Казахстан готовится к саммиту ОБСЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одним из значимых и ярких событий в истории казахстанской внешней политики является Председательство Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Как было отмечено в январском Послании Президента Н. Назарбаева: «…Высокая международная репутация Казахстана позволила нашей стране стать председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Таким образом, единогласное одобрение всеми членами ОБСЕ лидерства Казахстана в этой авторитетной Организации свидетельствовало о высоком доверии и признании деятельности нашей страны со стороны мирового сообщества, что можно назвать полноценной политической и дипломатической победой.
Казахстан готовится к саммиту ОБСЕ

Раушан Серик, старший научный сотрудник КИСИ при Президенте Республики Казахстан, кандидат исторических наук

Казахстан готовится к саммиту ОБСЕ

Одним из значимых и ярких событий в истории казахстанской внешней политики является Председательство Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Как было отмечено в январском Послании Президента Н. Назарбаева: «…Высокая международная репутация Казахстана позволила нашей стране стать председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Таким образом, единогласное одобрение всеми членами ОБСЕ лидерства Казахстана в этой авторитетной Организации свидетельствовало о высоком доверии и признании деятельности нашей страны со стороны мирового сообщества, что можно назвать полноценной политической и дипломатической победой.

В то же время председательство в ОБСЕ для Казахстана стало сложной и ответственной задачей: необходимо было показать свою геополитическую зрелость, приложить максимум усилий к достижению необходимых результатов в вопросах обеспечения евроазиатской безопасности и внести свой вклад в укрепление сотрудничества и взаимопонимания в Евро-Атлантике и Евразии.

Скоро период председательства Казахстана в ОБСЕ завершается. Оценивая его промежуточные итоги, можно смело утверждать, что Казахстан успешно справляется с этой ответственной миссией. Несмотря на то, что председательство в данной Организации ограничивается только одним годом (что затрудняет возможность осуществления долгосрочной стратегии развития ОБСЕ), Казахстану уже удалось достичь внушительных результатов.

Одним из главных успехов председательства стало проведение неформальной встречи министров иностранных дел ОБСЕ, в ходе которой было принято решение о проведении Саммита ОБСЕ в Астане, инициированного Президентом Н. Назарбаевым.

Говоря о востребованности и актуальности проведения Саммита в Астане в текущем году, следует обратить внимание на то, что настойчивость Казахстана в этом вопросе как государства-члена ОБСЕ и как председателя данной организации вполне обоснованна, что объясняется следующими обстоятельствами:

1. По итогам Парижского совещания Глав государств и правительств участников СБСЕ и согласно Парижской хартии для новой Европы 1990 г. было определено, что «Главы государств и правительств будут собираться раз в два года с тем, чтобы дать возможность государствам-участникам подводить итоги происшедших событий, делать обзор выполнения ими своих обязательств и рассматривать дальнейшие шаги в рамках процесса СБСЕ. В свою очередь министры иностранных дел будут собираться в качестве Совета регулярно, не реже одного раза в год». Однако, современная ситуация вокруг выполнения условий Парижской хартии позволяет судить о том, что членами Организации «игнорируются» нормы одного из основополагающих официальных документов.

2. С конца 90-х гг. ХХ столетия ОБСЕ все больше превращается в «формальную организацию». Государства-члены ОБСЕ начали утрачивать к ней свой интерес как к эффективной региональной структуре, в первую очередь, в области обеспечения безопасности на всем пространстве её ответственности.

3. В 1999 г. был проведен последний Саммит ОБСЕ в Стамбуле, и на протяжении последних одиннадцати лет встречи на высшем уровне не созывались. Вместе с тем, следует отметить, что саммит в Стамбуле был теоретически успешным и продуктивным, на нем был подписан адаптированный ДОВСЕ, были инициированы вопросы открытия транспортного коридора и многие другие глобальные вопросы, но драматическим является то, что эти принятые соглашения не выполняются государствами-членами ОБСЕ.

4. Немаловажным моментом является то, что в эпоху глобализации все участники мирового сообщества одинаково уязвимы перед современными вызовами и угрозами безопасности, которые в любое время могут выйти на первый план. Это, в свою очередь, требует скоординированных действий участников ОБСЕ.

Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства стали главными причинами актуализации казахстанским председательством проведения мероприятий высокого уровня. Саммит необходим Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он может стать историческим шансом для стран-участниц ОБСЕ найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы на огромном пространстве зоны ответственности ОБСЕ, адаптировать Организацию к сегодняшним реалиям.

В июле 2010 года Республика Казахстан инициировала созыв неформального Саммита министров иностранных дел (СМИД) государств-членов ОБСЕ в Алматы. По приглашению Действующего председателя ОБСЕ, Государственного секретаря – Министра иностранных дел Казахстана К. Саудабаева на неформальную встречу собрались главы МИД 56 стран-участниц Организации, высокопоставленные представители 12 государств-партнеров по сотрудничеству ОБСЕ, а также главы таких региональных организаций, как ОБСЕ, ЕС, НАТО, Совет Европы, СНГ, ОДКБ и СВМДА.

На диалоговой площадке основное внимание было уделено будущему европейской безопасности, получившему название «процесс Корфу». Ценность Корфу заключается в возможности обобщить подходы и идеи всех заинтересованных сторон с целью выстраивания цельной картины о параметрах новой системы безопасности на пространстве Евро-Атлантики и Евразии, отвечающей современным реалиям.

«Мы намерены расширить и укрепить консенсусное поле по основополагающим вопросам безопасности, а также по вопросам развития самой Организации. Мы будем делать все для того, чтобы ОБСЕ была структурой, признающей многообразие мира XXI века. Многие государства-члены ОБСЕ поддержали планы Казахстана, а также мое предложение о проведении Саммита ОБСЕ в Астане в этом году. Я предложил обсудить на Саммите актуальные проблемы безопасности в зоне ответственности ОБСЕ, ситуацию в Афганистане и вопросы толерантности. Наше председательство в ОБСЕ будет направлено на развитие безопасности и процветание народов всего мира», - сказал в Послании народу Казахстана Глава государства 29 января 2010 г.

По итогам СМИД государствами-членами ОБСЕ был решен главный вопрос повестки дня неформальной встречи глав МИД – достигнут консенсус по проведению Саммита ОБСЕ в Астане до конца 2010 г.

Проведение Саммита в Астане в конце этого года позволит актуализировать деятельность ОБСЕ и придать ей новый импульс в современных условиях, преодолеть кризисные явления в Организации и оживить Хельсинский процесс 1975 г., подтвердить единство государств-участников в их стремлении сформировать сообщество безопасности для XXI века.

Участниками СМИД ОБСЕ было высказано мнение о выработке эффективной повестки дня Саммита, которая бы включала наиболее актуальные проблемы. Учитывая интересы всех сторон, Казахстаном в качестве основы для дискуссий на высшем уровне были предложены следующие вопросы:

- формирование Евро-Атлантического и Евразийского сообщества безопасности;

- переподтверждение государствами-участниками приверженности всем нормам, принципам и обязательствам ОБСЕ в военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом измерениях;

- усиление институциональной основы ОБСЕ, ее трансформации в полноценную международную организацию;

- укрепление режимов контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности путем обновления Венского Документа 1999 года, а также восстановление жизнеспособности режима ДОВСЕ;

- совместная выработка путей мирного урегулирования затяжных конфликтов на пространстве ОБСЕ;

- обеспечение повышенного внимания задаче по противодействию транснациональным вызовам во всех трех измерениях ОБСЕ;

- расширение вовлечения ОБСЕ, в рамках ее мандата, в международные усилия по стабилизации и реконструкции Афганистана;

- адаптация Маастрихтской стратегии ОБСЕ к современным условиям, что поможет противодействовать экономическим вызовам в пост-кризисный период. По необходимости разработка Маастрихт плюс и обеспечение эффективной Евразийской экономической интеграции;

- укрепление общего потенциала государств-участников ОБСЕ по противодействию существующим вызовам в человеческом измерении, обеспечение толерантности и недискриминации, свободы СМИ, свободы передвижения и др.

Включение данных вопросов в повестку дня придаст большое значение предстоящему Саммиту не только на пространстве ОБСЕ, но в и глобальном масштабе. Успешное и результативное проведение Саммита глав государств и правительств в Астане может стать символом возрождения духа Хельсинки в новых исторических условиях.

Поделиться: