так много говорят в преддверии Саммита ОБСЕ, это не только новое пространство взаимного доверия, не только усовершенствованные принципы строения механизмов безопасности, но и ясное понимание необходимости уважительного, доверительного отношения между народами, между представителями различных религий, с чего, собственно, и начинается строительство нового евразийского Дома. Казахстанская правда

Поделиться: