Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Опять не ждут в ЕС? Ч.1

18.10.2010

Автор:

Теги:

Опять не ждут в ЕС? Ч.1

Опять не ждут в ЕС? Ч.1

Всвоей прошлой работе я подробно останавливалась на «многовекторной» политики Кучмы и частично затронула политику Януковича. В этой работе хотелось остановиться непосредственно на политике Януковича в треугольнике Москва-Киев-Брюссель.

Надосказать, что возвращение украинского руководства к «многовекторному» курсу эпохи Кучмы было неизбежно не только по политическим, но и по экономическим причинам.  Абстрагируясьот энергетических вопросов двусторонних отношений, мы видим следующую картину: Россия уже давно не представляет собой единственно возможный центр интеграционного притяжения. И реальной альтернативой интеграционных инициатив Москвы является Евросоюз.

Вполне понятно, что европейский вектор, как приоритетное направление внешней политики был выбран неслучайно. Украинарассматривает процесс интеграции в рамках ЕС как положительный, поскольку в конечном итоге он означает расширение зоны стабильности, безопасности, экономического процветания. Вместе с тем, Украина, сделав де-юре выбор в пользу европейской интеграции, де-факто продолжает стоятьперед сложной дилеммой поиска стратегических ориентиров.

Самаидея европейского выбора Украины распадется на две цели и причины. Первая: Европа для обычных граждан страны привлекательна приоритетамиобщедемократических ценностей, высокой социальной защиты населения, высокими стандартами жизни, минимальным процентом безработицы и большим количеством рабочих мест,  стабильностью. Сюда же можно отнести и национальную идею под лозунгом «возвращения в Европу».

Втораяпричина, которая не часто предается огла­ске - это то, что членство Украины в ЕС сведет к минимуму возможность ши­рокой интеграции, включая экономическую Украины и России.

Сегодня в отношенииУкраины действует так называемая «Европейская политика соседства», кроме того, с 2009 года работает программа Восточное партнерство, которую многие российские эксперты восприняли как прямую альтернативу российским интеграционным усилиям.

Надосказать, что такое предположение не далеко от истины. Даже после прихода Януковича к власти европейское направление внешней политики остается приоритетным. В этом смысле, знаковым событием было посещение Брюсселя 1 марта 2010 г. (первый зарубежный визит нового президента), где Янукович в очередной раз заверил, что «дляУкраины европейская интеграция - это ключевой приоритет внешней политики, а также стратегия осуществления системных социально-экономических реформ». А глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, со своей стороны, отметил, что «у Украины есть европейское будущее» и «Украина будет частью европейской интеграции».[1]

Вполне возможно, что так оно и будет. Однако, несмотряна подписание большого количества документов и разнообразные заверения от первых лица Украины (как письменные, так и устные), что она будет проводить все демократические, социальные и политические реформы, которые требует от него ЕС,  интеграцияв Евросоюз остается делом далекого будущего. Для полного выполнения всех положений Со­глашения о партнерстве и сотрудничестве понадобится поразным оценкам от 15 до 20 лет, возможно именно поэтому политическая элита хочет как можно быстрее заключить с ЕС Европейское со­глашение, которое предоставит Украине так называемое «ассоциированное членство в ЕС», где, в отличие от Копенгагенских критериев полноценного вступления,четких критериев для подписания Европейского соглашения не существу­ет.

После прихода Януковича к власти достаточно конкретно были обозначены  цели Украины в направлении евроинтеграции на ближайшее будущее. Во-первых, получениеассоциированного членства. Во-вторых, безвизовый режим. В-третьих, создание зоны свободной торговли. Вот только четкой стратегии и тактики кдостижению этих целей выработано так и не было.

Непоследнее значение для Украины имеет и возможность для получения новых технологий, дополнительных инвестиций, причем на тех условиях, которые не затрагивают политические интересы новой украинской  элиты.

Однаковсе оказалось не так гладко, как хотелось бы правящей элите. В последнее время на Западе растет недовольство эрозией демократии, все чаще появляется информация о давлении на СМИ. В интервью европейских деятелей и экспертов слышатся намеки на возвращение к авторитаризму Кучмы. СБУ приобрела образ ведомства, постоянно выходящего за рамки своей компетенции.

НедовериеЕвропы к демократическим институтам Украины ярко выражено в резолюции ПАСЕ, которая была принята на основе обсуждения доклада «Функционирование демократических институтов в Украине» (докладчики - Маилис Репс (Эстония) и Ренате Вольвенд (Лихтенштейн)). Непосредственно вдокладе, в части Обобщение, сказано, что мониторинговый комитет обеспокоен в отношении того, что нынешняя политическая стабильность в Украине «является хрупкой, так как систематические причины нестабильности недавних лет не нашли своего разрешения». Кроме того, комитет выражает свою обеспокоенность в отношении растущего количества заявлений относительно того, что такие демократические свободы как свобода собраний, свобода слова и средств массовой информации оказались под давление в минувшие месяцы. В связи с этим Комитет призвал власти расследовать все заявления и подчеркнул, что любые отступления в отношении защиты демократических свобод и прав будут неприемлемыми.[2]

Все это отнюдь не упрощает отношения с ЕС.  Вполне понятно, что получение долгожданного ассоциированного членства на десяток шагов приблизит  Украинук Евросоюзу. Соглашение включает в себя и создание зоны свободной торговли, и введение безвизового режима. Однако на данный момент имеютсяопределенные разногласия по ряду вопросов...

Продолжение следует...



[1] http://www.president.gov.ua/ru/news/16625.html

[2] http://korrespondent.net/ukraine/politics/1123398

Ромащенко Валерия, г. Москва


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение