Москва во внешней политике России
Автор: ИАЦ МГУ
Москва во внешней политике России.
Решение о кандидатуре мэра столицы президент России должен вынести до 31 октября. Поэтому очень скоро интрига разрешится, и мы узнаем, ктостанет третьим мэром Москвы. Фамилии из короткого списка кандидатов на этудолжность не знаменуют радикальных перемен в управлении городом, ноподчеркивают главную задачу дуумвирата – мэр столицы РФ не должен бытьполитиком. В том смысле, в каком политикой занимался Ю.М. Лужков и другиегубернаторы ельцинского калибра из 1990-х. Оно и понятно, времена не те.Самостоятельными субъектами политического действия сегодня могут считаться лишьпервые два лица. Заметим, что некоторые наблюдатели даже и это мнение неразделяют, считая, что есть лишь один центр в лице премьера.
И, тем не менее, этому человеку должны быть присущиопределенные весовые околополитические характеристики. Это должен быть опытныйчиновник, управленец государственного масштаба с большими возможностямиаппаратного влияния на столичную и федеральную номенклатуру. Правда это неподразумевает возвращения старого термина «крепкий хозяйственник». Мэр долженорганично вписаться в Медведев-stile,поскольку вся перестановка оформлена и преподнесена как шаг президента, значит,и кандидатура должна отвечать инновационным требованиям Медведева. Кроме того,Москва ведь это не просто столица, это первая и главная витрина обновленнойРоссии: это и Сколково, это и Международный финансовый центр и многое другое.Небольшая иллюстрация поставленных задач. В рейтинге PricewaterhouseCoopers(PwC) 100 крупнейших городов мира по размерам ВВП, Москва, чья доля в ВВПРоссии превышает 20%, оказалась на 15 месте (2009 год). К 2025 году, попрогнозам PwC, Москва может занять уже 12-ю позицию. Лужков сделал серьезныйрывок, и он будет продолжен, но в тоже время эта картина полностью отражает дисбалансыконсолидации львиной доли ресурсов РФ в одном главном Городе.
А теперь посмотрим с другой стороны. Позиции Москвы какмирового финансового центра остаются более чем скромными – аналитики определилией 67-е место из 75-ти (это уровень Манилы, Праги, Лиссабона). Напомним, что впрошлом году правительство Путина одобрило концепцию создания международногофинансового центра в Москве, предполагается, что наша столица сможетконкурировать с ведущими центрами "евроазиатского пространства" уже к2012 году. Назревает еще один неисполненный план в ряду множества других.
Если следовать путинской установке, то предполагается, что Москвас новым мэром очень быстро, по разным позициям должна превратиться в городудобный для ведения глобального бизнеса. Это подразумевает соответствующийуровень доступности и качества услуг: приемлемое соотношение цены и качества гостиничныхуслуг, отсутствие пробок, развитые транспортные коммуникации общественноготранспорта, здоровую экологию, отлаженную систему безопасности, наконец,приемлемый уровень толерантности. В целом, это конечно задачи внутреннейполитики и качества управления. Но эффективная работа на этих направленияхпотребует соответствующего обслуживания этих задач внешней политикой столицы.
Период Лужкова был ознаменован не просто наличием у столицывнешней политики, дополняющей государственную. Московскому градоначальнику былприсущ элемент некоторой экстравагантности – вспомним поворот сибирских рек,радение за «русский мир» и т.д. Но была обозначена и серьезная попыткаввязаться в дела СНГ. На рубеже 1999 – 2000 года московским правительством былосоздано несколько фондов («Москва-Крым», «Севастополь-Москва», «Фонд им.Ю.Долгорукова»), все они были нацелены на продвижение гуманитарных и социальныхпрограмм Москвы на пространстве бывшего СССР и стали прообразом будущихфедеральных структур, таких как фонд «Русский мир». Эта политика была не тольколичной убежденностью столичного градоначальника, но являлась существеннымдополнением внешней политики РФ, отражающим чаяния многих россиян и частиэлиты. Также это имело и определенную практическую выгоду. В период переходногоэкономического кризиса 1990-х Москва создала прямые связи с регионами производителямисельхоз продукции бывшего СССР. Многие элиты государств СНГ получили через этотканал выход на крупнейший российский столичный рынок. У московского бизнесапроявился вкус к большим инвестициям в ближнее зарубежье. Москва сталатранзитным центром в выводе финансовых средств на Запад и в оффшоры.
В нынешних условиях высокой капитализации московскойэкономики перед столицей стоят другие задачи внешней политики, во всякомслучае, стилистически. Экзотичные взгляды харизматичного мэра теперь уйдут впрошлое, но сама тема «шефства» Москвы над рядом регионов СНГ видимо останется.Столичному мэру будет оставлен доступ на внешнеполитическую стезю. Причем этоне будет политическая привилегия, а скорее экономическая необходимость.
Для большинства участников СНГ город Москва это финансовыйлидер, откуда и куда направляются значительные внешние потоки – это платформа для долгосрочных инвестиционныхвложений. Москва стала центром продвижения международных промышленных иторговых сетей в СНГ. Возьмите любую крупнейшую корпорацию первой мировойсотни, имеющую московский офис. Долгие годы, а во многих случаях до сих пор онявляется центральным офисом в отношении остальных стран СНГ. Понятно, что этоследствие того, что Россия является самым большим рынком в СНГ. Но именноМосква сосредоточила на себе рычаги этих рынков.
Еще несколько иллюстративных примеров статистики – кто, сколькоинвестирует и запрашивает инвестиций в Москве. По состоянию на начало апреля2010 года общий объем накопленного иностранного капитала в экономике Москвысоставил $96, 202 млрд. По состоянию на конец 2009 года в Москве былозарегистрировано 6537 предприятий с участием иностранного капитала. Наибольшееколичество зарегистрированных предприятий имеют происхождение из Кипра (1653),далее -- с участием капитала из Виргинских островов (625), Германии (466),Великобритании (337), США (306), Китая (297). По итогам II квартала 2010 годадоля Москвы составила 30,9% от общего объема поступившего иностранного капиталав экономику России. Характерно, чтосреди стран СНГ лидерами по привлечению прямых инвестиций в экономику города являютсяКазахстан, Азербайджан, Украина, Беларусь, Киргизия. Страны СНГ (придоминирующей доле Казахстана -- 44,4%) привлекли в совокупности $369 млн. (IIквартал 2010 года). Иными словами, значительная часть денег приходящих в Москвуявляется ранее выведенными в оффшоры (Кипр), или находящиеся в долевом участиисовместно постсоветского бизнеса.
Москва также активно инвестирует во вне. Объем инвестиций изМосквы, накопленных за рубежом на начало апреля 2010 года, составил $37, 830млрд., что на 24% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Москваинвестирует в 64 государства мира. Правда, в первых строчках опять оффшоры: Швейцария,Виргинские о-ва и Кипр.
В страны СНГ по итогам II квартала 2010 года было направлено$2, 446 млрд. или 6,5% всех направленных за рубеж инвестиций московскогопроисхождения (большая часть направлена в Беларусь). Москва и московскиекомпании на постсоветском пространстве вкладывают в торговлю, нефтехимическуюпромышленность, финансовую деятельность, рынок недвижимости, мобильную связь ителекоммуникации.
Столицы СНГ внимательно смотрят на то, как Москва решаетсвои транспортные и социально-экономические проблемы, как организует городскоехозяйство. От правительства Москвы зависит положение значительной части гражданСНГ. Москва является столицей легальной и нелегальной миграции постсоветскогопространства. До сих пор нельзя точно назвать цифру мигрантов из СНГ постояннонаходящихся в Москве (в качестве резидентов и не резидентов, легально и нелегально, с высоким социальным статусом и влача рабское существованиеработников коммунальных служб и разнорабочих на стройках). В Москвесконцентрированы все российские проблемы межнациональных отношений, здесьэкзаменуется способность адекватно решить проблемы коммуникаций между выходцамииз депрессивных регионов российского Кавказа и коренными москвичами, гражданамиживущими в подмосковных городах –спутниках. Здесь же ежедневно находятся и сотнитысяч выходцев из других регионов гигантской России. Всю эту массу Москвадолжна адаптировать сознательно, не пуская на самотек эти процессы.
Ротация руководства столицы должна быть оправданапроведением новой политики. Но скорее всего, мы увидим мало изменений, заисключением кадровых перестановок и элементов нового современного дизайнавласти. Выдвинутый список на должность мэра не является оптимальным. Во всякомслучае, там нет фигуры модернизации или хотя бы чиновника-реформатора снискавшегопопулярность. А это, в случае с мэром российской столицы, крайне важныйкритерий, повышающий репутацию московского правительства на международномуровне. Фаворитом является Сергей Собянин. Возможно, он и станет мэром. Однакоон был слишком закрытая и не публичная фигура, чтобы быстро стать «витриной»российской региональной власти. Другой из «короткого» списка ЕдРа – министр транспортаЛевитин также не бог весть какое лицо «модернизации», но считается, что онбудет поддерживать развитие транспортных коммуникаций столицы, ограничиваябылую утечку средств, и это уже хорошо. В Кремле и в Белом Доме имеют своикритерии выбора кандидатуры на пост мэра, ориентированные, прежде всего, навозможность максимального контроля города и лояльность самого мэра этогогорода. С этой точки зрения назначенный мэр и станет той самой оптимальной кандидатурой.Поддержка же населения и бизнеса ему будет обеспечена на безальтернативной основе.
Поделиться: