Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2010: Лидер нации и демократия.

15.10.2010

Автор:

Теги:

Габдуалиев М.Т.

кандидат юридических наук, доцент

Института «АТиСО»

Евразийская Академия

г. Уральск, Казахстан

Институт «Лидера нации» в конституционно-правовой жизни

Республики Казахстан

Хотя вопрос преемственности власти в Казахстане снят с повестки дня до 2012 год он все же тревожит политическую элиту, и не только ее. Проблемы правового регулирования и реализации конституционного права гражданина  участие в управлении делами государства довольно актуальны на всем постсоветском пространстве. Апрельские события нынешнего года в соседней Киргизии еще раз подтвердили насколько опасно отчуждение народа от власти, и насколько все мы заинтересованы в сохранении стабильности и мира на Евразийском пространстве.   

Сегодня много говорят о демократии - и не только в научных кругах; иногда официальные лица некоторых государств обвиняют друг друга в нарушении принципов демократии, при этом – в понятие «демократия» вкладывается разный смысл.

Недавнюю волну «цветных революций» в некоторых странах СНГ также называют проявлением «воли народа». Между тем, специальные исследования этих революций позволяют говорить о сопричастности зарубежных НПО к неконституционным способам свержения легитимно действующей власти путем незаконного финансирования беспорядков и искаженного освещения политических событий в зависимых от них СМИ[1]. Очевидно, что подобный захват власти ничего общего с демократией не имеет, а приобретает черты влияния зарубежных государств на внутриполитические процессы в стране. Игнорирование некоторыми «демократиями» государственных границ, - считает М.В. Глигич-Золоторева, - это одна из ключевых проблем современности[2]. Профессор А.П. Кочетков в своей монографии задается вопросом – «Как можно говорить о демократии в мире, где преобладают глобальные факторы ?»[3].

В связи с чем, справедливо мнение профессора Б.С. Эбзеева, что «народовластие способно раскрыть свой потенциал лишь постольку, поскольку опытом политического развития самого народа выработаны соответствующие формы организации народного суверенитета»[4]. У каждой страны свой путь к демократии, построению гражданского общества и воплощению идей конституционализма.

Новейшая история Казахстана подтвердила особую роль в конституционно-правовом развитии страны Первого Президента Республики Н.А. Назарбаева, а конституционные процессы последних лет характеризуются все большим укреплением статуса Президента в системе органов власти.   

Политико-правовой статус президента Казахстана в своем развитии прошел несколько этапов, что обусловлено, по мнению профессора В.А. Малиновского, особенностями внутриполитического развития республики, изменением содержательной стороны государственной власти[5]. Политическая составляющая эволюции института главы государства нашло свое глубокое освящение в специальных политологических исследованиях[6].

По действующей Конституции РК (статья 40) статус Президента определен как главы государства, высшего должностного лица, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющего Казахстан внутри страны и в международных отношениях.   В Конституции Казахстана 1995 года (схожей с Конституцией Франции V Республики) был реализован принцип сильной президентской власти, который соответствовал потребностям переходного периода.

Напомню, что французская конституция была принята в условиях серьезного политического кризиса, когда слабая фактическая парламентская республика оказалась неспособной справиться с угрозами национальной безопасности страны.

Эта ситуация была очень схожей с ситуацией начала 90-х годов в Казахстане. Если бы тогда у нас осталась прежняя советско-парламентская модель республики по Конституции 1993 года, то отсутствие традиций многопартийности и парламентаризма могло бы привести страну к серьезному политическому кризису из-за неготовности комплексно и в сжатые сроки решить проблемы переходного периода.  Президент, как и Монарх, является резервом власти, т.е. в случае кризиса власти Парламента и Правительства этот институт становится главной управляющей силой общества.

В своем интервью член Конституционного Совета РК, профессор В.А. Малиновский отметил, что «Президент – это стержень государственной власти, который объединяет народ и государство, действует как самостоятельный субъект конституционно-правовых и политических отношений, поддерживает рациональный баланс между центробежными и центростремительными силами в обществе и государстве»[7].

В специальных исследованиях справедливо указывается, что политическая необходимость фигуры президента вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут (во всяком случае на нынешнем этапе цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных (а точнее, неизбежных) тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым президент обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван цементировать государство, т.е. обеспечивать прежде всего устойчивость механизма властвования[8].

В мае 2007 года в Конституцию Республики Казахстан были внесены изменения и дополнения, которые коснулись в том числе и статуса Президента. По новой редакции пункта 5 стать 42 Конституции, ограничение избрания на должность Президента Республики одного и того же лица более двух раз подряд «не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан».

По этому поводу профессор Кельнского университета Ангелики Нуссбергер, выразила мнение, что «наиболее откровенный способ игнорирования демократических правил игры – отмена соответствующих временных ограничений, закрепленных в Конституции»[9]. В других исследованиях указывается, что «ограничение нахождения президента у власти определенным сроком и ограничение количества сроков его пребывания в должности являются важным правовым барьером, препятствующим превращению президентской власти в многолетнюю личную диктатуру»[10].

Между тем полагаем, что к  рассмотрению данного вопроса следует подойти более шире, поскольку «конституционное регулирование – это прежде всего политико-правовое регулирование, оно в максимальной степени наполнено политическим содержанием»[11]. Известно, что вопрос о легитимности – это вопрос о том, откуда берется право политической власти на требование повиновения и откуда берется долг народа повиноваться власти[12].

Сегодняшняя политическая ситуация в Казахстане схожа с периодами преемства власти в России, когда удачно решились вопросы перехода президентских полномочий от Б.Н. Ельцина[13] к В.В. Путину[14], а после – к Д.А. Медведеву[15]. Хотя некоторые эксперты характеризуют институт выборов в России как сугубо «фасадные»[16] - последние социологические исследования, проведенные Социологическим центром РАГС при Президенте РФ[17], наталкивают на другие выводы.

Так, в настоящее время отношение основной массы населения к Президенту России Д.А. Медведеву и Председателю Правительства РФ В.В. Путину вполне доброжелательное и в сугубо человеческом плане, и с точки зрения оценки их в качестве руководителей государства. Уровень доверия Президенту России составляет 67,6% (в 2009г.) и Федеральному Правительству – 56,7% (в 2009г.). Одновременно наблюдается низкий уровень доверия к политическим партиям.

В Казахстане, по данным опроса, проведенного Институтом политических исследований в обеих столицах и всех областных центрах страны, Президенту Н.А. Назарбаеву доверяют 80% жителей республики. Причем, больше сорока процентов не представляют, кто бы мог занять главный пост государства помимо действующего главы[18]. 

Это еще раз подтверждает тезис о том, что «человек и власть связаны многочисленными социально-историческими, правовыми, психологическими отношениями», что «каждому историческому этапу развития общества присущ определенный тип взаимоотношений человека и власти»[19].

Таким образом, очевиден тот факт, что появление института «Лидера нации» в конституционно-правовой жизни Казахстан неразрывно связано с социально-психологическим состоянием казахстанского общества на современном этапе его развития.

По мнению руководителя информационно-аналитического отдела ИАЦ  МГУ Алексея Власова, «Нурсултан Назарбаев – единственный гарант стабильности внутри Казахстана. Как бы не относились в мире к Назарбаеву, считая его демократичным или недемократичным правителем, но этот человек, с которым ассоциируется стабильность Казахстана как страны, выполняющей свои обязательства на международном уровне, в том числе и в экономической сфере»[20].

Поэтому не вызвало особого удивления принятие Парламентом в июне 2010 года Конституционного закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации», названного в широкой общественности «Законом о Лидере нации».

Закон «О Лидере нации» наделяет Первого Президента Республики Казахстан определенным объемом полномочий. Так, в соответствии со статьей 1 Конституционного закона РК от 20 июля 2000 года № 83-II «О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере Нации», Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру Нации в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:

1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;

2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народа Казахстана; входить в состав Конституционного Совета, Совета Безопасности Республики Казахстан.

Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан – Лидером Нации.

По сути, мы стали свидетелями того как социально-политическая практика развития Республики Казахстан придало новое звучание институту главы государства и наполнила его реальным историческим содержанием.   

В этом смысле удачным является сформулированный в свое время профессорами И.Е. Фарбером и В.А. Ржевским вывод о том, что «не статьи конституции должны стать меркой общественных отношений, а сами общественные отношения, их объективное содержание – меркой для конституционного учреждения юридических норм»[21]. Это означает, что «реальные общественные отношения (действительная Конституция) отражаются в конституционном праве и регулируются этим правом, или иначе говоря, служат предметом правового регулирования»[22].

Таким образом, реально сложившиеся конституционные отношения политического характера объективно предопределили принятие Закона «О Лидере нации».

Безусловно, реализация пассивного избирательного права на очередных президентских выборах – это конституционное право любого гражданина Республики Казахстан, соответствующего требованиям на должность Президента. По словам советника Президента РК Е.К. Ертысбаева, Президента РК Н.А. Назарбаева намерен выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2012 года[23].

Если к 2012 году политическая ситуация измениться (Н.А. Назарбаева не станет баллотироваться на очередных президентских выборах или Ак Орда[24] определиться со схемой «преемник» и будет избран новый президент), то Лидер нации как субъект конституционных правовых отношений будет осуществлять свои конституционные полномочия наряду с вновь избранным главой государства и другими органами государственными власти.

Убежден, что сохранение за Первым Президентом Республики Казахстан конституционных полномочий как Лидера нации придаст преемственность проводимым в стране реформам, уверенность в своем будущем гражданам Республики Казахстан, а также стабильность конституционной системе власти и предсказуемость политических процессов.

Как бы происходящие конституционные процессы в Казахстане, на первый взгляд, не «вписывались» в традиционные схемы передачи власти по образцу «западных демократий» с проведением конкурентных выборов, - другой путь преемственности власти – это путь огромных социально-политических издержек, потенциально опасных основам конституционного строя и национальной безопасности страны.     



[1] См. подр.: Лейн Д. Оранжевая революция: «народная революция» или революционный переворот? //ПОЛИС, 2010. №2. С.31-53.

[2] См.: Глигич-Золоторева. Верификация дефиниций конституционной науки VS. «Увлечение общими местами» //Политика и общество, 2009. №5. С.6. 

[3] Кочетков А.П. Демократия и элиты. – М.: 2009. С.154.

[4] Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: 2007. С.5.

[5] См. подр.: Малиновский В.А. Глава государства суверенного Казахстана. А.: ВШП «Адилет», А.: 1998. С. 14-15.

[6] См. напр.: Ашимбаев М.С. Политический транзит: от глобального к национальному измерению. - Астана: Елорда, 2002. С.207-239; Сейлеханов Е.Т. Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы. – А.: 2009. С.77-92.

[7] Малиновский В.А. Высшая ценность – Человек //www.zakon.kz 29-08-2010

[8] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв.ред. В.В. Лазарев – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001. С.406-407. 

[9] Нуссбергер А. Ограничения президентской власти в посткоммунистических странах //Сравнительное конституционное обозрение. 2008. №5. С.58.

[10] Бобракова Н.В. Институт главы государства в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ. Автореф. дисс… канд.юрид. наук. – Саратов, 2008. С.17.

[11] Кабышев В.Т. Конституционные проблемы народовластия развитого социализма. Дисс… докт.юрид. наук. – М.: 1980. С.79.

[12] См.: Дибиров А.- Н.З. Теория политической легитимности. Курс лекций. – М.: 2007. С.24.

[13] См. подр.: Млечин Л.М. Борис Ельцин. Послесловие. – М.: 2007. С.255-267.

[14] См. подр.: Бушков А. Владимир Путин. Полковник, ставший капитаном. – М.: 2008; Соловьев В.Р. Путин. Путеводитель для неравнодушных. – М.: 2008.

[15] См. подр.: Медведев Р. Дмитрий Медведев: двойная прочность власти. – М.: 2009.

[16] См.: Рябушкина В.А. Современные квазидемократии //ПОЛИТИЯ, 2008. №4. С.115-116.

[17] См.: Бойков В.Э. Социально-политические ценностные ориентации россиян: содержание и возможности реализации //СОЦИС, 2010. №6. С.27-35.

[18] См.: Нурсултан Назарбаев по-прежнему пользуется крайне высокой популярностью среди населения Казахстана //Казахстанский информационный портал, 29.09.2010. www.zakon/engine/

[19] Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений //Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сб. научн.раб. – Р/Н/Д, Саратов, 1995. С.67-68.

[20] Власов А. Казахстан пошел по пути юго-восточных демократий //Информационно-Аналитический Портал, 14.05.2010. www.ia-centr.ru/expert/7992/

[21] Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. – Саратов, 1967. С.15-16.

[22] Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Указ. Соч. С.16.

[23] См.: Интервью Е.К. Ертысбаева «Президент идет на выборы» //Свобода слова, 2010. 16 сентября, №34. С.7-7.

[24] «Ак Орда» - это администрация Президента Казахстана (аналог российскому выражению «Кремль»).  


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение