Перспективные отрасли сотрудничества, не охваченные договоренностями Медведева и Януковича

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Этот год был богат на рабочие и неформальные встречи Дмитрия Медведева и Виктора Януковича. В ходе этих встреч обсуждались наиважнейшие отрасли сотрудничества России и Украины: экономика, пребывание Черноморского Флота (ЧФ) на территории Украины, проблема «трубы» и русского языка. Принятые договоры в этих сферах чрезвычайно важны, но их недостаточно для того, чтобы закрепить теплые отношения между украинцами и русскими.
Перспективные отрасли сотрудничества, не охваченные договоренностями Медведева и Януковича

Этот год был богат на рабочие и неформальные встречи Дмитрия Медведева и Виктора Януковича. В ходе этих встреч обсуждались наиважнейшие отрасли сотрудничества России и Украины: экономика, пребывание Черноморского Флота (ЧФ) на территории Украины, проблема «трубы» и русского языка. Принятые договоры в этих сферах чрезвычайно важны, но их недостаточно для того, чтобы закрепить теплые отношения между украинцами и русскими. 

Газ, ЧФ, что-нибудь еще?

В апреле этого года был ратифицирован договор по продлению пребывания ЧФ РФ на территории Украины, что вызвало как радость, так и слезы огорчения. Выгода обеих стран от этого договора весьма призрачная. Украина получила уступки в виде снижения цен на поставки газа из России, подтвердив этим свою экономическую несостоятельность и энергетическую зависимость от страны-соседа, более того никакие активы в России ей не светят. Россия же получила расширяющуюся дыру в государственном бюджете за символичность пребывания флота в Крыму. Потеря флота означала бы проигрыш России, она бы сильно ударила по авторитету. Тут возникает вопрос, а кто же будет платить Украине за ЧФ, ни много ни мало 4 млрд. долларов? Ответ очевиден – российские налогоплательщики. Думаю, такой поворот событий не радует россиян. Что касается украинцев - есть ярые противники пребывания нашего флота в Крыму. К тому же, как показывает практика, у руководства наших стран пока не получилось полностью урегулировать все проблемные вопросы по флоту. То маяк не поделили, то смена кораблей не возможна, тут и не поймешь – зачем брались за дело, коли самые маленькие вопросы урегулировать не смогли.




Попытки объединить НАК «НафтоГаз» и «ГазПром» упираются в одну существенную проблему: боязнь поглощения гигантом. Безусловно, выгоды очевидны и совершенно ясно, кто из перечисленных компаний больше. «Это "масштабный план ликвидации" Украины»-вещает Юлия Тимошенко. Что же теперь, нам Украину уверять в своих лучших намерениях? К слову, были бы у России такие планы, она бы их уже реализовала. Лидер «БЮТ», при всем при том, не обращает внимания на многомиллиардные уступки в атомной и газовой сфере. Куда уж ей.



Но все это известно. Одной из важных проблем не уделили должного внимания. Политики, особенно оппозиционеры, погрязают во взаимных претензиях, часто высасывая проблемы из пальца, и главным козырем у них является имперскость России, и проблемы давно минувшего прошлого. Как люди публичные они тянут за собой население. В итоге у нас возрастает, а не уменьшается недовольство.




Культура, космос, медицина?



История.




Я думаю, исследование общей истории пошло бы на пользу и самим историкам, и населению и, конечно же, бедным школьникам, которые учат историю в невозможном для восприятия формате. Такая история внушает в неокрепшие умы лишь негатив по отношению к стране-соседу. Неконфликтное совместное изучение истории – вот один из ключей в борьбе за теплые отношения. Аналогов совместного изучения истории на постсоветском пространстве нет. А если есть, то изучение информационного поля может показать, что реальных результатов это не принесло. Для совместного изучения требуется привлечь самых квалифицированных историков современности от обеих стран. Это поможет нам более глубоко изучить все спорные моменты общей истории, найти корни многих проблем современности и понять, как нам содействовать друг с другом.



Космос.




Одной из перспективных отраслей является космос. Вложение денег в совместное изучение внеземного пространства позволит встать на новый путь развития науки, техники и человеческих отношений. Каждая страна по-своему и для себя старается развивать эту отрасль. Но, если объединить капитал и энтузиазм, мы получим больше. Здесь не нужна гонка на опережение, здесь требуется совместный обмен опытом и качественное сотрудничество с применением новых технологий. Конечно, забот хватает и у нас на Земле, но стоит задуматься над тем, что открытия космоса помогут отвлечь граждан от политических хитросплетений и национальных претензий.



Здравоохранение.




Более тесное сотрудничество в сфере здравоохранения позволит модернизировать еще советские больницы и клиники. Новые, конечно же, строятся, но в основном частные и не доступные пенсионерам и малоимущим семьям. Совместное привлечение инвесторов в эту сферу и совместный же выход на международный уровень помогут, благодаря нашим усилиям, сблизиться. Кто сейчас, скажите мне, из Европы поедет лечиться в Россию или Украину? И давайте вместе решать проблему демографии. Общее информационное поле и агитпроп станут помощниками.



Культура.




Не обойти стороной и культуру. У нас много общего, настолько много, что это невозможно не увидеть. В рамках культуры можно запустить «Год Украины в России и России в Украине» с сопутствующими ему акциями, проектами, форумами, на которые будут приглашаться и молодые люди. Примером приведу гуманитарный фестиваль «Великое русское слово», который прошел в июле в Крыму. Он был организован на средства крымского парламента, российского МИДа, правительства Москвы и фонда «Русский мир». На нем присутствовали как русские, так и украинские политологи, губернаторы ряда областей и эксперты. И все они говорили о проблемах русского и украинского языка. Такие форумы пойдут на пользу не только народу, но и властям. Обмен студентами, общие герои истории и культуры-все это нужно активизировать и показывать.



Многое не было затронуто договоренностями глав государств и отдельных ведомств и это огромный минус. Все договоры, якобы ведущие к улучшению отношений, на самом деле служат интересам бизнес - элит. Но, потратив силы на сближение народов, путем решения таких близких к ним проблем, решило бы в свою очередь проблему противостояния и негативного восприятия.




Авиастроение.



Ни для кого не секрет, что и Россия, и Украина (как и многие страны СНГ) не могут конкурировать с Западом во многих отраслях. Наша проблема в том, что мы, по большей части, используем старые советские самолеты. Безусловно, мы не стоим на месте и совершенствуем отрасль авиастроения, но по количеству выпускаемых летательных изделий мы слегка отстаем от соседей с Запада. Только объединившись, авиапромы России и Украины способны противостоять натиску американских и европейских авиационных конкурентов. По словам президента Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК) Анатолия Ситнова «Мы прекрасно знаем состояние украинских заводов: оно более тяжелое, чем у российских. Но если нам без Украины сложно обойтись (там сильное, одно из лучших на постсоветском пространстве КБ им. Антонова), то украинскому авиапрому без России просто не выжить, что бы ни говорила их национальная гордость». Слова господина Ситнова поддерживает и Александр Кава - директор Центра политического и экономического анализа (Украина): «Сотрудничество с ОАК - как спасательный круг для украинского авиапрома, который оказался в системном кризисе, не имея возможности даже выполнить вовремя полностью оплаченные заказы на производство самолетов». Картина яснее ясного – нам друг без друга не обойтись. Сторонами были инициированы совместные проекты на поставку и строительство самолетов Ан-148, военно - транспортного Ан-70 и Ан-124. Так же были проекты по совместному строительству авиадвигателей. (ОАК) и украинский концерн «Антонов» договорились о создании управляющей компании, которая займется расширением совместного производства и поставок в эксплуатацию вышеперечисленных самолетов, разработкой и проведением совместной маркетинговой политики как на внутренних рынках, так и в мире. О многом говорилось, многое решалось, но позитивных моментов в этой отрасли по пальцам счесть.




Мораль сей басни такова: нельзя игнорировать те отрасли, которые требуют не меньшего внимания, нежели нефть и газ. Нельзя забывать и о том, что создав более приятные и комфортные условия для дружбы обоих народов, мы в результате получим содействие, а не сопротивление, которое в свою очередь расчистит дорогу для модернизации в сфере экономики и прочих ключевых отраслях.



Ирина Хмелева, г. Москва


фото: news.ru.msn.com

Поделиться: