Опять не ждут в ЕС? Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В своей прошлой работе я подробно останавливалась на «многовекторной» политики Кучмы и частично затронула политику Януковича. В этой работе хотелось остановиться непосредственно на политике Януковича в треугольнике Москва-Киев-Брюссель.Надо сказать, что возвращение украинского руководства к «многовекторному» курсу эпохи Кучмы было неизбежно не только по политическим, но и по экономическим причинам. Абстрагируясь от энергетических вопросов двусторонних отношений, мы видим следующую картину: Россия уже давно не представляет собой единственно возможный центр интеграционного притяжения. И реальной альтернативой интеграционных инициатив Москвы является Евросоюз.
Опять не ждут в ЕС? Ч.1
Опять не ждут в ЕС? Ч.1

В своей прошлой работе я подробно останавливалась на «многовекторной» политики Кучмы и частично затронула политику Януковича. В этой работе хотелось остановиться непосредственно на политике Януковича в треугольнике Москва-Киев-Брюссель.

Надо сказать, что возвращение украинского руководства к «многовекторному» курсу эпохи Кучмы было неизбежно не только по политическим, но и по экономическим причинам. Абстрагируясь от энергетических вопросов двусторонних отношений, мы видим следующую картину: Россия уже давно не представляет собой единственно возможный центр интеграционного притяжения. И реальной альтернативой интеграционных инициатив Москвы является Евросоюз.

Вполне понятно, что европейский вектор, как приоритетное направление внешней политики был выбран неслучайно. Украина рассматривает процесс интеграции в рамках ЕС как положительный, поскольку в конечном итоге он означает расширение зоны стабильности, безопасности, экономического процветания. Вместе с тем, Украина, сделав де-юре выбор в пользу европейской интеграции, де-факто продолжает стоятьперед сложной дилеммой поиска стратегических ориентиров.

Сама идея европейского выбора Украины распадется на две цели и причины. Первая: Европа для обычных граждан страны привлекательна приоритетами общедемократических ценностей, высокой социальной защиты населения, высокими стандартами жизни, минимальным процентом безработицы и большим количеством рабочих мест, стабильностью. Сюда же можно отнести и национальную идею под лозунгом «возвращения в Европу».

Вторая причина, которая не часто предается огласке - это то, что членство Украины в ЕС сведет к минимуму возможность широкой интеграции, включая экономическую Украины и России.

Сегодня в отношенииУкраины действует так называемая «Европейская политика соседства», кроме того, с 2009 года работает программа Восточное партнерство, которую многие российские эксперты восприняли как прямую альтернативу российским интеграционным усилиям.

Надо сказать, что такое предположение не далеко от истины. Даже после прихода Януковича к власти европейское направление внешней политики остается приоритетным. В этом смысле, знаковым событием было посещение Брюсселя 1 марта 2010 г. (первый зарубежный визит нового президента), где Янукович в очередной раз заверил, что «дляУкраины европейская интеграция - это ключевой приоритет внешней политики, а также стратегия осуществления системных социально-экономических реформ». А глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, со своей стороны, отметил, что «у Украины есть европейское будущее» и «Украина будет частью европейской интеграции». [1]

Вполне возможно, что так оно и будет. Однако, несмотряна подписание большого количества документов и разнообразные заверения от первых лица Украины (как письменные, так и устные), что она будет проводить все демократические, социальные и политические реформы, которые требует от него ЕС, интеграцияв Евросоюз остается делом далекого будущего. Для полного выполнения всех положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве понадобится поразным оценкам от 15 до 20 лет, возможно именно поэтому политическая элита хочет как можно быстрее заключить с ЕС Европейское соглашение, которое предоставит Украине так называемое «ассоциированное членство в ЕС», где, в отличие от Копенгагенских критериев полноценного вступления,четких критериев для подписания Европейского соглашения не существует.

После прихода Януковича к власти достаточно конкретно были обозначены цели Украины в направлении евроинтеграции на ближайшее будущее. Во-первых, получениеассоциированного членства. Во-вторых, безвизовый режим. В-третьих, создание зоны свободной торговли. Вот только четкой стратегии и тактики кдостижению этих целей выработано так и не было.

Непоследнее значение для Украины имеет и возможность для получения новых технологий, дополнительных инвестиций, причем на тех условиях, которые не затрагивают политические интересы новой украинской элиты.

Однаковсе оказалось не так гладко, как хотелось бы правящей элите. В последнее время на Западе растет недовольство эрозией демократии, все чаще появляется информация о давлении на СМИ. В интервью европейских деятелей и экспертов слышатся намеки на возвращение к авторитаризму Кучмы. СБУ приобрела образ ведомства, постоянно выходящего за рамки своей компетенции.

НедовериеЕвропы к демократическим институтам Украины ярко выражено в резолюции ПАСЕ, которая была принята на основе обсуждения доклада «Функционирование демократических институтов в Украине» (докладчики - Маилис Репс (Эстония) и Ренате Вольвенд (Лихтенштейн)). Непосредственно вдокладе, в части Обобщение, сказано, что мониторинговый комитет обеспокоен в отношении того, что нынешняя политическая стабильность в Украине «является хрупкой, так как систематические причины нестабильности недавних лет не нашли своего разрешения». Кроме того, комитет выражает свою обеспокоенность в отношении растущего количества заявлений относительно того, что такие демократические свободы как свобода собраний, свобода слова и средств массовой информации оказались под давление в минувшие месяцы. В связи с этим Комитет призвал власти расследовать все заявления и подчеркнул, что любые отступления в отношении защиты демократических свобод и прав будут неприемлемыми. [2]

Все это отнюдь не упрощает отношения с ЕС. Вполне понятно, что получение долгожданного ассоциированного членства на десяток шагов приблизит Украинук Евросоюзу. Соглашение включает в себя и создание зоны свободной торговли, и введение безвизового режима. Однако на данный момент имеютсяопределенные разногласия по ряду вопросов...

Продолжение следует...

[1] http://www.president.gov.ua/ru/news/16625.html

[2] http://korrespondent.net/ukraine/politics/1123398

Ромащенко Валерия, г. Москва

Теги: Украина

Поделиться: